Интеллектуальные сети связи

Журнал "Радио", номер 6, 1999г.
Автор: С. Соловьев, И. Дорф, г. Москва

    Конкуренция, возникшая в последние годы на рынке услуг связи, заставляет операторов предлагать своим абонентам все новые услуги. В связи с этим и возникла концепция интеллектуальной сети (IN) - сети, в которой функции, связанные с предоставлением услуг, отделены от системы коммутации. Авторы статьи рассказывают об основных ее элементах и услугах.

    Среди услуг связи, интенсивно внедряющихся на телекоммуникационных сетях России в настоящее время, появляется их новый класс - услуги интеллектуальной сети связи. Это стало возможным благодаря тому, что на сетях связи сегодня уже имеется достаточное количество электронных цифровых систем коммутации, цифровых систем передачи. Широко внедряются и системы общего канала сигнализации # 7 (ОКС 7).(См. журнал "Радио", 1998, # 7, с. 72.)

    Концепция интеллектуальной сети (IN) включает в себя ряд международных стандартов, определяющих процедуры поддержки дополнительных услуг. Появление этих стандартов было инициировано производителями оборудования, заинтересованными в возможности его быстрой и экономичной реализации. Архитектура IN позволяет четко разделить все способы создания, обслуживания и эксплуатацию дополнительных услуг на некоторое количество программных модулей, имеющих строго определенные функции (рис. 1).

    Что касается самой технологии IN, то она позволяет, модернизируя всего лишь одну систему коммутации, предоставлять абонентам целого региона и даже нескольких регионов услуги принципиально нового вида. При этом не имеет значения, что в них используется разное оборудование коммутации, так как архитектура IN независима от типа сети связи. Однако на эффективность ее применения влияют способы доступа к услугам, системы сигнализации, способы маршрутизации и некоторые другие факторы.

    Реализовать услуги интеллектуальной сети связи можно на базе различных систем. Для сети общего пользования в России принята архитектура, соответствующая спецификациям Международного союза электросвязи (ITU) и Европейского института стандартизации в области связи (ETSI). В соответствии с этой архитектурой для предоставления услуг необходимо внедрить на базе системы коммутации пункты коммутации услуг (SSP) и пункты управления услугами (SCP) (рис. 1).

    Пункт коммутации услуг (SSP) представляет собой коммутационную систему, сохраняющую функции по управлению процессом предоставления основных услуг и оснащенную дополнительным программным обеспечением. Он обеспечивает инициализацию различных алгоритмов обслуживания вызовов, относящихся к интеллектуальной сети, выполняет директивы, поступающие от пункта управления услугами, отслеживает процесс обслуживания вызовов интеллектуальной сети, сообщая о соответствующих изменениях в процессе вызова в пункт управления услугами.

    Пункт управления услугами (SCP) программно реализует возможность предоставления услуг во всей IN, обеспечивая протоколы взаимодействия с другими ее элементами и поддержку базы данных.

    Пункт эксплуатации и пункт создания услуг (SCEP) реализуют возможности контроля и управления параметрами услуг, а также их модификации и тестирования.

    Пункт административного управления услугами (SMP) обеспечивает сбор информации о вызовах к услугам интеллектуальной сети и модификацию данных, необходимых для предоставления конкретной услуги.

    Услуги интеллектуальной сети связи достаточно широко распространены как в европейских странах, так и в Америке. Используя опыт других стран, в России были выбраны услуги, внедрение которых целесообразно на первом этапе благодаря их коммерческой привлекательности, а именно: вызов, свободный от оплаты; вызов с дополнительной оплатой; телеголосование; предоставление телефонной связи по кредитным, расчетным и предоплаченным картам.

    Услуга "Вызов, свободный от оплаты" (часто называемая "услуга 800") - одна из наиболее популярных. Она позволяет бесплатно (даже при междугородных и международных соединениях) получать требуемую информацию через номер телефонов, расположенных независимо от местонахождения организации, отвечающей на такие вызовы. Оплату вызовов осуществляют фирмы (называемые абонентами услуг), заинтересованные в предоставлении и распространении своей рекламной, коммерческой либо справочной информации.

