IBM PC первое знакомство

Журнал "Радио", номер 1, 1999г.
Автор: А.Ломов г. Москва

    Отличие компьютерной клавиатуры от аналогичной части печатной машинки состоит в том, что она располагает еще и управляющими клавишами, которые облегчают наше общение с вычислительной системой.

    На рис. 3 изображен внешний вид 102- и 105-клавишной компьютерной клавиатуры. Алфавитно-цифровые кнопки на них белые, тогда как управляющие - преимущественно серые. С алфавитно-цифровыми все более или менее понятно. А как же быть с управляющими? Их ведь так много... Для чего нужна каждая из них?

    На самом деле все очень просто. В верхнем левом углу клавиатуры в гордом одиночестве "сидит" кнопка Escape (или, сокращенно, Esc), название которой можно перевести на русский как "убегать". Она используется, как правило, для отмены наших неосознанных действий, а также для выхода из программ.

    Три группы по четыре кнопки в верхнем ряду - это так называемые функциональные клавиши F1 - F12. При работе с разными программами они выполняют различные функции, поэтому говорить о каком-либо конкретном их предназначении не имеет смысла. Кстати говоря, в ранних моделях клавиатур функциональных клавиш было только 10, и располагались они с левой стороны в виде двух вертикальных рядов по пять клавиш.

    Ниже, в главном алфавитно-цифровом блоке, с левой стороны "притаились" клавиши Tab ("табуляция", иногда маркируется двумя стрелками с ограничителями, одна из которых смотрит влево, другая вправо), Caps Lock ("блокировка заглавных букв"), Shift ("изменение", нередко обозначается широкой стрелкой, направленной вверх), Control ("управление") и Alt ("альтернатива"). С правой стороны разместились кнопки Backspace ("забой", обозначается еще направленной влево стрелкой) и Enter ("ввод", стрелка, идущая вначале сверху вниз, а затем разворачивающаяся влево).

    "Правосторонние" клавиши, оставшиеся неназванными, - дубликаты "левосторонних" Shift, Control и Alt.

    Клавиши Tab и Backspace чаще всего применяются при вводе и редактировании текста. Tab позволяет организовать отступ для "красной строки", а Backspace - "забить" последнюю набранную букву. Caps Lock включает режим работы клавиатуры, при котором все буквы вводятся заглавными. Клавиша Enter поистине универсальная. При работе с текстами Enter осуществляет переход на новую строку. Кроме того, практически везде она используется для подтверждения вашей позиции в разговоре с машиной. Shift , Control и Alt сами по себе никогда не используются. Они применяются только в сочетании с какими-либо кнопками, образуя клавишные комбинации, такие, например, как Control + F1, Alt + F4 и прочая. Для того, чтоб скажем, осуществить комбинацию Alt + F4, нужно сначала нажать Alt и, удерживая ее, нажать F4, после чего отпустить обе клавиши. Да, кстати, вместо полного названия клавиши Control чаще всего используется усеченное - Ctrl.

    Надо заметить, что клавиша Shift в сочетании с алфавитными клавишами позволяет вводить заглавные буквы (а также строчные в том случае, если включен режим Caps Lock). В сочетании же с цифровыми кнопками Shift используется для ввода разнообразных символов: "!", "#", "$" и т. п.

    Поскольку одни и те же алфавитно-цифровые клавиши применяются для ввода как русских, так и латинских букв, возникает вопрос, как осуществлять переключение между ними? Ведь классическая клавиатура IBM PC-совместимого компьютера, в отличие от популярных некогда машин отечественного производства, не имеет специализированной кнопки Rus/Lat. На помощь приходят все те же спасительные клавиши Shift, Ctrl и Alt. По причине, о которой будет рассказано несколько позже, единой комбинации переключения языка нет. На разных машинах это может быть, к примеру, левый Shift + правый Shift, Ctrl + Shift и т. д.

