Видеотехника и звук. Сравнительные характеристики стереозвук

Журнал "Радио", номер 1, 1999г.
Автор: Ю.Петропавловский, г. Таганрог

    Некоторые модели современных видеомагнитофонов позволяют записывать и воспроизводить Hi-Fi стереозвуковые сигналы вращающимися головками. Об особенностях высококачественной стереозаписи в таких видеомагнитофонах и рассказано в публикуемой статье.

    Среди любителей высококачественного звуковоспроизведения распространено мнение о непригодности видеомагнитофонов со стереозвуковой записью в качестве компонентов для комплексов ЗЧ уровня Hi-Fi. Однако многие аудиофилы не отрицают возможности использования для таких целей высококлассных кассетных аудиомагнитофонов. Несмотря на то что основные технические характеристики большинства из них заведомо хуже, все же делается вывод об их лучшей "музыкальности", чем у стереозвуковых видеомагнитофонов при субъективном прослушивании. К тому же качество записи/воспроизведения десятков моделей стереовидеомагнитофонов считается чуть ли не одинаковым.

    На взгляд автора, такое мнение возникло из-за отсутствия объективной информации по стереозвуковым видеомагнитофонам как среди любителей звукозаписи, так и в специализированных аудиоизданиях. Чтобы избежать ситуации вроде "обсуждения" непрочитанных книг и непросмотренных фильмов, здесь сделана попытка более детально разобраться с этой проблемой.

    К сожалению, автору не пришлось работать с аппаратами VHS/Hi-Fi первых лет выпуска (начала 80-х годов), тогда их вообще редко кто видел. У нас они стали появляться в конце 80-х - начале 90-х и использовались в основном для просмотра зарубежных видеоклипов. Высокая цена (до 1000 долл. и более) исключала их применение для звукозаписи, да и цены на видеокассеты в 50...70 советских рублей были явно не "демократичны".

    Сейчас ситуация существенно изменилась: видеомагнитофоны VHS/Hi-Fi, S-VHS/Hi-Fi выпускают практически все фирмы-производители видеотехники, а многие из них наладили производство и видеоплейеров VHS/Hi-Fi, реализуемых по ценам около 200 долл., цены на видеокассеты упали до 1,5...2 долл. за Е-180. Поэтому теперь многие любители музыки могут позволить себе приобрести соответствующую аппаратуру для ее использования в целях записи звука с компакт-дисков и других источников.

    Отличие обычных видеомагнитофонов от Hi-Fi версий в первую очередь заключается в разной схемотехнике каналов звука. В таблице указаны сведения об особенностях звуковых трактов наиболее распространенных у нас моделей видеомагнитофонов и видеоплейеров VHS/Hi-Fi. Как видно из таблицы, каналы Hi-Fi звука большинства моделей выполнены на одной микросхеме (иногда двух) большой степени интеграции в корпусе для поверхностного монтажа.

Фирма,видеомагнитофон БИС стереотракта, изготовитель Микросхема предусилителя, изготовитель Микросхема канала монозвука, изготовитель JVC HR-D860E AN3931NC-A или AN3977C, MATSUSHITA AN3380NK, MATSUSHITA Н. и. HR-S6900EE JCP0038, JVC AN3380NK, MATSUSHITA Н. и. HR-J627MS, HR-J727MS, HR-P80A, HR-P90A (1) JCP0056, JVC BA7746FS, RHOM XRA7795LS HR-S7000EG (1) JCP0056, JVC AN3380NK, MATSUSHITA XRA7795LS PANASONIC (2) NV-HD70AM XLH7773KS, MACLORD Н. и. Н. и. NV-HS800EE, AG-4700BY XLH7773AKS, MACLORD Н. и. Н. и. NV-SR70AM, NV-HP10RAM XLH7773AKS,MACLORD BA7743FS, RHOM Н. и. NV-HD750AM, NV-HD650AM, NV-HD650EE BH7778AK, RHOM То же BA7795FS, RHOM AG-5700E BA7705K1, MACLORD То же Н. и. NV-FS88EE, NV-FS200EG XLH7773AKS или BH7770KS, MACLORD То же Н. и. NV-F55AM BH7770KS, MACLORD То же Н. и. NV-HD100AM,NV-HD100EE XLH7773KS, MACLORD То же Н. и. NV-F65EE BA7705K1, MACLORD Н. и. BA7766AS, RHOM AG-5260E XLH7773AKS, MACLORD BA7743HS, RHOM Н. и. SONY SLV-821 XLH7776K, MACLORD AN3327K, MATSUSHITA Н. и. HITACHI VT-F90EM AN3961NFBPA, MATSUSHITA Н. и. Н. и. MITSUBISHI HS-M58EE AN3976NFBP, MATSUSHITA Н. и. Н. и. BLAUPUNKT RTV-920EG (2) BA7700K1, RHOM Н. и. BA7766AS, RHOM (1) В БВГ моделей применен подшипник качения; (2) В БВГ всех моделей использован подшипник скольжения. Н. и. - нет информации. Во многих моделях моно- и стереотракты реализованы на одной БИС (совмещены).

