IBM PC: первое знакомство

Журнал "Радио", номер 1, 2000г.
Автор: А. Ломов, г. Москва

    Часть 6. DOS и ее окружающий мир

    Сама по себе DOS никому не нужна - она лишь помогает прикладным программам, которыми мы пользуемся, найти "общий язык" с аппаратной частью машины и базовой системой ввода-вывода.

    Но для начала хотелось бы предостеречь некоторых читателей, которые, увидев заголовок статьи, поспешат отложить ее в сторону: опять, мол, про DOS, "устаревшую и бесперспективную". Дело в том, что материал этой части цикла, и вообще всех глав, посвященных DOS, поможет вам глубже вникнуть в "характер" других, более новых и сложных программных платформ.

    "Облик" DOS-программ

    Если приложения, работающие в Windows, похожи друг на друга как две капли воды, то этого нельзя сказать о программах для DOS. Среди них есть и угрюмые чернобелые "неудачники", сливающиеся с не менее угрюмым приглашением DOS, а есть и настоящие "произведения искусства", работающие в графическом режиме и искрящиеся всеми цветами радуги.

    Все программы для DOS можно условно разделить на несколько групп по виду интерфейса. Так, например, командно-строчные программы являются теми самыми "неудачниками". Все параметры, необходимые для работы таких программ, задаются непосредственно в приглашении DOS перед их запуском (вспомните синтаксис командного языка DOS). В результате этого командно-строчные программы действуют "молча" - ни о чем не спрашивают нас, а только выдают отчет о работе. Их кредо - "пришел-сделал-ушел".

    Командно-строчным интерфейсом обладают в основном драйверы и некоторые утилиты, от которых не требуется особого обаяния только бы исполняли свои конкретные обязанности. Примером может служить программа МЕМ.ЕХЕ, входящая в состав большинства версий DOS и вызываемая внешней командой MEM. Ее предназначение по первому требованию пользователя выдавать сведения об использовании компьютером оперативной памяти. Утилита "понимает" несколько различных ключей, в зависимости от которых ее возможности варьируются. Внешний вид экрана при запуске MEM с ключом /F (в этом случае программа выводит объем свободной памяти в пределах 640-килобайтного барьера) показан на рис.9.

    Более "высоким интеллектом" обладают программы с так называемым диалоговым интерфейсом. Как можно догадаться по названию, они "общаются" с пользователем на всем протяжении своей работы, подчиняясь его указаниям. Примером такой программы может явиться хорошо известный командный процессор COMMAND.СОМ.

    К концу 80-х диалоговый интерфейс, реализуемый в форме "вопрос - ответ" или "приглашение - команда", давно и безнадежно устарел. Поэтому ему на смену пришел интерфейс нового типа - оконного, который предполагает независимость различных элементов программы, в частности органов управления и рабочей зоны. Эти элементы располагаются в строго очерченных областях экрана (которые, собственно, и называются окнами), не мешая друг другу. Окна можно перемещать по экрану, изменять их размер, раскрывать и закрывать, накладывать друг на друга. Содержимое одного окна можно прокручивать в любом направлении (ведь объем текста, отображаемого в нем, зачастую намного превышает "габариты" самого окна), при этом другое окно остается неподвижным.

    Важно понять, что программы, имеющие интерфейс, претендующий на звание оконного, никогда не работают "сами собой". Для получения конкретных результатов недостаточно просто ввести в приглашении DOS имя нужного приложения, как это было в случае с командно-строчными и диалоговыми программами. Помните: у любой оконной программы только один "повелитель" - пользователь, и она будет ждать его указаний сколь угодно долго.

    Большинство программ с оконным интерфейсом предоставляют нам некоторый типовой набор органов управления, интуитивно понятных любому более или менее опытному пользователю. К ним относятся так называемые спускающиеся меню, расположенные в верхней строке экрана. При вызове одного из его пунктов раскрывается окно, в котором предлагается более точный выбор. В окнах рабочей области нередко используются линейки прокрутки, позволяющие с помощью мыши перемещаться вверх-вниз и вправо-влево по содержимому окна, например, по тексту редактируемого документа. Специальный "движок" на линейке прокрутки показывает, как далеко от начала текста мы находимся.