    Правее главного алфавитно-цифрового блока на клавиатуре находятся еще три секции клавиш, расположенные друг под другом. Эдакий полукрест, находящийся в самом низу, представляет собой ни что иное, как клавиши управления курсором. Забегая вперед, скажу, что курсор - это небольшой, чаще всего мигающий, указатель, перемещающийся по экрану. Перемещается он как раз с помощью этих клавиш (на них, кстати, изображены стрелки - влево, вверх, вниз и вправо, поэтому их еще называют клавишами-стрелками).

    Выше стрелок можно видеть секцию клавиш Insert ("вставка"), Delete ("удаление"), Home ("начало"), End ("конец"), Page Up ("на страницу вверх"), Page Down ("на страницу вниз"). Чаще всего эта "семейка" используется работе с текстом, но, как говорится, возможны варианты.

    Самый верхний ряд - это клавиши Print Screen ("печать экрана"), Scroll Lock ("блокировка прокрутки") и Pause/Break ("пауза/останов"). О них, с вашего позволения, как-нибудь в следующий раз.

    С самого правого края расположен блок цифровой клавиатуры. Хотя кнопки с цифрами есть и в главном блоке, цифровая клавиатура очень удобна при длительной работе с числами. Цифры расположены так, как на калькуляторе или кассовом аппарате. Кроме них, этот блок имеет также клавиши + ("плюс"), - ("минус"), " ("умножить") и / ("раз и дубликат клавиши Enter (аналог кнопки "равно" на калькуляторе).

    Следует сказать, что цифровая клавиатура работает только тогда, когда включен режим Num Lock ("блокировка цифр"). Клавиша, включающая его, находится в левом верхнем углу цифровой клавиатуры. Если же режим Num Lock выключен, кнопки цифровой клавиатуры дублируют клавиши стрелок, а также Home, End, Insert, Delete и т. п. Связано это с тем, что в ранни моделях клавиатур отдельных секций с клавишами стрелок и прочих кнопок управления курсором попросту не было. Когда же они появились, стрелки на старой, двухрежимной, цифровой клавиатуре решено было оставить в покое, дабы не раздражать пользователей, привыкших к ним, как к родным.

    Модели клавиатур, выпущенные после 1995 г., снабжены несколькими новыми кнопками, такими как Win (на ней изображен эдакий развевающийся флажок), Properties ("свойства" и turbo ("турбо"). Именно из-за них 102-клавишная клавиатура превратилась в 105-клавишную. А нужны они для работы с новыми программами фирмы Microsoft. Большего пока сказать не могу, но хочу еще раз обратить ваше внимание: привыкайте к этому имени - Microsoft. В дальнейшем мы очень часто будем произносить эти девять магических букв...

    И еще. В правом верхнем углу клавиатуры вы найдете три или четыре индикаторных лампы. Каждая из них отражает состояние "своей" кнопки - Num Lock, Caps Lock или Scroll Lock. По ним вы всегда сможете определить, включен или нет тот или иной режим. Четвертая лампа, встречающаяся не на всех клавиатурах, имеет подпись "OnLine" и индицирует исправное и прочное подключение клавиатуры к системному блоку.

    И раз уж мы заговорили о подключении, заметим, что кроме традиционных кабелей в последнее время становятся все более модными и другие, "беспроволочные" способы связи. Скажем, продаются инфракрасные клавиатуры и клавиатуры с радиоуправлением. Конечно, пока они дороговаты, но спустя несколько лет они наверняка подешевеют и вытеснят нынешние проводные модели.

    Окно в виртуальный мир

    Я, честно говоря, и сам не ожидал, что о клавиатуре можно говорить так много. Предчувствуя, что о мониторе получится никак не меньше, решил заблаговременно организовать новый раздел, дабы наше повествование не получилось занудно-бесконечным. Итак, с новыми силами...

