Автомобильные магнитолы

Журнал "Радио", номер 8, 1999г.
Автор: А.Шихатов, г. Москва

Продолжение. Начало см. в "Радио",1999,#4 "Радио",1999,#5 "Радио",1999,#6 "Радио",1999,#7

    Это последняя часть статьи "Автомобильные магнитолы". В последующих номерах редакция продолжит тему высококачественного звуковоспроизведения в автомобиле. Интерес к грамотному оборудованию автомобиля современной аудиосистемой, к постановке звука в салоне стремительно нарастает. В наших планах - рассказать о недорогих вариантах высококачественных автомобильных аудиосистем, для которых необходимы доступные компоненты и... умелые руки меломана, желающего получить звучание не хуже, чем в фирменных автомобилях с дорогой аппаратурой.
    Мы планируем также рассказать о принципах и приемах инсталляции аудиоаппаратуры в автомобиле, дать описание самодельных узлов и полного аудиокомплекса. Основой для публикаций служит постоянно совершенствующаяся аудиосистема нашего автора А. Шихатова, которая участвует в соревнованиях по автозвуку, соперничая на равных с многими фирменными комплектами аппаратуры и удивляя даже судей соотношением качество/цена.

    Пример усилителя класса H - микросхема TDA1560Q, развивающая выходную мощность 40 Вт на нагрузке 8 Ом при напряжении питания 14,4 В. Типовая схема ее включения приведена на рис. 15.

    Микросхема имеет функции управления режимами (выключена, режим ожидания, режим приглушения звука, работа в режиме B, работа в режиме H). Буферные конденсаторы емкостью 2200 мкФ обеспечивают практически удвоение напряжения питания в режиме H. Из приведенных на рис. 14 графиков хорошо видна зависимость максимальной мощности от емкости накопительных конденсаторов.

    ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПОНОВКА

    Компоновка узлов автомагнитолы определяется в первую очередь компоновкой ЛПМ и органов управления. Габариты магнитол ограничены шириной 178 и глубиной 150 мм. Высота стандартной магнитолы 50 мм, но в последнее время все чаще встречаются аппараты высотой 76 и 102 мм (соответственно полуторной и двойной высоты). Именно на такой размер рассчитаны установочные места во многих американских и японских автомобилях. В отечественных автомобилях, к сожалению, подобные аппараты установить непросто, хотя они имеют ряд достоинств. Увеличенные габариты корпуса позволяют снизить плотность монтажа и более рационально скомпоновать узлы. Охлаждение УМЗЧ облегчено, а мощность можно заметно увеличить. На увеличенной передней панели легко размещаются все органы управления, число которых в современной магнитоле может быть больше двадцати. В последнее время в таких корпусах размещают и комбинированные аппараты (магнитола и CD-проигрыватель).

    В магнитолах стандартных габаритов органы управления иногда выполняют несколько функций. Совмещенные (соосные) регуляторы громкости, тембра, баланса появились несколько десятилетий назад и давно уже стали "классикой". Редко используемые механические органы управления могут выполняться скрытыми, чтобы не загромождать переднюю панель. Так, фирма Blaupunkt использует для регуляторов тембра переменные резисторы с выдвижной осью, ручки-кнопки которых в нерабочем состоянии находятся вровень с передней панелью.

    С распространением электронных регуляторов в тракте ЗЧ, электронно-логического управления ЛПМ и новой элементной базы ряд компоновочных проблем отпал. Стало возможным регуляторы тракта ЗЧ разместить в непосредственной близости к УМЗЧ исдвинуть ЛПМ к боковой стенке корпуса. Упрощенная компоновка съемной панели уменьшила ее габариты. Например, первые магнитолы со съемными передними панелями были оснащены толкателями привода ЛПМ, что увеличивало толщину снятой панели до 30 мм, современная же съемная панель имеет толщину не более 15 мм. Съемные передние панели соединяются с управляющим микропроцессором многоконтактным разъемом, который является слабым местом конструкции. Даже золочение контактов не всегда обеспечивает бесперебойную работу - зимой при прогреве салона они запотевают, что приводит к ложным срабатываниям. Поэтому некоторые производители используют для связи с микропроцессором оптический канал, а через разъем подводят только цепи питания (например, ряд моделей LG Electronics).

    Органы управления современных магнитол выполнены на основе кнопок с малым ходом либо резиновых толкателей с графитовым покрытием. В зависимости от режимов работы одна и та же группа кнопок выполняет несколько функций. Так, кнопки фиксированных настроек могут управлять сменой дисков в чейнджере, режимами работы ЛПМ. Регулятор громкости через меню позволяет проводить другие звуковые регулировки - тембр НЧ иВЧ, баланс уровня по фронту и тылу (фейдер), настройки звукового процессора и др. Выход из меню звуковых регулировок - автоматический, через несколько секунд. Система меню широко используется для вызова редко используемых функций (установка часов, уровня начальной громкости при включении магнитолы, глубины тонкомпенсации, цвета подсветки дисплея, выбора сетки частот радиоприемника).

