Журнал Радио 12 номер 2002 год. РАДИО - О СВЯЗИ

Журнал Радио 12 номер 2002 год. "РАДИО" - О СВЯЗИ ИНТЕРНЕТ: ВЗРОСЛАЯ ДОЧЬ МОЛОДОЙ СЕТИ Александр Голышко, главный эксперт ЗАО «Компания «МТУ-Информ», г. Москва  «То, что нельзя исправить, не следует и оплакивать.»Б. Франклин

Смена парадигмы

Интернет-технологии перевернули современный мир телекоммуникаций ничуть не меньше, чем сама Сеть изменила информационный обмен в планетарном масштабе. Процесс конвергенции сетей и технологий, инициированный ими, ныне привел к тому, что идея технологической независимости крупнейших операторов связи (прежде всего телефонной, именуемой TELCO) от мира информационных систем, в котором и для которого они, собственно говоря, сегодня и существуют, умерла. Впервые современные связисты создают базовую сеть на основе не своих (и не тесно связанных с ними производителей оборудования) достижений, а на базе достижений Интернета. В частности, на базе его «дочери» — Интернет-телефонии. Такая вот смена парадигмы сетевого строительства произошла в отрасли связи.

Как предрекают зарубежные специалисты, существующая ныне телекоммуникационная карта «старой гвардии» телефонистов будет перечеркнута гораздо быстрее, чем кто-либо ожидает. Такие вот дети появились у Интернета.

Предпосылки и первые ростки

Вероятно, вы помните, что первые приложения для передачи голоса в Сети были сделаны еще на заре существования Интернета. Но тогда они оказались невостребованными хотя бы потому, что Сеть еще не могла похвастаться сколько-нибудь мощными каналами связи. К моменту взросления Сети, в середине 90-х годов прошлого века, созрели кое-какие предпосылки и Интернет получил новое многообещающее приложение, с которым, как всегда, были связаны надежды и которое вызывало подчас острое противодействие со стороны конкурентов.

Вероятно, нет нужды объяснять читателям фундаментальные возможности компьютера, который способен обрабатывать различные виды информации и является универсальным средством общения. Как говорится, сам Бог велел сделать из него хотя бы примитивное переговорное устройство. И сделали-таки. В результате компьютеризированная передача аудио и видео существует уже с 1990 г.

В чем главные отличия Интернет-телефонии от телефонии, традиционной со аремен Александра Грэхема Белла? Традиционная телефония обеспечивает связь путем коммутации каналоа с фиксированной полосой пропускания. А вот в IP-сетях полоса пропускания может гибко перераспределяться для поддержки самых разных служб: речевых, факсимильных, видео, коллективного редактирования и пр. В общем, реальное воплощение давней мечты прогрессивного человечества: от каждого по способностям — каждому по потребностям при условии, что экономика должна быть экономной.

История Интернет-телефонии не теряется в веках: все произошло быстро и почти незаметно для широкой публики в течение каких-то нескольких лет. Как считают некоторые, концепция передачи голоса по Сети с помощью персонального компьютера зародилась в Университете штата Иллинойс (США). В 1993 г. местный товарищ по имени Чарли Кляйн выпустил в свет Maven, первую программу для передачи голоса по Сети с помощью PC. Одновременно одним из самых популярных мультимедийных приложений в Сети стала CU-SeeMe — программа видеоконференций для компьютера Macintosh (Mac), разработанная в Корнельском университете.

Во аремя очередного полета челнока Endeavor (апрель 1994 г.) NASA передало на Землю его изображение с помощью программы CU-SeeMe. Одновременно, используя Maven, попробовали передавать и звук. Полученный сигнал из Льюисовского исследовательского центра поступал на Маc, соединенный с Интернет, и любой желающий мог услышать голоса астронаатов. Потом одну программу встроили в другую, и появился вариант CU-SeeMe с полными функциями аудио и видео как для Маc, так и для PC.

Первая серьезная заявка

В феврале 1995 г. израильская компания VocalTec предложила первую версию программы Internet Phone, разработанную для владельцев мультимедийных PC, работающих под Windows. Это стало важной вехой в развитии Интернет-телефонии!

VocalTec надеялась использовать очень популярные (текстовые) каналы Internet Relay Chat (IRC) в качестве двухстороннего средства общения между людьми, имеющими сходные интересы. Но компании не удалось связаться с Eris Free Network (EFNet), курирующей IRC, и проинформировать о потенциально возможном увеличении трафика, поэтому доступ к этим общественным каналам для Internet Phone был закрыт.

Прошло несколько недель, пока VocalTec уладила свои разногласия с EFNet. За это время была создана частная сеть серверов Internet Phone. И уже тысячи людей загрузили программу Internet Phone с домашней страницы VocalTec и начали общаться. Чем, собственно, и занимаются до настоящего времени.