    Тем читателям, которые толькотолько начали делать первые шаги в мир компьютерных знаний, откровения о прелестях оконного интерфейса ровным счетом ничего не говорят. И в самом деле, лучше один раз увидеть, чем сотню раз услышать. А посему взгляните на рис.10, который наглядно демонстрирует возможный внешний вид экрана при работе с программой, имеющей оконный интерфейс.

    Расположенные в левой и правой частях экрана диалоговые окна служат для задания параметров работы тех или иных компонентов программы. На первый взгляд, они мало отличаются друг от друга. И то, и другое содержат по нескольку опций, слева от которых в круглых или квадратных скобках расположены значки (точки, крестики, галочки и т.п.), отмечающие выбор пользователя. Но если в левом окне любая из опций может быть выбранной или невыбранной независимо от других, то в правом можно выбрать лишь одну из списка. Поэтому значки выбора в левом окне носят название флажков, а в правом радиокнопок. Последние своим названием обязаны кнопочным переключателям многодиапазонных ра диоприемников - когда в них нажимаешь на клавишу выбора какого-либо диапазона, нажатая до того клавиша "отщелкивается", в связи с чем в каждый конкретный момент нажатой может быть только одна из них.

    Внизу экрана расположено еще одно окно, в правой части которого видна вышеупомянутая линейка прокрутки. Это окно своими краями перекрывает остальные, а это, в свою очередь, явный признак его активности. Другими словами, в настоящий момент работа происходит именно в этом окне.

    Окна часто могут иметь заголовок, в котором поясняется их назначение. Скажем, третье окно имеет заголовок "DOCUMENT.TXT", из чего можно понять, что в этом окне находится текст файла с таким именем.

    Обратите внимание на область заголовка нижнего окна, где находится маленький продолговатый прямоугольник, похожий на знак "минус". Этот орган управления называется "control box". Если направить на него "мышью" стрелку и щелкнуть левой кнопкой "мыши" один раз, появится небольшое меню, в котором можно выбрать одно из возможных действий над этим окном - переместить, закрыть, развернуть... Если же щелкнуть дважды, можно тем самым закрыть окно. Кроме него, в строке заголовка могут быть отдельные кнопки для развертывания и свертывания окна. Однако, как и control box, они имеются далеко не у всех окон и далеко не во всех программах.

    Диалоговые окна располагают кнопками типов "ОК" и "Отмена". Нажав на первую из них, вы даете понять программе, что "все о'кей", ваши установки следует принять. Вторая кнопка позволяет вовремя одуматься и оставить прежние установки, ничего не меняя. Как правило, кнопка "ОК" равносильна клавише , а "Отмена" - клавише . В более сложных диалоговых окнах можно встретить и другие кнопки, типа "Настройка..." против названия той или иной установки. Такая кнопка вызывает другое диалоговое окно, в котором можно более точно задать параметры нужной опции.

    При работе с оконными программами удобнее всего использовать "мышь". В приложениях для системы DOS указатель "мыши" обычно выглядит как прямоугольник красного, черного, белого или другого цвета, в зависимости от фона. Такой прямоугольник виден на территории" нижнего окна.

    Чаще всего при работе используется левая кнопка "мыши", намного реже - правая. Средняя кнопка не используется фактически никогда, да и не во всех "мышах" она есть. Заметим, наконец, что все действия, которые можно производить с помощью "мыши", доступны и при работе с клавиатурой, однако совсем без "мыши" - не жизнь, а каторга.