    Для начала попытаюсь пояснить слово "виртуальный", встретившееся в заголовке. Предвижу, что с этим понятием знакомы не все. Дело в том, что современные компьютеры могут формировать на экране такие миры, которые очень-очень похожи на реальность. Иные увлеченные пользователи порой днями и ночами просиживают перед монитором, забывая все на свете, для того, чтобы почувствовать себя частью этих желанных миров. Но в то же время его экран безнадежно "тверд" и сформированные миры не так реальны, как хотелось бы. Модный нынче термин "виртуальная реальность" отражает именно такое, почти реальное состояние - своего рода грань между реальностью и фантазией. Ох, как же порой хочется преодолеть эту грань...

    Ну да ладно, хватит этих лирических отступлений. Перейдем собственно к монитору (иные именуют его дисплеем). По принципу действия он во многом напоминает телевизор. Его основу составляет кинескоп, или, если говорить по науке, электронно-лучевая трубка. Английский вариант этого термина - Cathod Ray Tube, CRT. Поэтому мониторы, построенные на основе кинескопов, называют CRT-мониторами.

    В последнее время CRT-мониторы вытесняются дисплеями, основанными на жидкокристаллической технологии (простейший пример жидкокристаллического дисплея - индикатор электронных часов). Они называются LCDмониторами, поскольку на английском языке название этих устройств звучит как "Liquid Crystal Display". LCD-мониторы тонкие и плоские, они намного легче, но пока и намного дороже традиционных "трубок". Тем не менее последние модели LCD-дисплеев по качеству изображения ничем не уступают самым совершенным CRT-мониторам, хотя LCD-экраны, применявшиеся в первых блокнотных ПК (портативных компьютерах размером с книгу; английское название - notebook), заставляли желать лучшего.

    Главным параметром любого монитора является длина диагонали его экрана (горизонтальный размер экрана к вертикальному всегда относится как 4:3). В настоящее время получили распространение 14-, 15-, 17-, 19-, 20-и 21-дюймовые мониторы. Понятно, чем больше диагональ, тем лучше, но стоимость мониторов с увеличением диагонали, ясно, не снижается. 14- и 15-дюймовые дисплеи применяются дома и в офисах, 17-дюймовые тоже постепенно входят в этот сектор, а вот все остальные пока доступны только профессионалам.

    Что еще надо знать о мониторах? Прежде всего, заметим, что монитор может работать в двух режимах: текстовом и графическом. В текстовом режиме он способен отображать только 256 стандартных символов, стандартным же шрифтом и стандартного размера, и ничего более. В графическом режиме на дисплее может быть что угодно - текст любой, даже самой причудливой формы, линии, круги, картинки, фотографические изображения и т. д.

    Лет пять назад мониторы 95 % времени работали в текстовом режиме. Он был придуман из тех соображений, что при работе с ним компьютер ведет себя наиболее "проворно". Но сегодня уже можно сказать, что необходимость в нем отпала, поскольку современные компьютеры обладают просто "заоблачным" быстродействием, и проводить часы у экрана, заполненного грязно-белыми буквами на синем или черном фоне, уже просто несерьезно. Поэтому в последнее время ситуация резко изменилась. Новейшие программные продукты основаны только на графике, и текстовый режим сопровождает монитор разве что в первые секунды старта компьютера.

    В обоих режимах монитор может работать с определенной разрешающей способностью (или просто - разрешением). Этот параметр отражает количество "элементарных частиц" изображения на экране. В текстовом режиме такими "элементарными частицами" служат знакоместа (в одно знакоместо помещается один символ), в графическом же - точки растра, или пикселы. Как правило, разрешающую способность в последнем записывают так: "640x480 точек". Первое число обозначает количество элементов по горизонтали, второе - по вертикали.

    Не менее важный параметр - цветность. От того, сколько цветов может отображать монитор, зависит реалистичность отображаемой "картинки". Современные мониторы способны оперировать с 16 миллионами (!) оттенков при разрешающей способности до 1280x1024 пикселов.

