Журнал Радио 9 номер 2002 год. ЗВУКОТЕХНИКА

Журнал Радио 9 номер 2002 год. ЗВУКОТЕХНИКА ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНЫЙ КАССЕТНЫЙ РЕКОРДЕР А. ФИЛАТОВ, К. ФИЛАТОВ, г. Таганрог Ростовской обл.  Окончание. Начало см. в "Радио", 2002, ╧ 5≈8

Огибающая тестового сигнала вычислялась методом скользящего среднего. Для этого над тестовым сигналом производились следующие действия: вычислялся модуль, затем точки результирующей АЧХ вычислялись посредством усреднения данных на заданном временном интервале. Время усреднения огибающей оперативно изменяется в пределах 0,1.-2 с. Типичные значения временных интервалов составляли 0,1...0,4 с.


Увеличить

Программа имеет простой графический интерфейс, где предусмотрена возможность произвольного масштабирования выводимой АЧХ по обеим координатным осям, сохранение результатов расчета как в графическом формате, так и в виде массива. Эта программа также работает с тестовыми сигналами в виде отрезков узкополосного (1/3 и 1/6 октавы) шума, соединенных без разрывов фазы и перекрывающими диапазон 20...20000 Гц. Эти сигналы использовались для измерений АЧХ акустических систем и микрофонов по звуковому давлению.


Увеличить

На рис. 12—15 приведены амплитудно-частотные характеристики канала записи—воспроизведения для следующих случаев:

— стандартный метод записи (с фиксированными высокочастотной коррекцией и током подмагничива-ния) — рис. 12;
— метод записи с адаптивной высокочастотной коррекцией (фиксированный ток подмагничивания) — рис. 13;
— метод записи с адаптацией подмагничивания (фиксированная глубина высокочастотной коррекции) — рис. 14;
— запись с адаптацией высокочастотной коррекции и подмагничивания — рис. 15

Выключение адаптации высокочастотной коррекции производят соединением коллектора VT3 с общим проводом, выключение адаптации ВЧП — выпаиванием из платы одного из выводов конденсатора С15.

Измерения параметров тракта записи—воспроизведения проведены с использованием ленты МЭК-1 типа BASF Fe 1. Верхняя граничная частота сквозной АЧХ при стандартном методе записи с уровнем сигнала 0 дБ составляет всего 8 кГц (по спаду на 3 дБ), отдача на частоте 15 кГц падает ниже -24 дБ. В диапазоне частот 15,6. ..18 кГц наблюдается призвук, обусловленный биениями 5-й гармоники записываемого сигнала и частоты под-магничивания, с уровнем -16,5дБ(15%).

Волнистость АЧХ в области частот 20...160 Гц (так называемая "змейка") объясняется соизмеримостью длины волны записи с размерами рабочей поверхности используемой головки [4]. Так как форма АЧХ ниже частоты 3 кГц практически не зависит от уровня записи, графики на рис. 13—15 приведены в интервале 2,5...20 кГц.

Сравнение методов записи можно производить по различным критериям, нами выбран уровень отдачи магнитной ленты в сквозном канале на частотах 10 и 15 кГц. В табл. 1 приведены уровни в дБ для исследованных четырех методов

На частоте 10 кГц адаптация только ВЧП предпочтительнее адаптации высокочастотной коррекции, однако на частоте 15 кГц эти методы адаптации (по отдельности) дают одинаковый результат (отдача -16,5 дБ). Совместное использование адаптации коррекции ВЧ и ВЧП на частоте 15 кГц позволяет получить отдачу -6 дБ, что на 10,5 дБ выше (!), чем при использовании этих методов по отдельности.

Для оценки нелинейности магнитофона использовался метод разностного тона третьего порядка [4]. Измерительный сигнал формировался с помощью программы Cool Edit Pro 1.2 в виде суммы двух гармонических колебаний: одно—с амплитудой А и частотой f1, другое — с амплитудой А/2 и частотой f2, причем f2 = 2f1 - 500. Продукт нелинейности тракта магнитной записи (включающего кроме электронной части также универсальную головку и магнитную ленту) в виде разностного комбинационного тона частотой 500 Гц измерялся анализатором спектра на выходе левого канала воспроизведения. Для этого сигнал вводился в компьютер и анализировался программой Audio Tester 1.4 (режим анализатора спектра).

Кривая допустимых нагрузок измерялась путем изменения частот испытательного сигнала и поддержания постоянного уровня разностного тона. Последний был выбран равным 2,5 % (-32 дБ) от номинального выходного уровня (550 мВ). Естественно, что по мере увеличения частот f1, f2 испытательного сигнала амплитуды его компонент (А и А/2) уменьшаются. Результаты измерений приведены в табл. 2, где указаны частоты компонент и размах испытательного сигнала на выходе усилителя записи (в вольтах и дБ относительно номинального размаха 3,4 В)

В [4] отмечается, что у "хороших" каналов записи—воспроизведения спад кривой не превышает 15 дБ при скорости ленты 19 см/с на высшей частоте диапазона. Использование адаптации подмагничивания и глубины ВЧ коррекции при записи позволило получить этот спад всего на 3,2 дБ при скорости ленты 4,76 см/с (!).

Следует отметить, что в этой статье описан магнитофон с более глубоким регулированием тока подмагничивания (до 10 дБ), чем в известных системах динамического подмагничивания (4...6 дБ) и динамического регулирования (2,6 дБ) [1].

Субъективная оценка качества звучания фонограмм, записанных на этом магнитофоне с компакт-дисков, показала высокую перегрузочную способность тракта. Максимальные уровни записи, измеренные по пиковому индикатору (τинт = 1 мс, τотп = 350 мс), достигали +6 дБ без заметных на слух искажений. Для записи использовались фонограммы с резкими ударами, тарелками и мощной басовой партией. Записанная фонограмма имеет неискаженные "басы", не теряет яркости и сочности, отличаясь от оригинальной только появлением небольшого шума ленты (невзвешенное отношение сигнал/шум 52...54 дБ) в паузах.

Для подавления шума четырехка-нальных фонограмм, выполненных на кассетном рекордере, использовалась программа Cool Edit Pro после введения их в компьютер. Шумоподавление в каждом канале производится в два этапа: на первом — определяется "профиль шума" как статистическая информация, необходимая для оптимизации работы шумоподавителя; на втором — происходит собственно подавление шумовых составляющих в обрабатываемой фонограмме. Типичные установки для высококачественной работы шумоподавителя имеют вид: Snapshots in profile: 300; FFT Size: 4096; Precision factor: 7; Smoothing amount: 1.25; Transition width: 3. Типичное улучшение сигнал/шум составляет 15...20 дБ. Для регулярных помех улучшение может достигать 40...50 дБ.

ЛИТЕРАТУРА
4. Коллендер Б. Испытания студийных магнитофонов. — М.: Связь, 1979, 112с.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 9 номер 2002 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.