Игровые программы "SEGA" - на видеокассетах

Журнал "Радио", номер 12, 1999г.
Автор: В. Ляхов, И. Насковец, г. Минск

Окончание. Начало см. в "Радио",1999,#11 "Радио",1999,#10

    УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КАРТРИДЖ

    Длина программ для игровых видеоприставок "SEGA" - от 128 Кбайт до 4 Мбайт. Универсальный картридж, схема которого показана на рис. 7, может хранить до 2 Мбайт, чего достаточно для 90 % известных игр. Дальнейшее увеличение объема памяти возможно, но было признано нерациональным из-за значительного удорожания устройства.

    Основа картриджа - микросхема DD4, представляющая собой ПЗУ с электрическим стиранием и записью данных (FLASH-память). Особенность ее работы в описываемом узле заключается в том, что данные записывают как восьми-, а считывают как 16-битные. Разрядность данных зависит от логического уровня сигнала, подаваемого на контакт B27 разъема картриджа. Если этот уровень низкий, FLASHпамять работает с восьмиразрядной шиной данных, а если высокий - с 16-разрядной. Кроме того, в последнем случае микросхема DD4 защищена от случайного стирания или записи данных.

    В картридже имеется и статическое ОЗУ - микросхема DD1. Во время записи программ в ней располагаются системные переменные и стек устройства сопряжения с видеомагнитофоном. В картридже, подключенном к видеоприставке, ОЗУ необходимо для работы некоторых игровых программ.

    Микросхемы DD2 и DD3 служат для дешифрации адреса и формирования сигналов управления FLASH-памятью.

    ЗАПИСЬ ПРОГРАММ В УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КАРТРИДЖ

    Чтобы записать в универсальный картридж хранящуюся на видеокассете игровую программу, необходим блок сопряжения с видеомагнитофоном. Его схема изображена на рис. 8. Картридж устанавливают в розетку XS2, а розетку XS1 "VIDEO" соединяют с одноименным выходом видеомагнитофона или видеоплейера. Питать блок можно от сетевого блока (адаптера) приставки "SEGA" через простейший стабилизатор с выходным напряжением 5 В (например, на микросхеме КР142ЕН5А).

    Все функции сбора, обработки и пересылки данных выполняет микропроцессор DD1. Кроме того, он формирует различные сигналы, необходимые для наблюдения за работой блока и контроля качества приема данных. Программа микропроцессора находится в ПЗУ DD12.

    Видеосигнал поступает на вход компаратора DA1 и преобразуется в импульсы с уровнями TTL. Порог срабатывания компаратора установлен выше уровня черного, поэтому телевизионные синхроимпульсы на его выход не проходят. Светодиод HL1 выполняет функцию стабилитрона с напряжением стабилизации примерно 2 В.

    Регистр сдвига D11 побитно накапливает данные, поступающие на его последовательный вход. Работой регистра управляет генератор временных интервалов, собранный на триггере DD2.1, двоичном счетчике DD10 и элементе DD3.1. После приема очередного байта данных на выходе элемента DD4.1 формируется импульс запроса прерывания процессора.

    На элементах DD4.4-D4.6 выполнен задающий генератор тактовой частоты 4 МГц для микропроцессора DD1 и генератора временных интервалов. Буферный регистр DD9 хранит разряды A15-A19 и A21 адреса ячеек памяти картриджа (напомним, что процессор Z80 имеет лишь 16-разрядную шину адреса).

    В триггерный регистр DD8 процессор заносит коды, управляющие индикаторами HL2, HL3 и старшим разрядом адреса ПЗУ DD12, а также блокирующие вход RESET процессора. Светодиоды подключены к регистру через элементы DD3.3 и DD3.4. Элементы DD5.1, DD5.2 служат для управления ПЗУ, а DD7.2-DD7.4 - регистрами DD8 и DD9. Инвертор DD4.3 и элементы DD5.3, DD5.4, DD6.2 формируют сигналы управления картриджем. Два триггера (один из них- DD2.2, второй собран на DD6.3 и DD6.4) вместе с элементами DD3.2 и DD6.1 генерируют сигналы, управляющие блоком при включении питания или нажатии на кнопку SB1 "Старт".

    Перед переносом игровой программы в универсальный картридж необходимо найти на видеокассете начало соответствующей записи и остановить ленту в этом положении. Вставив картридж в розетку выключенного устройства сопряжения, включают питание и нажимают кнопку SB1. Начинается процедура стирания содержимого картриджа, во время которой светодиод HL2 мигает. После ее окончания он гаснет, а HL3 загорается. Теперь можно переключить видеомагнитофон в режим воспроизведения и еще раз нажать кнопку SB1. В процессе загрузки светодиоды горят поочередно: HL2- во время приема модуля данных, HL3- межмодульной синхронизации. Загрузка всех 2 Мбайт картриджа занимает примерно 6,5 мин. О ее окончании свидетельствует мигание обоих светодиодов с частотой примерно 2 Гц. Если в процессе загрузки произошел сбой, частота мигания возрастает примерно до 10 Гц. В этом случае следует повторить все с самого начала: перемотать ленту, выключить и вновь включить питание блока сопряжения и очистить картридж. После успешной загрузки игровой программы универсальный картридж готов к работе с видеоприставкой "Sega".

    От редакции. Таблица кодов "прошивки" ПЗУ DD12 размещена на нашем сайте Как и в таблице кодов "прошивки" DD8, отсутствующие в ней ячейки ПЗУ заполнены нулями.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.