Другие компании очень быстро оценили перспективы, которые открывали возможность разговаривать, находясь в разных полушариях и не оплачивая при этом международные звонки!!! Такие перспективы не могли остаться незамеченными, и уже в том же 1995 г. на рынок обрушился поток продукции, предназначенной для телефонии через Сеть.

В сентябре того же года в розничной продаже появилась первая из таких программ — DigiPhone, разработанная небольшой компанией в Далласе (США, штат Техас), которая предложила «дуплексные» возможности, позволяя говорить и слушать одновременно. Вот в этот момент родилась привлекательная для абонентов настоящая интерактивная связь. А нам, абонентам, какая, собственно, разница, каким именно способом передается речь. Было бы слышно Крыжополь из Нью-Йорка.

Вскоре нашлись энтузиасты, которые с помощью программ подобного типа стали организовывать марафоны типа «сеанс разговора», во время которых люди со всей страны могли подключаться и говорить часами.

В марте 1996 г. произошло еще одно памятное событие. Тогда было объявлено о совместном проекте под названием internet Telephone Gateway» двух компаний: уже известной нам VocalTec и крупнейшего производителя ПО для компьютерной телефонии Dialogic. Целью было научить работать через Интернет обычный телефонный аппарат, для чего между Сетью и телефонной сетью общего пользования (ТфОП) устанавливался специализированный шлюз. Последний получил название VTG (VocalTec Telephone Gateway) и представлял собой специализированную программу, которая использовала голосовые платы Dialogic, как интерфейс с обычными телефонными линиями. Итак, датой рождения Интернет-телефонии с тех пор считается август 1996 г., когда VocalTec завершила тестирование VTG, позволяющего соединить сеть традиционной телефонии с системой передачи данных в Интернете.

Начиная с 1995 г. в Интернет-телефонии стали использоваться два метода компрессии голоса: GSM со степенью сжатия 5:1 и TrueSpeech (разработка DSP Group) со сжатием 18:1. Вот так возможность высокого уплотнения канала связи и относительно малая стоимость организации соединения создали предпосылки для коренных изменений телекоммуникационного мира. А ведь где получилось с речью — там, глядишь, и с видео получится. Так что сегодня многим ясно, что Интернет-телефония — лишь шаг на пути к глобальной мультимедиа-связи, хотя еще предстоит длительная борьба за высокое качество обслуживания.

Возвращаясь к моменту создания первого шлюза, отметим, что еще через год стали вполне обычными соединения через Интернет двух обычных телефонных абонентов, находящихся в совершенно разных местах планеты. Вот так в течение всего каких-то двух лет стал на ноги альтернативный способ телефонной связи.

Из всех стволов

И тут же развитие Интернет-телефонии, вернее, основанного на ней бизнеса, разделилось на два направления: для индивидуального и сетевого потребления. В зависимости от того, кто на чем делает деньги. Самое простое, «первородное», решение заключалось в продаже телефонных компьютерных карт (плат) и соответствующего ПО пользователям Сети. Это достойная задача, имеющая, впрочем, весьма частный характер, потому что касается она двух (нескольких) людей, одновременно работающих в Сети и желающих задешево поговорить. В любом случае в планетарном масштабе — узок круг этих Интернет-телефонистов.

Но есть и более грандиозные задачи, потому что такая голосовая Интернет-связь — в общем-то интимное дело двух разговаривающих пользователей Сети, которые при этом никому не мешают и не перебегают кому-то дорогу. При этом до них нет дела и всему остальному человечеству в лице других пользователей, сервис-провайдеров Интернет (ISP), других телекоммуникационных операторов (в частности, TELCO), крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования, а также различных органов регулирования в области связи (национальных Администраций связи).

Тем временем появилось еще одно логичное применение Интернет-телефонии на местных сетях связи для улучшения обслуживания абонентов, к которым неэкономично прокладывать новые кабельные коммуникации на участках сети доступа. Действительно, организовав на абонентской линии между АТС и абонентом IP-канал, можно передавать по нему одновременно и разговор, и информацию из Сети, да так, что можно обслужить несколько абонентов одновременно.

Эта технология, называемая «voice over IР» или VoIP (VoP) и применяемая внутри телефонной сети одного оператора, является личным внутренним делом последнего и тоже никого не касается, даже обслуживаемого абонента. Абоненту все равно, как приходит к нему связь, потому что для него важны исключительно качество и цена услуги. Вот такую связь, кстати, логично называть IP-телефонией. А вот термин Интернет-телефония подразумевает обслуживание любых абонентов, территориально расположенных в зонах обслуживания совершенно разных телефонных операторов на любых континентах.

Покушения на святое

Продолжение развития Интернет-телефонии, как уже понятно из сказанного выше, связано с гениальной догадкой тех, кто понял, как заставить транснациональных телефонных операторов немного потесниться с давно поделенного между ними рынка. Достаточно вспомнить еще раз о том, что пользователи Сети не платят за дальность связи. Ну а почему бы не организовать связь между местными телефонными сетями разных стран через Интернет, а не через традиционные международные телефонные каналы ATT, Sprint, MCI и других известных операторов?