    Более подробно о работе с конкретными программами мы будем беседовать позже. А вот внешний вид одного из приложений с претензией на оконный интерфейс, - текстового редактора MS-DOS Editor фирмы Microsoft, входящего в комплект поставки последних версий DOS этой фирмы, покажем сегодня на рис.11.

    Читатели могут задать вопрос: в каком режиме работают оконные программы для DOS - в текстовом или в графическом? Если в текстовом, то каким образом рисуются рамки окон, тени, кнопки и прочие элементы управления? Если в графическом, то почему флажки и радиокнопки нельзя изобразить более красочными и наглядными?

    Подавляющее число DOS-программ, в том числе и снабженных оконным интерфейсом, работают в текстовом режиме. Не являются исключением и программы, изображенные на приводимых рисунках. А рамки, кнопки и прочие "архитектурные излишества" формируются из специально предусмотренных символов, которые именуются символами псевдографики.

    Вспомните, мы говорили, что машина способна распознавать 256 различных знаков, каждый из которых занимает в памяти ровно 1 байт. Так вот, армия символов псевдографики довольно велика - почти 50 знаков из 256 принадлежат к этой категории. Но подробно о символах - потом.

    Не следует, однако, думать, что абсолютно все DOS-программы ничего слаще морковки (в смысле текстового режима) не пробовали. Для DOS написано множество красивых программ с графическим интерфейсом. Графику используют почти все относительно новые компьютерные игры, абсолютно все графические редакторы. А в последнее время к "услугам" графического режима прибегают все больше и больше системных программ - так, например, пятую версию всем известного Norton Commander можно украсить графическими элементами управления. Графическим интерфейсом обладает и утилита Advanced Boot Manager долгопрудненской фирмы Paragon, дающая возможность содержать не одну, а несколько операционных систем на компьютере и переключать их по мере надобности. Вид экрана при работе с этой программой - на рис.12.

    А теперь пришло время вернуться к клавиатуре. Если помните, нами было рассмотрено назначение почти всех клавиш, за исключением , и . Так вот, первая из них, сокращенно , используется для распечатки на принтере того изображения, которое в данный момент находится на экране. При "нормальных условиях" эта кнопка работает только тогда, когда экран находится в текстовом режиме. Но если загрузить специальный драйвер (в MS-DOS он называется GRAPHICS.СОМ), нажатием на удастся распечатать копию экрана и в графическом режиме.

    Надо сказать, что нередко на этой клавише - присутствуют две надписи: не только "Print Screen", но и загадочная "SysRq". На некоторых клавиатурах (в особенности, старых) клавиша является отдельной. Если же она совмещена с , то - это то же самое, что и .

    Зачем нужна эта кнопка? В том-то и дело, что не нужна она вовсе. На заре 80-х ее выдумала фирма IBM для каких-то своих планов, сбыться которым суждено не было. А изжить ее со свету никому пока в голову не пришло. Так и продолжается бесславная жизнь на современных клавиатурах. Чтобы добру не пропадать, некоторые экзотические программы используют ее для выполнения какихнибудь не менее экзотических действий. Другие программы используют ее в качестве запасной - мало ли, перестанет работать какая-нибудь из функциональных клавиш, всякое в жизни бывает...

    Почти то же самое можно сказать и о кнопке - трудно припомнить такую программу, в которой нельзя было бы прожить без нее.

    А вот клавише повезло куда больше. Нажав на , можно на время приостановить выполнение фактически любой DOS-программы, заставить ее "замереть". Причем жизнь к программе возвращается, как только вы нажмете любую другую клавишу, например, , , "пробел" (кстати говоря, клавиша пробела чаще всего обозначается как или ).

    Кнопкой (это то же самое, что ) можно окончательно и бесповоротно остановить выполнение большинства (но не всех!) DOS-программ. Помните, однако, что есть и менее радикальные способы "выхода из положения", поэтому эту кнопку нужно использовать только в крайних случаях. Кстати говоря, работу внутренних команд и программ, входящих в комплект поставки DOS, можно прекратить,нажав .







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.