    Похоже, что большинство основных схемных решений и патентов здесь принадлежит фирме MACLORD/HSSHSL (название воспроизводится по маркировке на корпусах микросхем, см. рис. 1). Поскольку логотип (фирменный знак) фирмы встречается на микросхемах различных изготовителей (RHOM, MATSUSHITA и др.), напрашивается вывод об отсутствии у нее собственного полупроводникового производства и о ее роли, подобной роли фирмы DOLBY в области систем шумоподавления и объемного звучания.

    Интересно, что фирма MATSUSHITA, видеомагнитофоны VHS/Hi-Fi которой у нас наиболее распространены, применяет БИС, а часто и целиком канал звука на отдельной плате, выполненные по идеологии MACLORD (с ее логотипом на корпусах микросхем). В то же время микросхемы собственной разработки и изготовления фирма MATSUSHITA поставляет другим производителям видеомагнитофонов: HITACHI, MITSUBISHI, JVC (ранние модели) и др. В последние годы фирма JVC выпустила собственные БИС для Hi-Fi каналов звука. Забегая вперед, следует отметить их высокие технические характеристики, которые лучше, чем у большинства остальных.

    В наиболее распространенных у нас моделях PANASONIC - Hi-Fi чаще всего применена многофункциональная БИС канала звука XLH7773AKS или один из ее функциональных аналогов BH7773AKS, BH7770KS, XLH7773KS. Упрощенная структурная схема звукового Hi-Fi тракта на этой микросхеме изображена на рис. 2. На рис. 1 показан внешний вид субмодуля Hi-Fi (Hi-Fi AUDUO PACK, REF. NO. 4500 SERIAS) видеомагнитофона PANASONIC - NV-HD100AM на такой микросхеме. В ее состав также входят не показанные на схеме узлы тракта записи/воспроизведения звука неподвижной головкой и различные коммутаторы входов и выходов.


Кликните на картинку, чтобы посмотреть схему в большем масштабе.

    В режиме записи сигналы ЗЧ левого и правого каналов от нужного источника (микрофона, линейного выхода, телевизионного тюнера) через коммутатор 1 поступают на усилители 2, управляемые напряжением. Коэффициент передачи последних либо устанавливают вручную, либо регулируется системой АРУ. Второй способ применяют во многих современных моделях видеомагнитофонов и видеоплейеров (PANASONIC: NVSR70AM, NV-HP10RAM, NV-HD100AM, NV-HD100EE, NV-HD650AM и др.). Однако использование АРУЗ вряд ли приемлемо с точки зрения любителей Hi-Fi записи/воспроизведения. Лучшие результаты получаются при ручной установке уровня записи, как это сделано в моделях PANASONIC: NV-F55EE, NV-FS88EE, NV-FS200EG, NV-HD100EC, NVHD650EE.

    При желании ручные регуляторы можно установить и в те модели, в которых они отсутствуют. Однако следует иметь в виду, что их установка в тракт ЗЧ на входе малоприемлема из-за возможного влияния на АЧХ и появления наводок. Лучше использовать те же способы, что и разработчики фирмы MATSUSHITA для рассматриваемой микросхемы. На рис. 3 показана схема включения сдвоенного регулятора уровня записи, а на рис. 4 - одинарного регулятора. Переменные резисторы R3, R6 (рис. 3) и R2 (рис. 4) с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота желательно применять с фиксацией в среднем положении. Лучше - малогабаритные, импортные. Размещают их вне видеомагнитофона. Керамические конденсаторы С1, С2 (рис. 3), С1 (рис. 4) располагают рядом с микросхемой. Остальные элементы следует распаять непосредственно на выводах переменных резисторов. Подстроечный резистор R1 (любой) служит для установки требуемого размаха сигнала ЗЧ в среднем положении регуляторов уровня записи.