    Большинство производителей использует в качестве органов управления кнопки или клавиши разных размеров и формы, сгруппированные по функциональному назначению, но существуют и другие виды регуляторов. Так, фирма Sony использует для основных регулировок вращающееся колесико - энкодер, дополненное в последних моделях соосным рычажком переключения настроек приемника или дорожек CD-чейнджера. В магнитолах Clarion для той же цели применяется миниатюрный джойстик в виде качающейся пирамидки или полусферы. Для дистанционного управления можно использовать также выносной джойстик, монтируемый на руле, или инфракрасный пульт дистанционного управления.

    КЛАССИФИКАЦИЯ МАГНИТОЛ

    В поле зрения любого желающего приобрести новую аппаратуру могут оказаться автомагнитолы различного уровня сложности, поэтому имеет смысл еще раз классифицировать их, чтобы облегчить выбор при покупке и оценить возможности их самостоятельного ремонта и модернизации. Классификация современных магнитол проведена по функциональной насыщенности и техническим характеристикам, поэтому в одной ценовой категории могут оказаться аппараты, весьма отличающиеся по возможностям. Приводимое деление весьма условно, поскольку некоторые признаки могут встречаться и в других группах.

    Семейство магнитол одного производителя образуется на основе базовой платы, при этом в упрощенных моделях часть компонентов на плате отсутствует. Радиолюбителю средней квалификации даже без принципиальной схемы несложно найти точки подключения и ввести необходимые функции. Монтаж современных магнитол достаточно плотный, широко используются элементы поверхностного монтажа, но представляющие интерес узлы обычно либо смонтированы на субплатах, либо соединяются с остальной узлами проволочными перемычками, поэтому трудностей при ремонте и модернизации не возникает. Практически при эксплуатации всех моделей выходят из строя только УМЗЧ (при неправильном подключении питания и нагрузки) и электродвигатель (износ подшипников, коллектора, щеток). До износа переменных резисторов и узла тонвала автомагнитолы доживают редко. Основное техобслуживание - периодическая чистка рабочих поверхностей головок, тонвала и прижимного ролика. Современные ЛПМ не требуют смазки в течение всего срока службы.

    Первая группа - простейшие автомагнитолы. В настоящее время она представлена отечественными моделями и дешевыми аппаратами производства стран Юго-Восточной Азии. Приемник таких магнитол имеет аналоговую настройку, шкала может быть аналоговой, цифроаналоговой или цифровой. ЛПМ имеет механическое управление и рассчитан обычно только на воспроизведение и перемотку вперед, реже - имеет автореверс и перемотки в обе стороны. Переключение режимов работы приемника производится механическими переключателями с фиксацией, как правило, кнопочными.

    Регулировки в каналах ЗЧ производятся переменными резисторами, сам тракт двухканальный, выходная мощность УМЗЧ незначительна (3-5 Вт). Регулировка тембра, как правило, производится только по ВЧ "на завал". В некоторых моделях встречается 3-5-полосный эквалайзер или тонрегистры (режимы "classic", "rock", "pop" и др.). Выпускаются эти модели как в несъемном, так и в полностью съемном исполнении. Технические характеристики находятся на нижнем пределе требований к нормальному звуковоспроизведению, эксплуатационные удобства практически отсутствуют. Улучшить характеристики тюнера без кардинальной переделки невозможно, без существенных затрат модернизации можно подвергнуть только тракт воспроизведения и УЗЧ. Если автолюбитель предпочитает магнитофонные записи радиопередачам, такой выбор оправдывает экономию средств при покупке.

    Вторую группу составляют магнитолы начального уровня. Приемник имеет уже цифровую настройку и память фиксированных настроек. В большинстве моделей ЛПМ имеет механическое управление и обычно оснащен автореверсом, гораздо реже ЛПМ обеспечивает только воспроизведение и перемотку вперед. Регулировки в тракте ЗЧ, как правило, производятся переменными резисторами, но встречается и комбинированное управление (электронная регулировка громкости, остальные регулировки - обычные). УМЗЧ, как правило, рассчитан на работу в двухканальном мостовом и четырехканальном вариантах, выходная мощность составляет 2x(20...25) и 4x(5...7) Вт соответственно. Выпускаются как в несъемном, так и в полностью съемном исполнении.

    Технические характеристики как магнитофонной части, так и радиоприемного тракта достаточно высоки, но из эксплуатационных удобств есть только автоматическая настройка и память фиксированных настроек. Работа с разными типами ленты обычно не предусмотрена, системы шумоподавления отсутствуют. Во многих моделях на передней панели установлено гнездо линейного входа, предназначенное для подключения посредством кабеля (со штекером 3,5 мм) переносного CD-плеера. Линейные выходы, как правило, не предусмотрены. Несложные доработки, доступные даже начинающему радиолюбителю, позволяют значительно улучшить эксплуатационные характеристики магнитол этого класса и приблизить их по своим возможностям к аппаратам следующей группы. Типичные представители этого класса - "Sony XR-1253", "Sony XR-1853", "LG TCC-672X".

