Компьютеры и музыка

Журнал "Радио", номер 5, 1999г.
Автор: Е. Степанова, г. Москва

    Сегодня персональный компьютер (ПК) настолько прочно вошел в нашу жизнь, что многие без него не представляют своего существования. Компьютер используют как вычислитель, игровую приставку, телевизор, факс, записную книжку и т. д. Эти примеры наверняка известны нашим читателям. Но есть еще одна очень интересная возможность использования компьютера, о которой знают далеко не все, - музыка. И здесь ПК - основа для создания небольшой личной "звукозаписывающей студии". Такая область применения еще недостаточно отражена на страницах журнала, поэтому мы решили восполнить пробел и начать знакомить наших читателей с "музыкальными" возможностями ПК.

    Применение компьютеров в музыке насчитывает восемь основных областей, каждая из которых частично пересекается с другой. Компьютеры могут быть использованы как МИДИ-секвенсеры, для редактирования и печати нотных партитур, для записи, воспроизведения и редактирования цифрового аудиосигнала, редактирования и сохранения синтезаторных "патчей" (наборов тембров), для "продвинутой" работы с МИДИ (сочинение экспериментальной компьютерной музыки), создания МИДИ-аккомпанемента, синтеза музыки и музыкального самообразования.

    СЕКВЕНСЕРЫ

    Это - наиболее широкая область применения компьютеров в музыке. Компьютер, оборудованный звуковой картой, МИДИ-интерфейсом и программой-секвенсером, может записывать и воспроизводить полную оркестровку, управляя несколькими синтезаторами и звуковыми модулями одновременно. При записи песни в компьютер можно слой за слоем создавать аранжировку, изменять партитуру по ходу работы. Процесс редактирования отображается на экране монитора, что позволяет достаточно легко освоить программу и в дальнейшем работать с ней. Когда МИДИ-треки полностью готовы, песню переводят в формат аудио (записывают на ленту или на жесткий диск), после чего в нее добавляют акустические инструменты и вокал. Существуют мощные программы-секвенсеры, позволяющие работать как с МИДИ-дорожками, так и с аудиотреками. Компьютер также может управлять внешним магнитофоном и воспроизводить МИДИтреки синхронно с аудиотреками, записанными на магнитофон.

    ЦИФРОВАЯ ЗАПИСЬ

    Цифровые магнитофоны бывают нескольких видов: DАТ-магнитофоны (цифровой "мастер-магнитофон", на который записывают сведенную стереофоническую фонограмму), многоканальные цифровые магнитофоны, пишущие на магнитную ленту (ADAT), хард-диск рекордеры, рабочие станции на основе компьютера.

    Компьютер должен быть оснащен преобразователями для воспроизведения звука: аналого-цифровыми на входе (АЦП) и цифроаналоговыми на выходе (ЦАП). Для IBM-совместимых компьютеров такие конвертеры выпускают в виде дополнительных звуковых карт, оснащенных также функциями МИДИ. В компьютерах Power Macintosh 16-битные конвертеры интегрированы в материнскую плату. Стандартом считают 16-битный формат (формат компакт-диска). В настоящее время появились и широко применяются 20- и 24-битные цифровые преобразователи. Наиболее качественные - конвертеры фирмы Digidesign. Продукция фирм Digital Audio Labs и Turtle Beach очень популярна. Ее стоимость невысока, а качество звучания вполне достаточно для любительской звукозаписи.

    Записанные аудиотреки хранят на жестком диске (винчестере) компьютера, который может быть как внутренним (IDE или SCSI), так и внешним (SCSI) диском.

    Аудиоинформация занимает много места на винчестере, но работа с этим форматом дает значительные преимущества. Это и высокое качество звука, и возможность делать резервные копии и менять местами треки, производить другие операции без какого-либо ухудшения качества сигнала. Возможности редактирования включают в себя не только монтаж (вырезание части фонограммы, копирование и т.д.), но и обработку сигнала с помощью эквалайзера и многих иных сложных алгоритмов, таких как компрессия, реверберация и т. д.

    Функции работы с цифровым аудио имеют многие программы-секвенсеры. Они позволяют записывать, редактировать и воспроизводить как аудио-, так и МИДИ-треки. Перечислим только некоторые из них. Это - Studio Vision фирмы Opcode, Digital Performer фирмы Mark of the Unicorn, Cubase Audio и Cubase VST фирмы Steinberg, Logic Audio фирмы Emagic. В отдельные треки можно записывать акустические инструменты и вокал, а потом обрабатывать сигнал и сводить многоканальную фонограмму в стерео.

    Простейшие аудиосеквенсеры позволяют записывать и воспроизводить один аудиотрек (стерео или моно). Профессиональные секвенсеры работают с 16 и более треками аудио. Для таких программ необходим компьютер с высоким быстродействием.