Реальная возможность отнять бизнес у признанных лидеров международной связи, да еще за счет арендованных у них же международных каналов, набитых под завязку IP-трафиком, могла вызвать сердечный приступ у кого угодно. Противодействие не заставило себя ждать и осуществлялось по различным направлениям.

Сначала появилось естественное желание увеличить плату за доступ в Интернет для ISP, но все это в итоге могло нарушить святые права простых потребителей. Началась бы политическая борьба между лоббистами противоборствующих сторон.

Во время неудач традиционные телефонисты и те производители, которые поставляют им оборудование, утешали себя тем, что качество Интернет-телефонии далеко от того, что есть у них. Но известия о том, что абоненты готовы мириться и с этим, чтобы платить существенно меньше, опять вводили их в депрессию. Хроническое депрессивное состояние в связи с указанными грядущими неприятностями в моменты обострения заставило недовольных даже начать давление через регулирующие органы (было организовано обращение в конгресс США ряда операторов связи). Особенно там, где рынок международной связи был монополизирован в соответствии с государственной политикой.

Однако в случае с Интернет, вернее в столкновении с принципами построения этой сети, запреты явно буксовали: они лишь плодили «теневое» предоставление услуг Интернет-телефонии. И ничего удивительного здесь нет — ну как проверить, в каком месте, в какой стране стоит (маленький такой) шлюз между Интернет и ТфОП, чтобы использовать существующую разницу в тарифах на услуги телефонии?

Наконец кому-то, как и героям фильма «Кавказская пленница», пришла неординарная мысль: «Кто нам мешает — тот нам и поможет». Нужно самим бежать впереди того, кто бежит впереди паровоза (благо рельсы, в смысле каналы, есть). Тем более, что Интернет всегда досаждал телефонным компаниям тем, что перегружал их сети своим значительно более интенсивным трафиком. Но подстройка телефонной сети общего пользования (ТфОП) под трафик Интернет — дело малоперспективное. Потому что трафик Интернет в связи с растущими запросами его пользователей растет слишком быстро.

То есть сеть Интернет сначала использовала ресурсы телефонной сети общего пользования (ТфОП) по необходимости (не секрет, что у ТфОП самые обширные и массовые сети доступа). Но нетрудно предвидеть, что вскоре она начнет постепенно отказываться от этого симбиоза, будучи неудовлетворенной потенциальными возможностями последней. Кроме того, современные TELCO — это далеко уже не просто обычные телефонные операторы, а мультисервисные компании, которые занимаются внедрением целого комплекса новых технологий и предоставляют широкий набор услуг связи. Они не захотят отказываться от чего-либо, потому что их потребителям сегодня нужны комплексные услуги связи. Строить же для этого две (или более) параллельные телекоммуникационные сети — это нонсенс. Да и не всякий Боливар... Так где же выход?

Перспективные подходы связаны с новой идеологией строительства и проектирования телефонных сетей. Эта идеология будет основана на передаче голосового трафика между всеми элементами ТфОП (абонентами, станциями, транзитными коммутаторами) по единой, универсальной пакетной сети. Такое решение автоматически снимает проблему нехватки коммутационных мощностей ТфОП (вместо них будут сравнительно легко наращиваемые маршрутизаторы) и позволяет оператору сосредоточиться лишь на поддержке необходимой пропускной способности своих каналов, т. е. на строительстве мощных транспортных сетей. То есть уже понятно, что новые сети будут представлять собой почти исключительно сети передачи данных.

Производители

Вообще, интересен тот факт, что двигателем прогресса в области телекоммуникационных технологий (и, в частности, Интернет-телефонии) впервые выступили не признанные лидеры в области производства АТС и оборудования-передачи, а компьютерщики. И уж только потом Интернет-телефонией занялись указанные выше «гранды», чтобы не опоздать на стремительно отходящий поезд. Впрочем, никто особенно по этому вопросу не полемизировал. Все и так было ясно. Когда еще в 1998 г. во всемирном масштабе IP-трафик сравнялся с трафиком телефонным и резво пошел дальше вперед, новая технология была «атакована» сразу стрех сторон: производителями оборудования для IP-сетей, такими как Cisco Systems, производителями телекоммуникационного оборудования, такими как Lucent Technologies, и производителями оборудования для компьютерной телефонии, такими как Dialogic. Скажем больше, наблюдаемая конвергенция технологий привела к появлению когорты универсальных производителей: сегодня их уже нельзя разделить на чистых связистов и компьютерщиков.

Как ясно иэ сказанного, нет ничего теоретически проще и технически труднее, чем заняться Интернет-телефонией. И кто сделает это быстрее, тот протянет свои руки в любую точку мира, чтобы положить дополнительный кусочек масла на свой инфоком-муникационный бутерброд.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 12 номер 2002 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.