    Третья группа, самая многочисленная, представлена магнитолами среднего класса. В них установлены ЛПМ исключительно с автореверсом, в подавляющем большинстве моделей он имеет электронно-логическое управление. Магнитолы этой группы выпускают обычно в варианте со съемной передней панелью, несъемный вариант встречается реже. Все регулировки в тракте ЗЧ электронные, УМЗЧ - четырехканальный мостовой с выходной мощностью 4x(20...35 Вт). Остальные технические характеристики такие же, как и в моделях начального уровня, но значительно расширены эксплуатационные удобства (приглушение звука, включение радиоприемника во время перемотки ленты, автопоиск по паузам, часы, переключение цвета подсветки дисплея, анализатор спектра, RDS и т. д.). В отличие от упрощенных магнитол, в этих обязательно ручное или автоматическое переключение типа ленты, и практически во всех моделях имеется система шумопонижения Dolby B, а иногда и Dolby C. Во многих моделях, как правило, в наличии есть вход на передней панели, одна или две пары линейных выходов (фронтальные и тыловые) для дальнейшего наращивания системы. Такая магнитола без всяких доработок способна устроить достаточно взыскательного меломана. Типичные представители - "Sony XR-C850RDS", "Sony XR653SP", "Philips RC429 RDS".

    Четвертую группу составляют магнитолы - управляющие центры. По своим техническим характеристикам и функциональным возможностям они практически не отличаются от магнитол третьей группы (выходная мощность может быть повышена до 40...45 Вт на канал), но могут управлять CD- или MD-чейнджером совместимого семейства. Линейный вход у таких магнитол расположен на задней панели и активизируется только при наличии в системе чейнджера, ряд моделей имеет дополнительный линейный выход низкочастотного канала (сабвуфера). Протоколы обмена данными с головным устройством и соединители у разных производителей несовместимы, но в некоторых случаях проблему удается обойти с помощью устройства сопряжения. Приобретать такую магнитолу имеет смысл только в том случае, если в дальнейшем предполагается покупка чейнджера той же фирмы. Помимо чейнджера возможно также управление и другими компонентами того же производителя (например, внешним звуковым процессором). Во многих моделях этой группы есть встроенный звуковой процессор, позволяющий компенсировать временные задержки в кроссовере и разность времени распространения сигнала от различных групп излучателей, а также имитировать акустические характеристики определенных помещений. Типичные представители - "Pioneer KEH-P7600R", "Kenwood KRC-758RE", "Clarion ARX7470".

    В пятую группу, очень немногочисленную, входят магнитолы без УМЗЧ. Технические характеристики их в целом аналогичны четвертой группе, но функциональная насыщенность еще выше (системы CD-text, меню пользователя при управлении чейнджером и т. д.). Магнитола этой группы уже становится ядром высококачественной аудиосистемы с чейнджером, звуковым процессором, несколькими усилителями. Выпуск их, однако, почти прекращен, поскольку в роли ядра автомобильной аудиосистемы высокого уровня должен выступать цифровой источник сигнала.

    С распространением цифровых источников и устройств обработки сигнала появилась возможность устанавливать компоненты в любом удобном месте автомобиля. Такая компоновка позволяет разместить основной источник сигнала - CDчейнджер в багажнике рядом с усилителем и избежать проблем, связанных с длинными сигнальными проводами.

    Фирма Alpine выпускает системный контроллер "CRA-1656", в котором осуществляется коммутация источников сигнала и все звуковые регулировки, на приборной доске в этом случае остается только пульт управления системой. Радиоприемник или магнитола в этом случае становятся дополнительным источником сигнала и подключаются к входам высокого уровня.

    Но компакт-кассета как звуковой носитель за рубежом уже отмирает, сдавая свои позиции компакт- и мини-дискам. В нашей же стране она сохранит свою популярность еще лет пять-десять. Выпуск автомагнитол постепенно сокращается, а гонка за техническими характеристиками магнитофонной секции прекратилась уже давно. Поэтому появление автомобильной аппаратуры с CD- и MD-проигрывателями- закономерность. Помимо уже упоминавшихся чейнджеров, имеющих достаточно внушительные габариты, появились встраиваемые аппараты в габаритах стандартной магнитолы. Кроме однодисковых моделей, выпускаемых многими производителями, фирма Alpine предложила трехдисковый CD-ресивер с кассетной загрузкой "3DE-7886R", фирма JVC - трехдисковый же "KD-GT5R", а Nakamichi - шестидисковый со щелевой загрузкой "MB-100". Фирма JVC недавно выпустила комбинированный аппарат "KD-MX3000R", который работает и с CD, и с MD (считывающий механизм автоматически распознает тип носителя).

    У компакт-диска, при всех его достоинствах, только один недостаток - невозможность самостоятельно составлять фонограммы. Записываемые и перезаписываемые диски, как правило, не воспринимаются автомобильной аппаратурой. Поэтому прекрасная альтернатива и магнитофону, и компакт-диску - минидиск, разработанный фирмой Sony. Качество его звучания незначительно уступает компакт-диску, но зато его габариты значительно меньше, а гарантированное число перезаписей - до миллиона. Автомобильная аппаратура под мини-диск выпускается, помимо Sony, и другими производителями.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.