    РЕДАКТИРОВАНИЕ СИНТЕЗАТОРНЫХ ПАТЧЕЙ

    Такие программы называют "редактор/библиотекарь" (editor/librarian). К ним относятся, например, программы Sound Diver фирмы Emagic, Galaxy фирмы Opcode и многие другие. Они позволяют сохранить на жестком диске компьютера банк патчей (звуковых программ) из внутренней памяти синтезатора. Можно комбинировать патчи из разных банков и сохранять набор тембров в новом банке, а также редактировать сами патчи. Делать это в компьютере гораздо проще, чем в самом синтезаторе, так как удобный графический интерфейс облегчает общение с библиотекой звуков. Дисплей синтезатора - жидкокристаллический и имеет меньший размер, чем экран компьютерного монитора. С развитием сети Интернет стало возможно переписывать банки звуков с серверов фирм-производителей (нередко это - бесплатное удовольствие). Записанные банки данных можно потом редактировать в компьютере. Программа редактор/библиотекарь имеет базу данных, позволяющую осуществлять поиск нужного патча по категории или по ключевому слову. Например, можно дать задание программе найти все патчи бас-барабана, которые имеют в своем названии слово "techno" ("технобочка").

    НОТАТОРЫ

    Многие программы-секвенсеры предоставляют возможность редактировать партитуру в традиционном виде, т. е. в виде нот. Можно перемещать ноты с помощью мыши, вводить или отменять знаки, менять размеры, ключи и т. п. Окончательный результат распечатывают на принтере.

    Специализированные программы-нотаторы (Finale фирмы Coda Music Technology, Encore и др.) предлагают дополнительные возможности по редактированию. Они имеют больший набор специальных символов, весьма удобные функции и более точный контроль за тем, как будет выглядеть страница нотного текста при печати. Такие программы также позволяют вводить ноты с МИДИ-клавиатуры.

    Существует программное обеспечение с возможностью сканировать нотные листы и переводить партитуру в формат МИДИ. Программа работает по тому же принципу, что и программа распознавания текста. Вначале с помощью сканера создается графический файл, после чего его содержимое интерпретируется в формат МИДИ и/или формат, с которым работает программа-нотатор. Эта технология пока не вполне совершенна, но тем не менее помогает аранжировщику значительно экономить время. К числу таких программ относится Nightingale фирмы AMNS, NoteScan и др.

    ПРОГРАММЫ МИДИ-АККОМПАНЕМЕНТА

    Имеется несколько программ, с помощью которых можно создавать полную аранжировку для инструментальной группы. Эта аранжировка воспроизводится на любой мультитембральной аудиокарте, синтезаторе или звуковом модуле. Среди таких программ - Band-In-ABox фирмы PG Music, SuperJam фирмы Blue Ribbon Soundworks и Jammer фирмы Soundtrek. Программы имеют клише (templates) всех распространенных стилей музыки. С их помощью пользователь может задавать последовательность аккордов в песне, повторы отдельных частей, барабанные брейки и т. д. Некоторые программы позволяют также создавать свои собственные стили, изменять готовые (запрограммированные) стили и добавлять секвенсированные треки (например, мелодию) поверх автоматического аккомпанемента. Программы имеют много общего с автоаккомпанементом, имеющимся в недорогих домашних клавишных инструментах марок Yamaha, Casio и т. д. Однако они работают в компьютере, а не во встроенном секвенсере, и обладают дополнительными возможностями.

    ВИРТУАЛЬНЫЕ СИНТЕЗАТОРЫ

    К этой категории программ относятся как "чистые" синтезаторы, так и виртуальные ритм-боксы. Первые - MetaSynth, TurboSynth, GrainWave и другие для Macintosh, Generator и Reality для Windows - имитируют работу аналоговых синтезаторов (FM-синтез, гранулярный синтез и т. д.), позволяя получить из простой синусоиды замысловатые звуки, шумы, а также производить морфинг (плавное преобразование одного звука в другой) и другие операции. В настоящее время существует около 30 программсинтезаторов звука. Возможности простираются от синтеза моносигнала в программе Audio Architect до 16-тембральной рабочей станции-синтезатора Reality фирмы Seer Systems.

    Виртуальные ритм-боксы программируют секвенции из нескольких барабанных и мелодических паттернов и имеют функции обработки звука (цифровая задержка, эффект "дисторшн", фильтры и т.д.). К ним относятся программы ReBirth, GrooveMaker и др.

    "ПРОДВИНУТАЯ" РАБОТА С МИДИ

    Здесь речь идет о программе Max фирмы Opcode Systems. Она представляет собой специализированное программное обеспечение, ориентированное на экспериментальные цели (что-то типа набора "сделай сам" для программирования МИДИ). Эта программа работает на платформе Macintosh. Она преобразует один вид МИДИ-информации в другой. Например, на вход поступило сообщение о движении колеса модуляции на клавиатуре. Max может сделать из этого целый поток новых нот. Принцип работы этой и подобных программ известен как "алгоритмическая композиция".

