Журнал Радио 3 номер 2002 год. ВИДЕОТЕХНИКА

Журнал Радио 3 номер 2002 год. ВИДЕОТЕХНИКА ВИДЕОТЕХНИКА И ЗВУК. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТЕРЕОФОНИЧЕСКИХ ВИДЕОМАГНИТОФОНОВ, ДОРАБОТКА, РЕМОНТ Ю. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, г. Таганрог Ростовской обл.   В публикуемой статье автор продолжает тему, затронутую им на страницах "Радио " еще в 2000 г., — о продлении жизни видеоголовок в стереофонических видеомагнитофонах уменьшением тока записи ЧМ сигналов яркости. Он дает также рекомендации по переделке предусилителей в каналах записи, описывает некоторые случаи ремонта таких аппаратов.

Сначала немного о производстве видеоаппаратуры. Еще в начале 1999 г. на рынке бытовой видеотехники произошли значительные изменения. Речь идет о существенном снижении цен (в долларах) на аппаратуру массового спроса. В 2000 г. такая тенденция закрепилась. Причины этого явления только отчасти можно объяснить влиянием конкуренции. Основным же фактором, на взгляд автора, служит предполагающийся полный переход телевидения и видеозаписи на цифровые технологии. Следует отметить, что большинство фирм-изготовителей видеомагнитофонов уже сейчас перешло на выпуск аппаратов, рассчитанных на эксплуатацию лишь в течение 3...5 лет (ранее этот срок был 10...15 лет). Очевидно, что за это время должен быть налажен выпуск всех видов бытовой аппаратуры цифровой видеозаписи. Какие виды? Будут ли выпускать цифровые видеомагнитофоны в больших количествах? Пока неясно.

Сегодняшнее назначение бытовых видеомагнитофонов — просмотр покупных и прокатных видеокассет VHS, запись телевизионных программ, копирование видеопрограмм, монтаж любительских видеофильмов, а в нашей стране — еще и производство программ местных телекомпаний. Одна из главнейших составляющих — просмотр покупных видеокассет — может вообще отмереть. По крайней мере, голливудские и другие телекомпании собираются выпускать фильмы не на цифровых видеокассетах, а только на дисках DVD. Возможно, лишь этим можно объяснить отсутствие на мировом рынке цифровых видеомагнитофонов формата miniDV — формата цифровой видеозаписи для бытовых целей. Имеющиеся модели miniDV представляют собой монтажные видеоплейеры, т. е. не содержат телевизионных тюнеров, таймеров и других устройств, характерных для видеомагнитофонов VHS. Например, такой видеомагнитофон SONY — GV-D900 с ЖК монитором ориентирован исключительно на применение в качестве монтажного в полевых условиях (масса — 1 кг, цена — около 2000 долл.).

Однако японские и корейские фирмы наши рынки оставлять не собираются. На них уже продавали видеомагнитофоны и видеоплейеры VHS по непривычно низким ценам. Например, стереофонический видеоплейер PANASONIC — NV-SR80 можно было купить за 3500 руб., а цены на многие обычные видеоплейеры упали ниже 80... 100 долл.

Естественно, возникает вопрос: за счет чего достигается такая низкая цена? Причем сразу нужно отказаться от мысли, что фирмы работают себе в убыток. Прибыль они обязательно имеют. Для этого, например, фирма MATSUSHITA сменила знаменитое литое шасси механизма К с легко заменяемыми верхними цилиндрами на шасси с механизмом Z и верхним приводом БВГ (механизм К оставлен только в самых дорогих моделях NV-HS950, AG-4700 и др.).

Механизм Z отличается "экономичностью": штампованное шасси, минимум металла (очень тонкого), ажурные шестерни и т. п. Какова его надежность покажет время, но чудес от него ждать не стоит. Рассчитывать на замену верхнего цилиндра БВГ тоже не следует, поскольку верхний привод — это дорогой сборный узел обычно с роторами вращающегося трансформатора и двигателя привода БВГ. А у нас в эксплуатации находятся еще и ламповые телевизоры, и видеомагнитофоны ВМ-12. Следовательно, покупать новую аппаратуру каждые три—пять лет смогут очень немногие. Учитывая это, перейдем непосредственно к эксплуатации стереофонических видеомагнитофонов с целью продления их жизни.

В статье автора "Особенности эксплуатации стереофонических видеомагнитофонов" ("Радио", 2000, ╧ 7, с. 9—11; ╧ 8, с. 10, 11) уже была рассмотрена возможность продления работы видеоголовок за счет уменьшения тока записи ЧМ сигналов яркости. Однако многие распространенные у нас модели видеомагнитофонов и видеоплейеров не имеют регуляторов тока записи. В таких случаях в усилителях записи (УЗ) применяют системы АРУ, в результате чего независимо от разброса параметров микросхем уровень выходного сигнала поддерживается неизменным с высокой точностью.