    Очень многое зависит не столько от самого монитора, сколько от контроллера, который согласует дисплей с процессором компьютера. Надо сказать, что для искушенных пользователей словосочетание "контроллер монитора" - выражение весьма непривычное, поскольку этот компонент системы обычно именуется ими иначе - графический адаптер, видеоадаптер или видеокарта.

    Так вот, качество вывода изображения в большей степени зависит именно от видеокарты. Для того чтобы понять, почему так происходит, нужно немного поговорить об ее устройстве. Видеокарта, по сути дела, представляет собой "компьютер в компьютере" - на ней установлен свой, местный, процессор и своя, местная, память. Естественно, результативность работы графического адаптера напрямую зависит от быстродействия его собственного процессора и объема его собственной памяти (которая называется видеопамятью).

    Кроме того, имеет очень важное значение и способ соединения видеокарты с центральным процессором ПК. Долгое время графические адаптеры вставлялись в обычный ISA-слот на материнской плате машины. Но со временем ограниченная пропускная способность ISA-магистрали стала тормозить компьютер. Поэтому, как только локальная шина VLB обрела реальные очертания, все видеокарты перепрофилировалис под нее. Сегодня же абсолютно все выпускаемые в мире видеоадаптеры ориентированы на наиболее быстрые локальные шины PCI или AGP.

    Самыми первыми видеокартами для IBM PC стали MDA (Monochrome Display Adapter - монохромный дисплейный адаптер) и CGA (Color Graphic Adapter - цветной графический адаптер). Они-то как раз и подключались к стандартной 8- или 16-разрядной ISA-шине ПК, обладая при этом весьма скудными (по нашим меркам) характеристиками: CGA, например, мог работать с разрешением 320x200 (четыре цвета) или 640x200 (два цвета). За ними последовали адаптеры Olivetti и Hercules, так и не заработавшие вселенской славы, хотя последний не без основания считался лучшим для работы в текстовом режиме.

    На смену CGA, Olivetti и Hercules пришли видеосистемы EGA (Enhanced Graphic Adapter - улучшенный графический адаптер). На мониторе, подключенном к такой видеокарте, уже кое-что можно было разобрать - максимальное разрешение составляло 640x350 пикселов при 16 отображаемых цветах.

    Стандарт VGA (Video Graphic Array - графический видеонабор) поставил с ног на голову все. Уже то, что незыблемая аббревиатура "GA" стала расшифровываться поновому, говорит о многом... С приходом VGA значительно изменился принцип взаимодействия видеокарты и монитора, что позволило резко увеличить возможное количество цветов.

    Далее последовали уже совсем "крутые" интерфейсы, такие как SVGA (Super - супер), E-VGA (Extra - экстра), PGA (Professional - профессиональный), XGA (eXtended - расширенный)... Между ними нет четких границ, и определяющим теперь является объем установленной на плате видеопамяти - наращивай ее и получишь качественно новый результат. Если 3-4 года назад графический адаптер SVGA, подключенный к слоту VLB и обладающий 512 килобайтами видеопамяти, был "мечтой идиота", то сейчас... Только для того, чтобы не казаться ретроградом, нужно иметь как минимум 2 мегабайта памяти на PCI-карте. Для серьезной работы нужно не менее 4 Мбайт, а профессионалу компьютерной графики (или фанату новейших компьютерных игр) не хватит и восьми.

    В последние два года стали популярными так называемые трехмерные видеоускорители, или 3D-акселераторы. Для них не представляет проблемы формирование даже самых что ни на есть сложнейших графических образов. На компьютере, оборудованном акселератором, можно создавать, к примеру, мультфильмы или движущиеся рекламные ролики.

    У мониторов и видеокарт есть и другие, не менее важные, чем перечисленные выше, параметры, но о них мы поговорим позже.

(продолжение следует)






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.