    КОМПЬЮТЕРЫ И ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ

    Существуют программы для развития слуха, навыков чтения нот в разных ключах и для изучения основ популярных стилей. Программа Vivace фирмы Coda Music Software применяется в качестве аккомпаниатора для сольных инструменталистов. Она может играть синхронно, изменяя темп в соответствии с игрой музыканта. Это делается с помощью конвертера "pitch-to-MIDI" ("высота тона - МИДИ").

    МИДИ-ИНТЕРФЕЙСЫ И ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

    Изобретение МИДИ в 1983 г. впервые сделало возможным соединить в одну цепочку недорогие ПК и синтезаторы. Это многое изменило в жизни музыкантов и аранжировщиков, внесло в процесс создания музыки новые возможности, позволило автоматизировать операции, которые раньше приходилось выполнять вручную, и вооружило пользователя графическим интерфейсом, т. е. возможностью видеть то, над чем он работает.

    Итак, вы решили попробовать запрограммировать песню. У вас есть ПК с аудиокартой, пара секвенсерных программ и МИДИ-клавиатура. Как собрать из этого рабочую станцию? Что поможет соединить все эти части в единое целое и заставить их обмениваться данными?

    Чтобы МИДИ-информация могла восприниматься и обрабатываться компьютером, необходимо специальное устройство - МИДИ-интерфейс. Это отдельное устройство, подключаемое к компьютеру. Только компьютеры Atari серии ST имеют встроенные МИДИ-входы и выходы. К компьютеру Macintosh МИДИ-интерфейс подключают через принтерный или модемный порт. Для IBM-совместимых компьютеров существуют МИДИ-интерфейсы, которые включают в последовательный или параллельный порт, но чаще входят в состав звуковой карты. МИДИ-шнуры подключают к внешнему переходнику, соединенному с аудиокартой.

    МИДИ-разъемы выполнены в стандарте DIN (пятиштырьковые разъемы "европа"). Они слишком широкие, чтобы включаться в саму карту на задней панели компьютера, поэтому нужен переходник, который представляет собой пластмассовую коробку с двумя или более МИДИ-разъемами. Нередко он поставляется в комплекте со звуковой картой.

    Помимо МИДИ-интерфейса, компьютер нуждается в установке операционной системы, работающей с МИДИ и позволяющей производить обмен информацией между программным обеспечением и интерфейсом. В случае с IBM-совместимыми компьютерами (РС) необходимо инсталлировать МИДИ-драйверы либо с установочного диска Windows, либо с дискеты, которая прилагается к интерфейсу.

    На компьютерах Macintosh может работать несколько операционных систем МИДИ: во-первых, MIDI Manager, который устанавливается вместе с операционной системой MacOs; во-вторых, Open Music System (OMS) фирмы Opcode; в-третьих, система FreeMIDI фирмы Mark Of The Unicorn. Все три системы могут быть инсталлированы на один и тот же компьютер. Музыкальные программы при запуске будут вызывать ту из них, которая им необходима для работы. Система OMS входит в состав программ QuickTime для Macintosh и Microsoft Windows 95 для PC.

    OMS и FreeMIDI поставляются с музыкальным программным обеспечением Opcode и Mark Of The Unicorn. Помимо обмена МИДИ-параметрами между компьютером и интерфейсом, они позволяют производить МИДИ-обработку в реальном времени, включая разделение клавиатуры, и делают информацию (например, названия патчей, которые загружены в этот момент в конкретном синтезаторе) доступной для работы других МИДИ-устройств.

Демоверсии некоторых музыкальных программ можно найти в интернете Название программы Номер версии Описание Операционная система URL Deck 2.62 Программа многоканального монтажа и обработки звука MacOs Cakewalk Pro Audio 8.01 Аудио/МИДИ-секвенсер Windows 95/98 Studio Vision Pro 4.2 Аудио/МИДИ-секвенсер MacOs MicroLOGIC 2.0 МИДИ-секвенсер/нотатор Windows, MacOS SoundDiver 2.0.5 (Mac), 2.0.3 (Windows) Редактор/библиотекарь Windows, MacOs ReBirth RB-338 2.0.1 Виртуальный синтезатор/ритм-бокс Windows, MacOs Retro AS-1 1.3 Виртуальный синтезатор Windows, MacOs Audio Architect   Виртуальный синтезатор Windows 3.x/95 Groove Maker 1.1 Виртуальный синтезатор/ритм-бокс Windows 3.x, MacOs Generator   Виртуальный синтезатор Windows Cubase VST 4.0 Аудио/МИДИ-секвенсер Windows, MacOs Band-In-A-Box 8 МИДИ-аккомпанемент Windows, MacOS Pianist/Performance Series   МИДИ аккомпанемент/обучение игре на пианино Windows, MacOS






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2018 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.