    Как следует из самого названия, услуга "вызов с дополнительной оплатой" является платной; стоимость ее состоит из двух частей: оплаты за осуществление вызова и оплаты за предоставленную информацию. Использовать такую услугу можно, например, для получения юридических или медицинских консультаций. При этом консультанты могут работать в разных городах по удобному для них расписанию, а услуга может предоставляться вызовом по одному номеру телефона. Средства же интеллектуальной сети направляют запрос к соответствующему консультанту с учетом, например, расписания работы.

    Услуга "телеголосование" (она в качестве примера интеллектуальных услуг показана на рис. 2) позволяет обеспечить голосование вызовом определенного номера телефона, при этом осуществляется подсчет голосов, поступающих на разные номера телефонов. Номера телефонов для голосования рекламируются с помощью средств массовой или специализированной информации. Услуга применяется для социологических опросов, в интерактивном телевидении для выбора, например, фильмов или победителей в играх и т. д. Результаты голосования могут быть конфиденциальными или общедоступными.

    Интеллектуальная сеть позволяет оплачивать вызовы с помощью кредитных, расчетных и предоплаченных карт, что также является услугами такой сети. Номера карт, начисленный на них кредит и персональные идентификационные номера хранятся в базе данных средств интеллектуальной сети связи. Для оплаты используются стандартные кредитные карты (например, VISA, MASTERCARD и др.), а оператор сети связи предварительно заключает соответствующее соглашение с банками. В качестве расчетных используются карты, на которые по желанию абонентов начисляются денежные суммы для осуществления вызовов. Предоплаченные карты - это карты, покупаемые на определенную сумму, при исчерпании которой такие карты уничтожаются.

    При предоставлении услуг "вызов, свободный от оплаты" и "вызов с дополнительной оплатой" между оператором сети связи и/или оператором интеллектуальной сети и фирмой, предоставляющей соответствующую информацию, заключается договор, в котором задается алгоритм выбора номеров телефонов и номера, по которым предоставляется информация.

    Пункт коммутации услуг (SSP) в соответствии с номером, набранным пользователем услуги, делает запрос в пункт управления услугами (SCP). В этом пункте по заданному алгоритму выбирается номер телефона и выдается указание для пункта коммутации услуг на установление соединения в соответствии с данным номером и после соединения пользователь получает интересующую его информацию.

    При предоставлении услуг "вызовы по кредитной, расчетной или предоплаченной карточкам" между банком или другой коммерческой организацией и оператором сети связи и/или оператором интеллектуальной сети также заключается договор. В соответствии с ним в пункте управления услугами размещается информация о номерах карт, о начисленных кредитах или предварительной оплате (для предоплаченных карт) и персональных идентификационных номерах (PIN). Благодаря этому абонент, владеющий какой-либо из карт, может делать вызовы с любого терминального устройства сети связи и при наличии соответствующей суммы на карте будут устанавливаться любые соединения.

    При реализации услуги "телеголосование" организация, заинтересованная в проведении голосования по какому-либо вопросу, сообщает эти вопросы и предполагаемые варианты ответов оператору сети связи и/или оператору интеллектуальной сети. В пункте управления услугами организуются соответствующие счетчики для каждого варианта ответов на конкретный вопрос. Абоненты, участвующие в голосовании, делают вызовы по соответствующим номерам телефонов. Суммарное количество вызовов подсчитывается в счетчиках пункта управления услугами и отображается, например, на мониторах компьютеров или экранах телевизоров.

    В настоящее время средства интеллектуальной сети внедряются на сети связи общего пользования в Москве и Перми. Это позволит оказывать услуги как на территории одного региона, так и других при наличии соответствующих соглашений с операторами связи этих регионов. С ростом популярности, а следовательно, и с учетом трафика услуг интеллектуальной сети будет расширяться как спектр услуг, так и количество средств IN.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.