Тем не менее изменить уровень ЧМ сигнала яркости на выходе УЗ можно, подав на его вход вместе с сигналом ошибки (от детектора АРУ) некоторое постоянное напряжение смещения. В упомянутой выше статье рассмотрен вариант доработки предусилителя записи на микросхеме AN3389SB, используемой во многих аппаратах фирм JVC и PHILIPS. Однако лучший результат можно получить, доработав их по схеме на рис. 1. Подстроечный малогабаритный (лучше импортный) резистор R1 удобнее припаять к выводам конденсатора фильтра питания С131 (маркировка — С31) шлицом вверх для обеспечения доступа при регулировке, а резистор R2 — к конденсатору С105 (маркировка — С5) фильтра детектора АРУ.

Позиционные обозначения даны для модели видеоплейера JVC — HR-P80A. Для некоторых моделей видеомагнитофонов они могут отличаться, поэтому нужно ориентироваться на выводы 1 (VCC) и 2 микросхемы AN3389SB. Методика регулировки описана в указанной выше статье. Необходимо только измерить заводское значение выходного напряжения УЗ (при отключенном резисторе R2).

Рассмотрим вариант доработки предусилителя на микросхеме НА118162NT фирмы HITACHI, используемого в ее видеомагнитофонах VT-F88EM, VT-F88GK, VT-F90EM и др. Но сначала несколько слов о самих аппаратах.

Это — мультисистемные (PAL, SECAM, MESECAM, NTSC3.58/4.43/ON PAL TV) видеомагнитофоны со стереозвуком, декодером цифрового звука NICAM и с системой улучшения изображения (AI). В них применен верхний цилиндр (маркировка — R9V) с разносом между видео- и аудиоголовками 60°, приводы БВГ на микросхеме XRA6459FS фирмы XICOR и ведущего вала на SA2011, система управления на микропроцессоре MPD78056YGCW01 фирмы NEC (для модели VT-F90EM), САР на БИС HD49781 собственного производства, канал изображения на микросборке НТ2445 также собственного производства (НТ7415А для модели VT-F88EM), канал звука на микросхеме AN3961NFBPA фирмы MATSUSHITA, предусилитель канала Hi-Fi звука на микросхеме XRA7740S фирмы XICOR.

Упрощенная принципиальная схема предусилителя канала яркости/цветности (PRE/REC AMP) изображена на рис. 2 (для модели VT-F88EM), где в режиме записи ключи S1—S4 замкнуты (Rкл ≠ 0), ключи S5, S7 замкнуты при стандартной скорости (SP), a S6, S8 — при замедленной (LP). В режим записи микросхему переводят подачей напряжения +9 В на вывод 30. При этом ЧМ сигнал яркости из канала изображения поступает через вывод 29 на регулируемый усилитель А1 и далее на выходной УЗ А2 в стандартном (SP) или A3 в замедленных (LP/ЕР) режимах. Выходы УЗ (выводы 4 и 12 микросхемы) нагружены на средние выводы вращающихся трансформаторов БВГ, а их крайние выводы в режиме записи соединены внутри микросхемы с общим проводом через цепи с небольшим сопротивлением. Падающее на них напряжение усиливается (усилителями А4, А5), детектируется (детекторами А6, А7) и поступает на вход управления регулируемого усилителя А1. Значение выходного напряжения УЗ на выводах 4, 12 задано внешними резисторами R12, R13, R16, R17 в замедленных режимах. В стандартном режиме дополнительно подключены резисторы R20, R21.

Отличительная особенность рассматриваемого УЗ — возможность раздельной регулировки выходного напряжения каждой видеоголовки (ВГ), так как в устройстве АРУ на каждую ВГ работает отдельная цепь (А4, А6 или А5, А7). Они коммутируются напряжением переключения видеоголовок частотой 25 Гц (или 30 Гц для NTSC) формы "меандр", подаваемым на вывод 19 микросхемы. Эта весьма ценная возможность позволяет устранить последствия неравномерного износа видеоголовок, что происходит довольно часто и существенно снижает ресурс работы аппарата.

Уменьшить ток записи ЧМ сигналов яркости можно подбором резисторов R12, R13, R16, R17, R20, R21. Однако на практике оказывается достаточно удалить некоторые из этих резисторов. Если это — резисторы R12, R16, то выходной уровень ЧМ сигнала яркости уменьшается примерно на 6 дБ, если R13, R17 — на 3 дБ, а если R20, R21 — примерно на 1,5...2 дБ. Измерения проводят на контакте 6 разъема PG1 предусилителя.

