Услуги пейджиговой связи

Журнал "Радио", номер 2, 1999г.
Автор: К.Ергебеков, г.Москва

    Пейджинг, или односторонняя передача личных сообщений на абонентский цифровой приемник - пейджер, начал активно внедряться в России в 1994 г. К середине 1998 г. в Москве уже было около 30 компаний, "торгующих эфиром", которые обслуживали почти 150 тысяч абонентов. Примерно столько же абонентов насчитывалось в остальных городах России. Если считать, что в Москве и области проживает, скажем, 15 миллионов человек, то получится, что услугами пейджинга здесь пользовалось не более 1 % населения. Много это или мало? Общее количество абонентов пейджинговых сетей в мире оценивается в сотни миллионов человек. По отношению к населению Земли это около нескольких процентов. Так что перспективы развития пейджинга в России есть, в особенности в регионах.

    На какие же потребительские услуги может рассчитывать человек, купивший пейджер?

    В первую очередь это, конечно, оперативная доставка адресатам личных сообщений. В среднем, от момента приема сообщения оператором до его передачи на пейджер получателя должно проходить не более минуты. При большом количестве абонентов в системе сообщения, отправляющиеся со скоростью, которая определяется параметрами канала связи (обычно это 1200 бод), образуют "очередь", что приводит к задержке их передачи. С ростом числа абонентов, компании-операторы стараются сократить время доставки сообщений. Они приобретают новые частоты, внедряют более высокоскоростные протоколы передачи данных, совершенствуют программное обеспечение своих систем.

    Итак, ваше сообщение передано в эфир. Пейджер должен его безошибочно принять. Иными словами, необходимо обеспечить нужный уровень сигнала в зоне абонентского обслуживания. Чувствительность внутренней антенны пейджера - несколько микровольт на метр. Обычно каждая компания-оператор делает необходимые замеры и проверки и показывает абонентам карту зоны уверенного приема. Естественно, в местностях со сложным рельефом, в особенности в крупных городах с множеством высотных зданий, не исключена возможность появления радиотеней. Это явление знакомо многим, как плохой местный прием в диапазоне УКВ. Например, телевизор без внешней антенны может с разным качеством принимать программу в двух противоположных углах комнаты.

    В настоящее время в пейджинговой связи используются два диапазона - 138...174 МГц (VHF) и 403...470 МГц (UHF). Волны первого диапазона за счет большей длины лучше огибают препятствия, благодаря чему радиотени на местности становятся меньше, а волны второго (почти в четыре раза короче) лучше проникают в полуподвальные этажи железобетонных зданий. И если с радиотенями компания-оператор борется установкой нескольких синхронно вещающих передатчиков, перекрывающих зону вещания, то со вторым эффектом особенно не поборешься. Так что, если вам приходится часто находится в местах неустойчивого приема, вроде подвалов, первых этажей зданий с металлическими решетками на окнах, - чуть лучше будет работать пейджер в диапазоне UHF. Вдали же от города при прочих равных условиях лучше использовать пейджер диапазона VHF, так как более высокочастотные волны сильнее затухают с расстоянием. Не стоит также забывать, что внешняя антенна пейджера способна увеличить его чувствительность в несколько раз, благодаря чему существенно возрастает дальность приема. При этом надо иметь в виду, что в городах обычно высок уровень промышленных помех, что может свести на нет эффект от использования внешней антенны.

    Ошибки приема сообщения видны на экране пейджера особыми "зачеркнутыми" символами (зависит от модели пейджера), а иногда, при полной невозможности декодировать текст, появляется сообщение "тоновый вызов".

    Конечно, если вы все время находитесь в одном городе и выбрали подходящего пейджингового оператора, со своевременной доставкой сообщений, у вас проблем не будет. Однако временами необходимо выезжать в другие города, за пределы зоны вещания. Чтобы адресованные вам сообщения находили вас и там, можно воспользоваться роумингом (от английского roaming - раскат). Роуминг предполагает дублирование ваших сообщений в заказанных вами городах (естественно, при наличии технической возможности). То есть ваше сообщение, переданное основной станцией, возможно принимать в других городах. Для организации роуминга требуется наличие пейджингового оператора в тех местах, где вы хотите его заказать, желательно на той же частоте (иначе придется менять пейджер при приездах и отъездах). Крупные компании-операторы, имеющие сети федерального масштаба ("Мобил Телеком", "Вессо-Линк", "Таском", "Радио-пейдж", "Информ-Экском", "Интерантенна"), могут обеспечить вам роуминг в нескольких десятках городах России и СНГ.

