Российский мобильный ритейл: кто живее всех живых?

Конец 2008 – начало 2009 годов внесли в российский рынок мобильных телефонов значительные коррективы. При этом речь идет не о простом перераспределении сил основных игроков, а о новом переделе.

Начнем с того, что из-за кризиса рынок «просел» почти вдвое – в первом квартале 2009 года его объем сократился более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $819 млн. Это наименьший показатель за последние пять лет! Виной тому упавший спрос – в первом квартале 2009 года ритейлеры смогли продать лишь 5,48 млн. телефонов, что на 29% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, средняя стоимость купленных аппаратов упала на целых 35% и составила $150 или 5065 рублей.

Вместе с тем, банки стали менее охотно давать деньги в долг либо давать их под большие проценты. В некоторых случаях ставки дошли до 72% годовых! В результате, доля телефонов, приобретаемых в кредит, составлявшая ранее пятую часть всех продаж, сократилась вдвое. Если ситуация в банковской сфере в скором времени не стабилизируется, то эта цифра, скорее всего, продолжит движение вниз.

Впрочем, не все так плачевно. В годовом исчислении небольшого роста можно ждать в сегменте наиболее дешевых моделей и телефонов с сенсорными дисплеями. С первой категорией все понятно – в условиях финансовой нестабильности многие покупатели все чаще останавливают свой выбор на недорогих моделях. Вторая же группа устройств рассчитана на небедных «гаджетоманов», готовых за модную штучку выложить тройку-другую сотен долларов, невзирая ни на какие кризисы.

Передел розницы

С первого взгляда соотношение сил на российском рынке сотовых телефонов осталось неизменным или изменилось несильно. Лидер продаж, по-прежнему, компания «Евросеть», на втором месте «Связной». Хотя оба ритейлера не смогли избежать сокращения числа своих салонов: «Евросеть» закрыла порядка 3% наименее рентабельных точек по всей России, а «Связной» чуть больше – 9%. Впрочем, кризис винить в этом совсем не обязательно – вполне вероятно, что компании, что называется, «под шумок» провели чистку в своих рядах. Ведь закрыты были преимущественно маленькие павильоны, приносивших доходы в основном с приема платежей и продажи аксессуаров. Тем не менее, если присмотреться, то можно обнаружить, что сотовый ритейл в России уже не тот, что был еще год назад.

Ведь даже год назад операторов мобильной связи вряд ли кто рассматривал в качестве серьезных конкурентов для гигантов российской розницы. Западная модель продаж, когда аппарат предлагается с поддержкой сим-карт только определенного оператора, в нашей стране не прижилась. Попытка МТС выпустить несколько лет назад дешевый телефон под собственной торговой маркой также успехом не увенчалась (впрочем, к этой теме мы еще вернемся). Конечно, на витринах в крупных офисах операторов кроме конвертов с тарифными планами и карт экпресс-оплаты всегда стояли и телефоны, но их ассортимент и цены были далеко не самыми привлекательными.

Однако с осени 2008 года ситуация начала кардинально меняться. На фоне кризиса и возникших из-за этого проблем у ритейлеров операторы начали стремительно продвигаться в сектор розничных продаж, скупая активы терпящих бедствие продавцов. В итоге, в настоящий момент можно констатировать почти сенсационный факт, в который еще совсем недавно никто бы не поверил: не считая «Связного», на российском рынке сотовых телефонов не осталось крупных независимых игроков федерального масштаба.

Сохранить самостоятельность не смогла даже «Евросеть»: осенью 2008 года 49,9% акций крупнейшей в России сети салонов сотовой связи были приобретены владельцем торговой марки «Билайн», корпорацией «Вымпелком».


Из-за финансовых проблем многие салоны связи встретили своих клиентов пустыми витринами

Однако свято место пусто не бывает, и в образовавшиеся ниши после ухода одних продавцов приходят другие. К примеру, за мобильную розницу всерьез взялась МТС, увеличив число своих салонов по всей России.

Начинают расширять свою географию небольшие компании, ранее не не имевшие возможности составить конкуренцию стоявшему плотной стеной «первому эшелону». К примеру, в ряде регионов открылись салоны «Технолюкс». Примечательно, что головной офис этой компании расположен не в Москве, как мы уже привыкли, а в Белгороде.

Операторская модель

В Европе, Японии и Америке продажи телефонов, работающих с SIM-картами определенного оператора, - явление обычное. В России попытки внедрить данную модель предпринимала компания МТС. Некогда она уже продавала «залоченные» трубки Siemens, а в 2004 году и вовсе представила собственный телефон (вернее, под собственной торговой маркой – поставкой начинки и производством занималась тайваньская Arima, а разработкой дизайна российский Sitronics). Разумеется, телефон мог функционировать только в сетях МТС. При этом купить его можно было по двум ценам – за полную стоимость (на тот момент она составляла 2400 рублей) либо со скидкой, за 1800 руб. Чтобы эту получить скидку, необходимо было при покупке положить на счет 20 долларов.


Alcatel OT-S210 - новая попытка компании МТС вывести на рынок телефон под собственным брендом

Продавать новинку будут в комплекте с активно раскручиваемым тарифным планом «Супер Ноль», и при этом, что немаловажно, телефон не будет «привязан» к сим-картам МТС. Цена трубки вместе с указанным тарифным планом составит, предположительно, немногим более тысячи рублей. Модель будет позиционироваться как решение для тех, кто располагает ограниченным бюджетом или же просто ищет недорогое решение без излишеств.

Еще одним островком стабильности в бушующем море кризиса стал сегмент так называемых тачфонов, рублевая стоимость которых исчисляется, как правило, пятизначными числами. Анонсы большинства таких устройств проходят с достаточным резонансом (рекламные кампании, сообщения в специализированных СМИ), их цена высока, а желающих обзавестись модным гаджетом, несмотря ни на какие буйства экономической стихии, хоть отбавляй.


Рынку 3G падения пока не грозят. Возможно, из-за того, что в России этот сегмент находится в зачаточном состоянии

"Большая тройка" тоже не дремлет и постепенно разворачивает свои коммерческие 3G-сети в крупных городах России. К примеру, в Санкт-Петербурге и его пригородах широкополосный мобильный интернет предоставляют уже четыре оператора.

На основании этих данных можно смело предположить, что высокоскоростные сети передачи данных станут одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка мобильной связи в 2009 году и практически не будут затронуты кризисом.

Однако кризис не закончился, а это значит, что данная страница истории еще не дописана...


©






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.