Уменьшить ток ЧМ сигнала яркости можно и в популярных у нас стереофонических видеоплейерах PANASONIC — NV-HP10, PANASONIC — NV-SR70 и других моделях, в предусилителях которых применена микросхема BA7180AFS фирмы ROHM. Упрощенная принципиальная схема предусилителя VEP05201 модели PANASONIC — NV-SR70AM представлена на рис. 3. ЧМ сигнал яркости из канала изображения поступает через контакт 6 разъема Р501 предусилителя в блок коррекции и затем на вход УЗ (вывод 12 микросхемы IC1). После усиления сигнал проходит через регулируемый усилитель на выходной УЗ, а с него — на средний вывод вращающегося трансформатора (ВТ) БВГ (контакт 6 разъема Р502). Цепи крайних выводов ВТ (контакты 5, 7 разъема Р502) в режиме записи соединены с общим проводом ключами внутри микросхемы. В цепь одного из выводов ВТ включен измерительный резистор. К нему подключают осциллограф при измерении тока ЧМ сигнала яркости.

Режим детектора системы АРУ задан внешним резистором RН.АРУ (на плате предусилителя не все элементы промаркированы). Для уменьшения тока записи сигнала яркости между выводом 19 и цепью напряжения +5 В включают дополнительный резистор RCM.

Исходное значение тока записи находится в пределах 12... 14 мА (измеряют в контрольных точках ТР7, ТР8). При Rсм - 51 кОм выходное напряжение УЗ уменьшается примерно на 2 дБ, при Rсм = 43 кОм — на 3,5.. .4 дБ.

В связи с малыми размерами предусилителя разместить в нем подстроеч-ный резистор трудно, поэтому лучше подключить постоянный резистор ОМЛТ-0,125, а еще лучше — миниатюрный импортный, между плюсовым выводом конденсатора С19 и верхним по схеме выводом резистора RН.АРУ.

Теперь — о некоторых случаях ремонта стереофонических видеомагнитофонов из практики автора. Следует отметить, что неисправности электронных узлов канала Hi-Fi звука в видеомагнитофонах фирм PANASONIC, JVC, SONY HITACHI, MITSUBISHI происходят очень редко. По аппаратуре других фирм достоверных сведений у автора нет. Нарушение работы каналов Hi-Fi обычно связано с износом видеоголовок, направляющих стоек и других механических узлов ЛПМ видеомагнитофонов.

Очевидно, что стереофонические видеомагнитофоны подвержены тем же неисправностям, что и их монофонические собратья: отказы блоков питания, поломки механики и т. п.

Трудно распознаваемый (повторяющийся) дефект был выявлен в нескольких видеомагнитофонах SAMSUNG — SV-300W (1993 — 1997 гг. выпуска). Такая Hi-Fi модель примечательна наличием цифрового многосистемного транскодера, позволяющего воспроизводить, записывать и транслировать сигналы самых различных систем телевидения. На откидной передней панели слева находится наборное поле входных сигналов систем NTSC, PAL, SECAM, PAL-H (PAL-N), PAL-M, а справа — наборное поле выходных сигналов систем NTSC 3,58, NTSC 4,43, PAL, SECAM, MESECAM (т. е. запись по этой системе), PAL-H (PAL-N), PAL-M и транзитный режим THROUGH (на выходе то же, что и на входе). Используя этот видеомагнитофон, например, можно смотреть записи NTSC на обычном отечественном телевизоре SECAM. Очевидно, что возможны и любые другие комбинации. Верхний цилиндр этого аппарата — с шестью "алмазными" видеоголовками (тип 3003-800-910), ЛПМ (на штампованном шасси) имеет очень малое время загрузки. Привод БВГ собран на микросхеме КА8310 собственного производства, а ведущего вала — на M56730ASP фирмы MITSUBISHI. Системы управления и авторегулирования реализованы на микропроцессоре HD6473724E (80 выводов) фирмы HITACHI, канал изображения — на БИС LA7397 фирмы SANYO, канал Hi-Fi звука — на БИС AN3963NFBP фирмы MATSUSHITA, импульсный блок питания — на микросхеме STR-S6707 фирмы SANKEN.

Рассматриваемый дефект проявлялся через три-четыре года после начала эксплуатации и заключался в невозможности запуска блока питания при подключении вилки к сети. Иногда в результате многократных подключений запуск все же происходил, после чего аппараты нормально работали во всех режимах. При этом на холостом ходу блок запускался уверенно во всех случаях. Проверка выходных цепей на короткое замыкание результатов не дала. Значение напряжений на контактах разъема CN1 блока питания: 1,2 — 0 (общий провод), 3 — +21 В,4, 6 — +5,8 В, 5 — +15В,7 — -ЗОВ, 8,9 — накал флюоресцентного индикатора. Замена микросхемы STR-S6707, усилителя TL431 и оптрона РС121 также не устранила неисправность.