    Следует особо отметить услуги пейджинга, связанные с тоновым набором номера (DTMF). Ввод сообщений тоновым набором особо популярен за рубежом, где корреспондент может остановиться у любого уличного телефона-автомата, набрать телефон пейджинговой компании, код абонента, передать номер этого телефона-автомата и подождать в телефонной будке звонка (даже из-за границы). Абонент получает сообщение на цифровой пейджер, без участия операторской службы (что, конечно, сказывается на стоимости обслуживания), и звонит корреспонденту, ожидающему у другого автомата. В России это услуга пока невозможна, и так как продиктовать оператору несколько цифр можно примерно за то же время, ввод сообщений тоновым кодом остается вторичной услугой. Для сотовых телефонов практикуется переадресация входящего звонка на пейджер (ведь пейджер никогда не бывает занят).

    Владельцы обычных телефонов с определителем номера также могут позволить себе подобную роскошь - когда, например, номер звонящего вам абонента передается на ваш пейджер. Для этого также используется ввод сообщения тоновым набором - определитель номера перезванивает на специальный номер вашей пейджинговой компании и тоновым кодом передает ваш абонентский номер и определившийся телефонный номер (в определителе номера для этого используется специальная прошивка). Из сотовой связи пришел также сервис "голосовой почты" - когда ваш корреспондент может позвонить по специальному номеру компании-оператора, набрать тоновым кодом ваш абонентский номер и оставить на автоответчике свое сообщение. При этом вам на пейджер приходит извещение о том, что для вас имеется "голосовая почта". Вы звоните по специально выделенному номеру телефона, тоновым кодом вводите свой номер и пароль и прослушиваете оставленное для вас сообщение.

    С развитием и повсеместным внедрением сети Интернет появилась и услуга автоматической отправки сообщений из Интернета. Обычно компания-оператор предоставляет адреса электронной почты, куда можно послать электронное письмо в указанном формате, и сервера WWW, на который можно ввести сообщение непосредственно. Возможно, что в будущем терминалы Интернета заменят операторские службы, а роуминг будет близким к глобальному либо просто глобальным, когда появится возможность использовать сеть космической персональной связи, например, системы Иридиум.

    Интеграция пейджинга с компьютерными технологиями на этом не заканчивается - большинство пейджеров (например, очень популярный Motorola Advisor) может передавать в реальном времени принимаемые сообщения в последовательный порт компьютера. Вам будут необходимы только кабель и согласователь логических уровней сигналов для того, чтобы получить некий вариант однонаправленного радиомодема, правда, с не очень высокой скоростью.

    Передаваемые вам на пейджер сообщения, естественно, являются вашей личной информацией. С одной стороны, по закону о защите прав граждан вы имеете право на неприкосновенность вашей личной информации, и компания-оператор должна гарантировать это в контракте на абонентское обслуживание. С другой стороны, согласно требованиям СОРМ (системы оперативно-розыскных мероприятий), соблюдение которых записано в лицензии любой пейджинговой компании, ваши сообщения могут контролироваться спецслужбами (МВД и ФСБ), правда, только на основании судебного решения. Но сообщение, переданное в эфир, при желании примет любой, а декодировать посылку можно с помощью обычного персонального компьютера, используя программы, свободно распространяющиеся в Интернете.

    Конечно, для государственной связи предполагается использовать защищенные шифрованием каналы, но для частных лиц, которым требуется повышенная защищенность их информации, пока что выбор небольшой. Сейчас существует единственная в России организация, предлагающая услуги защищенного пейджинга (ЗАО "Авиателеком", дочернее предприятие НПП "Интерантенна"). Сообщения шифруются при передаче в эфир, а абоненту выдается пейджер специального типа, который дешифрует принятые сообщения.

    За все эти услуги приходится платить. Абоненты пейджинговых компаний обычно платят за абонентское обслуживание из расчета продолжительности срока обслуживания. Если контракт заключается на большой срок, например, на год, а не на месяц, компания-оператор предоставляет значительные скидки. Понятно, что верхняя граница стоимости абонентского обслуживания пейджера не может быть больше (а реально в два раза меньше) абонентского обслуживания сотового телефона. Поэтому снижающиеся тарифы на мобильную телефонную связь автоматически понижают стоимость услуг пейджинговой связи. В Европе, например, абонент вообще не платит за обслуживание - зато звонки в операторскую службу платные, примерно так же, как по междугородной связи. Так что вашему корреспонденту, забрасывающему вас десятками сообщений в час, или студенту, диктующему операторской службе ответы на экзаменационные билеты (и способствующему возникновению задержек при отправке сообщений), при такой схеме оплаты может придти солидный счет. Для введения таких прогрессивных методов оплаты, конечно, требуется достаточное развитие сопутствующих областей связи.

    Итак, услуги пейджинга в России постоянно расширяются, их стоимость падает, вводятся новые виды услуг (роуминг, интеграция с Интернетом, защищенный пейджинг) вместе с общим развитием инфраструктуры связи в стране. Конечно, у пейджинга есть принципиальное ограничение - однонаправленность. Но везде, где требуется быстрая передача короткой информации или вызова, этот вид услуг связи был и остается самым недорогим и популярным. Как гласит рекламный девиз компании "Оверпейдж":"Пара строк - всегда в срок".







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.