Оптика компактных цифровых фотоаппаратов. Часть 2

До сих пор мы обсуждали объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Между тем, подавляющее большинство цифровых камер снабжено объективами с переменным фокусным расстоянием или зумами (от zoom).

Применение на компактных автоматических фотоаппаратах несменной оптики с переменным фокусным расстоянием имеет смысл, поскольку размеры камеры не позволяют реализовать качественное байонетное сочленение для сменных объективов. К тому же размеры самих объективов были бы в буквальном смысле микроскопическими - не будем забывать, что для светочувствительной матрицы размером в треть дюйма по диагонали нормой являются объективы с фокусным расстоянием в 8-10 мм.

Двух и трехкратные зумы (то есть объективы с фокусными расстояниями в 38-80 или 38-120 мм в приведенном к 35-мм пленке значении) удовлетворят потребности большинства владельцев цифровых фотоаппаратов. Но их пригодность для серьезной творческой работы можно признать с некоторой натяжкой. Зуммируемый объектив лишь отчасти способен заменить собой целый набор сменных объективов. К примеру, для портретной съемки лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием в 100-135 мм. Именно такая оптика не вносит в снимок перспективных искажений и обладает невысокой глубиной резкости, что позволяет придать портрету особую выразительность. Но открыть диафрагму зума цифрового фотоаппарата вручную невозможно (во всяком случае, у недорогих камер любительского класса), экспозиционная автоматика сама установит оптимальную по ее мнению пару выдержка-диафрагма. Правда, автоматику можно обмануть, выбрав программу портретной съемки (при этом автомат полностью откроет диафрагму) и одновременно принудительно отключив встроенную вспышку.

В числе прочих заметных ограничений - небольшая светосила зумов недорогих цифровых фотоаппаратов (особенно на «длинном конце», то есть при максимальном значении фокусного расстояния). Шумный и медленный моторный привод механизма изменения фокусного расстояния. Чувствительность электромеханического узла привода к перепадам температуры и случайным повреждениям… Как преодолеть эти недостатки? Только одним способом - выбирать камеру соответственно собственным потребностям. Фотоаппараты старшей ценовой группы (просьюмерки ценой около 800 долларов) снабжаются светосильной оптикой очень высокого качества.

И вместе с тем зум на недорогом цифровом фотоаппарате - это очень удобно! У фотолюбителя появляется возможность не сходя с места выбирать нужный план, снимать с удаленного расстояния, заниматься архитектурной съемкой и так далее. В принципе, если помнить об ограничениях, накладываемых объективом с переменным фокусным расстоянием, относительно простая цифровая камера позволяет добиться весьма впечатляющих результатов. Многое в фотосъемке зависит от объектива, но далеко не все. И удобства цифровой аппаратуры перевешивают ее же недостатки.

Еще несколько практических рекомендаций. Любой цифровой фотоаппарат, кроме самых примитивных камер, имеет функцию электронного изменения масштаба съемки. Это так называемый «цифровой зум». В технических характеристиках камеры обычно указывается - «трехкратный оптический и двукратный цифровой зум, что позволяет снимать с увеличением в шесть раз». Осмелюсь заверить - не позволяет. Цифровой зум инструмент в практическом плане совершенно бесполезный и даже вредный. В режиме цифрового увеличения задействуется центральная часть светочувствительной матрицы. То есть цифровое увеличение изображения в два раза соответствует ухудшению разрешения снимка (а также детализации, цветопередачи, резкости) вдвое. Если из цифрового снимка в любом графическом редакторе вырезать центральную часть, то эффект будет тем же самым. Отсюда вывод - цифровое увеличение не превращает объектив с фиксированным фокусным расстоянием в зум, а объективу с переменным фокусным расстоянием ничего полезного не добавляет.

Теперь об уходе за линзами объектива. Если камера лишена штатной крышки объектива, постарайтесь подыскать что-либо ее заменяющее. Зуммируемые объективы цифровых фотоаппаратов в подавляющем большинстве случаев снабжены защитными шторками, закрывающими переднюю линзу при выключении камеры. В ультракомпактных цифровых камерах (Olympus, Sony) в качестве защитной шторки работает сдвижная крышка корпуса фотоаппарата. Тем не менее, покрытые просветляющей полимерной пленкой поверхности линз очень чувствительны к прикосновениям. Если на объектив попала пыль, влага или грязь, ее следует немедленно убрать, не дожидаясь высыхания влаги (иначе на стекле останутся белесые пятна). Чистить объектив следует многократно простиранной фланелью, а убирать пылинки - мягкой колонковой кистью и сдувать резиновой грушей. В кофре, в котором вы держите камеру, надо найти место для кусочка ткани и колонковой кисточки с укороченным черенком. К кисточке неплохо бы подобрать колпачок от шариковой ручки. Пригодится и резиновая груша для сдувания с оптики пылинок. Вот и весь походный комплект для ухода за оптикой.

К сожалению, автоматически убирающийся в корпус фотоаппарата объектив не допускает применения светофильтров и насадок. Но если в вашем распоряжении одна из старших моделей, обладающая развитой системностью (то есть снабженная достаточным ассортиментом принадлежностей и аксессуаров), то нейтральный (ультрафиолетовый) светофильтр и пара насадок на объектив - широкоугольная и телескопическая - будут совсем не лишними. Нейтральный фильтр убережет объектив от повреждений и загрязнений, а насадки, которые хоть и не являются полноценной альтернативой сменным объективам, значительно расширят возможности цифрового фотоаппарата. Но при этом надо быть готовым к серьезным тратам. Хорошие вещи дешевыми не бывают.

Читайте также:
Оптика компактных цифровых фотоаппаратов. Часть 1 >>>


©






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.