После тщательного анализа был сделан вывод: пусковой ток по цепи +5,8 В в цифровом блоке (транскодере) стал слишком большим. При отключении разъема питания транскодера (CNA1) блок запускался без проблем. Поскольку выявить элементы транскодера, вызывающие такой режим, очень сложно (нет документации, множество микросхем и т. д.), пришлось ввести ручной режим запуска. Для этого был использован сдвоенный переключатель ТАРЕ SELECT, расположенный на передней панели. Он обеспечивал выбор режима счетчика остатка ленты (ТАРЕ REMAIN): левое положение — для кассет "Е180" (Т120), правое — для кассет "Е240" (Т160). Так как в устройстве задействовано только два контакта, то, перерезав два печатных проводника, можно освободить другие контакты для включения/выключения цепи +5,8 В, питающей транскодер. Разрезав провод, идущий к выводу 4 разъема CNA1 транскодера, припаивают образовавшиеся два конца к свободным контактам переключателя. Теперь перед включением вилки в сеть переводят переключатель в положение "Е240", а после включения — в "Е180". Следует только помнить, что при этом положение "Е240" в рабочем режиме использовать нельзя, так как сигнала на выходе не будет.

В видеомагнитофоне PANASONIC — NV-HS800EE на видеовыходах не было видеосигналов ни в одном из режимов (наблюдался только шум). При тестировании сигналов, управляющих основным коммутатором входов на микросхеме М52475АР (IC3901) фирмы MITSUBISHI, выяснилось, что все три разряда этих сигналов находятся в состоянии 1 (+5 В) и не меняются при переключении режимов. Причиной неисправности стал выход из строя дешифратора команд на микросхеме M66006FP (IC7401) фирмы MITSUBISHI. Она (цена — около двух долларов) не дефицитна и есть в каталогах многих фирм посылочной торговли, а также на радиорынках.

Неисправности возникают и в довольно новых аппаратах. Например, в видеомагнитофоне SONY — SLV-E870EG (1998 г. выпуска) отсутствовал сигнал на видеовыходе. Модель можно отнести к классу "экономичных" в части конструкции (см. начало статьи). Это, правда, не касается ЛПМ. В ней применен довольно надежный ЛПМ (Н-меха-низм), использованный фирмой во многих моделях 1995 — 1998 гг. (модели SLV-Е510/570/715/720 и др.). Однако в рассматриваемой модели почти вся электронная "начинка" расположена на главной плате (МА-2871 -664-689-11): система управления и авторегулирования на микропроцессоре CXP87852-024Q, канал изображения на LA71512 фирмы SANYO и канал Hi-Fi звука на TDA9603H фирмы TELEFUNKEN (один из редких случаев применения европейских микросхем в Hi-Fi тракте). На плате установлены также и разъемы для подключения предусилителя, выполненного на микросхемах HA118195NT (видео) фирмы HITACHI и AN3327K (Hi-Fi звук) фирмы MATSUSHITA.

Слабым местом этой конструкции оказался способ крепления выходного разъема SCART, непосредственно впаянного в плату и выходящего на заднюю панель из очень тонкого металла. После года эксплуатации многие штыри разъема потеряли контакт с проводниками печатной платы из-за растрескивания припоя. После пропайки контактов желательно усилить крепление разъема, например, стальными скобами или другим подходящим способом.

Большое число неисправностей стереофонических видеомагнитофонов связано с поломками механических узлов и деталей, но в этой части они ничем не отличаются от обычных аппаратов, так как ЛПМ в определенных рядах моделей одинаковы. Единственное исключение, встретившееся в практике автора, это — видеомагнитофон JVC — HR-S6900EE (S-VHS, Hi-Fi) с SUPER SPECIFICATION MECHANISM, существенно отличающимся от других типов ЛПМ бытовых аппаратов фирмы JVC.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Оформить подписку на журнал "Радио", начиная с любого месяца, вы сможете в местном почтовом отделении, а недостающие номера — купить или заказать по почте в редакции. Сейчас в наличии имеются следующие журналы (контактный телефон (095) 207-77-28).
Деньги за интересующие Вас журналы нужно отправить почтовым переводом на расчетный счет (получатель ЗАО "Журнал "Радио", ИНН 7708023424, р/с 40702810438090103159 в Мещанском ОСБ ╧ 7811 Сбербанка России г. Москва, корр. счет 30101810400000000225, БИК 044525225, почтовый индекс банка 101000).

На обратной стороне почтового бланка напишите, за какие журналы Вы переводите деньги и укажите свой адрес. После того, как деньги поступят на расчетный счет, мы отправим Вам журналы.
Наложенным платежом редакция журналы не высылает!

Наш адрес: 103045, Москва, Селиверстов пер., 10 (станция метро "Сухаревская").
Часы работы: с 10-00 до 17-00, без перерыва на обед.



Вернуться к содержанию журнала "Радио" 3 номер 2002 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.