    Сигналы ЗЧ с регулируемых усилителей 2 (см. рис. 2) через ФНЧ 3 с частотой среза около 20 кГц поступают на устройства линейных и нелинейных предыскажений (компрессоры) с целью улучшения соотношения сигнал/шум и динамического диапазона тракта записи/воспроизведения, как это принято для устройств с частотной модуляцией. Назначение компрессоров 4 - уменьшение динамического диапазона путем сужения девиации частоты и ширины спектра ЧМ сигналов, записываемых на магнитную ленту, и тем самым ослабление их влияния на сигналы яркости и цветности [1]. Узел 5 обеспечивает подъем частот выше 2 кГц по закону обычной RC-цепи с постоянной времени 75 мкс.

    Сформированные сигналы приходят на частотные модуляторы-демодуляторы 6 и 7 правого и левого каналов соответственно. Средние частоты 1,8 МГц для правого и 1,4 МГц для левого каналов устанавливают подстроечными резисторами VR4509 и VR4501 соответственно (обозначения даны для видеомагнитофонов PANASONIC: NVHD100, NV-F55EE и др.). При работе в системе NTSC частоты 1,7 МГц для правого и 1,3 МГц для левого каналов подстраивают резисторами VR4552 и VR4551 соответственно (некоторые видеомагнитофоны могут только воспроизводить в системе NTSC).

    Сигналы обоих ЧМ генераторов суммируются на резисторе R4542 и проходят на усилитель записи в блоке предварительных усилителей (HEAD AMPL C.B.A). Для варианта с микросхемой BA7743FS это - ее вывод 4.

    С выхода УЗ (вывод 22 микросхемы) ЧМ сигналы поданы на среднюю точку вращающегося трансформатора (в аппаратах NV-HD100, NV-F55EE это - контакт 9 разъема Р502 предусилителя, подключаемого к нижней части БВГ). ЧМ сигналы звука записываются без коммутации головок, так как выводы 14 и 15 микросхемы BA7743FS (и контакты 8 и 10 разъема Р502) при записи соединены с общим проводом, т. е. даже не контактирующая с лентой головка находится "под напряжением".

    В режиме воспроизведения усиленные сигналы с предусилителя (с вывода 8 микросхемы BA7743FS) поступают на двойной полосовой фильтр 8, электронно перестраиваемый резистором VR4550. Фильтр имеет две полосы пропускания около 150 кГц с центральными частотами 1,4 и 1,8 МГц (для NTSC - 1,3 и 1,7 МГц) для левого и правого каналов соответственно. ЧМ сигналы с его выходов приходят на те же, что и при записи модуляторы-демодуляторы 6 и 7. Узлы 4 при воспроизведении работают в режиме экспандеров для восстановления исходного динамического диапазона демодулированных сигналов, а устройства 5 обеспечивают их частотную коррекцию по обратному, чем при записи, закону. В результате на выходах БИС формируются сигналы ЗЧ правого (вывод 86) и левого (вывод 87) каналов для подачи на выходной коммутатор 9 и далее на гнезда аудиовыходов и через сумматор на телевизионный модулятор видеомагнитофона.

    Кратковременные провалы уровня сигналов ЗЧ маскируются компенсаторами выпадений 10. Однако следует признать, что их действие не позволяет полностью исключить появление треска при выпадениях с длительностью несколько строк. Это хорошо заметно при работе с изношенной или помятой магнитной лентой. Информация на запоминающих конденсаторах компенсатора выпадений обновляется каждые 20 мс при их обнулении одновибратором 11, управляемым импульсами переключения с системы управления.

(Продолжение следует)

Литература

1. Афанасьев А.П., Самохин В.В. Бытовые видеомагнитофоны. - М.: Радио и связь, 1989, с. 127-130







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.