Журнал Радио 7 номер 2002 год. РАДИО - О СВЯЗИ

Журнал Радио 7 номер 2002 год. "РАДИО" - О СВЯЗИ IRC - ПОЧТОВЫЕ КУПОНЫ Юрий БАЛТИН (YL2DX, )    International Reply Coupon (международный ответный купон, IRC) — это небольшой документ, который можно купить в одной стране, а затем обменять на почтовые марки в другой. Если вы отправите кому-нибудь такой купон, то тем самым оплатите его расходы при отправке вам ответного письма. Это своеобразные международные деньги, которые могут легально пересылаться в письмах из одной страны в другую, но в конечном счете могут быть потрачены только на почтовые услуги. Они используются коротковолновиками при QSL-обмене, а также для оплаты радиолюбительских дипломов. Информация о том, что Всемирный почтовый союз ввел в обращение новые купоны, вызвала много вопросов и необоснованных слухов. В этой статье приводится информация, взятая из официальных документов.

В настоящее время в обращении находятся международные ответные купоны с разным внешним видом и с несколько отличающимися надписями. Все купоны, выпущенные начиная с 1975 года, равноценны и должны одинаково обмениваться почтой любой из стран — членов Всемирного почтового союза на марки, соответствующие минимальному тарифу отправки простого (не заказного) письма за границу. Почти все государства мира являются членами Всемирного почтового союза (ВПС или UPU). В большинстве стран минимальный тариф установлен для писем весом до 20 граммов или около того. Прежде на купонах указывался способ отправки — авиа- или наземной почтой. Теперь эти надписи не имеют значения, так как письма в любом случае отправляют приоритетным для данного направления способом.

Срок годности IRC, выпущенных с 1975-го по 2001 годы, не ограничен, и, судя по документам ВПС, в ближайшие годы (как минимум) они должны оставаться действительными. Срок годности купонов, выпущенных в продажу с 2002 года, указан прямо на них самих (до конца 2006 года).

Когда купон принят в обмен на марки, в его правом "окошке" проставляют штемпель гашения. Иногда этот штемпель по ошибке ставят еще при продаже купона, но тогда он оказывается уже погашенным и обменять его на марки не удастся. На действительном купоне может быть (не обязательно) штемпель только в левом "окошке" или там может быть напечатано название страны, продавшей этот купон (тоже не обязательно). Купоны со штемпелем в правом "окошке" недействительны. Посылать кому-то погашенный купон не только бесполезно, но даже хуже, чем не посылать совсем. Корреспондент может обидеться, что вы принимаете его за простака и пытаетесь сбыть ему пустой "фантик". Вполне возможно, что тогда он совсем не захочет отвечать на вашу QSL — не только "direct", но и через бюро.

На купоне может быть также отмечена стоимость его продажи. Обычно продажная цена купонов в 2—3 раза превышает стоимость отправки писем за границу из той же страны. Однако эти цифры не имеют никакого значения при обмене IRC на марки — по крайней мере, во всех случаях, когда купон обменивают не в той стране, где он был куплен. В США, согласно действующим там почтовым правилам, за купон, приобретенный когда-нибудь ранее на американской почте, можно получить знаки почтовой оплаты стоимостью всего на 1 цент меньше, чем была его продажная цена (поскольку это считается простым возвратом неиспользованного купона). Таким образом, посылая, например, американскому QSL-ме-неджеру купон американского же происхождения, мы, в сущности, обеспечиваем оплату почтовых расходов не в объеме 80 центов (тариф USPS на простые письма за границу), а на значительно большую сумму — вплоть до 1,74 USD или 1,04 USD, если купон конца 90-х годов. В то же время очень старые купоны с обозначенной на них ценой ниже 80 центов США надежнее отправлять не на "историческую родину", а в третьи страны.

В некоторых странах (США, Италия и др.) при очередном повышении розничной цены на купоны иногда наклеивают почтовые марки и нередко тут же гасят их штемпелем. Это не влияет на действительность или ценность IRC, а служит только для организации учета в соответствующих почтовых ведомствах.

В правом верхнем углу купона имеется код С22 или CN01. Вопреки распространенному заблуждению, он обозначает тип документа, а не разные серии IRC, имеющие якобы различную ценность. В середине 90-х годов система кодифицирования форм и бланков всех документов ВПС была изменена, и вместо кодов, состоявших из буквы "С" и номера, перешли на обозначение тех же бланков кодом "CN" с другими цифрами. Таким образом, и С22, и CN01 — это разные обозначения одного и того же вида документа, что подтверждается надписью на купонах, изданных во второй половине 90-х годов: "CN01 (ancien С22)", то есть "CN01 (бывший С22)" и свидетельствует об их равнозначности.

Отметим, что почтовые клерки далеко не всегда компетентны. Иногда для перестраховки они необоснованно отказываются принимать годные купоны, а иногда — спокойно принимают к обмену и негодные. Встречаются случаи, когда почтовая администрация города, региона или целой страны издает инструкции, не соответствующие международным соглашениям. В таких случаях можно ссылаться на документы ВПС, поскольку международные соглашения имеют большую силу, чем национальные или местные законы, не говоря уже о подзаконных актах и инструкциях.

Со всеми подробностями можно ознакомиться в соответствующих документах Всемирного почтового союза: , и 2_letterpost_en.pdf (страницы D.38 — D.43);

Правила оборота купонов на почте США подробно описаны в инструкции USPS: manuals/immc3.pdf (страницы 179— 180).

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 7 номер 2002 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2018 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.