Будни крупных игроков. Telenor

Не так давно, а именно в 2005 году компания «Tеленор» отметила своё 150-летие. Этот норвежский оператор, один из самых крупных и успешных мировых поставщиков услуг мобильной связи, уверенно представлен сейчас на рынках 13 стран мира около сотней милионов своих абонентов.

«Теленор» является крупнейшим инвестором в развитие услуг мобильной связи стандарта GSM России и Украины. В феврале 2007 года «Теленор» владела 20% акций группы компаний «Голден Телеком», 56,51% акций ЗАО «Киевстар» и 26,6% голосующих акций ОАО «ВымпелКом». «Теленор» является одной из наиболее быстроразвивающихся телекоммуникационных компаний в мире. Последние несколько лет она присутствует в рейтингах стабильности Доу Джонса (Dow Jones Sustainability Index) и «Файненшел Таймс» (FTSE4Good).



Пожалуй, нет сейчас среди операторов мирового масштаба другой компании, региональная политика которой подвергалась бы столь ожесточённой критике «на местах». Неоднозначность в свете местных традиций и законодательства действий «Теленор» (безупречных, впрочем, с точки зрения развития бизнеса), провоцирует подчас настоящие PR-баталии. Показательной в этом плане является история конфликта в рамках украинского оператора «Киевстар» и некоторые непредвиденные аспекты развития проекта государственного масштаба «Сельский телефон» в Бангладеш.

Спор по-европейски

Конфликт между «Теленор» и компанией «Сторм», входящей в российский консорциум «Альфа-Групп» и совладеющей украинским оператором «Киевстар», начался в 2005 году. Своими этапами он имел ряд судебных заседаний, итоги которых неоднократно и резко опротестовывались представителями норвежской компании.



28 декабря 2006 г. «Сторм» подал иск в Хозяйственный суд Киева о признании недействительными договоров, заключенных «Киевстар» с «Ernst Young», международной фирмой-аудитором, с которой «Теленор» давно сотрудничает. «Сторм» оспорил в суде назначение аудитором «ErnstYoung», так как уставом «Киевстара» предусмотрено назначение аудитора исключительно по результатам решения совета директоров компании. Эта процедура выполнена не была из-за того, что совет директоров не работал. Второй акционер мобильного оператора неоднократно бойкотировал заседания совета, объясняя это последовательным ущемлением «Теленор» своих прав в руководстве компанией.

Ранее руководство «Сторма» пыталось в судебном же порядке добиться изменений в уставе компании «Киевстар», по причине ущемления его прав как акционера-миноритария.

Согласно результатов судебных заседаний, такие ущемления наличествовали, что и дало основание вынести решения не в пользу компании «Теленор». В октябре 2006 г. высшая судебная инстанция Украины, Верховный суд, признала устав «Киевстара» не соответствующим законодательству Украины.



По мнению же руководства «Теленор», при судебном рассмотрении конфликта имели место злоупотребления, свидетельствующие в т.ч. о негативном инвестиционном климате в стране. Руководством компании даже делались предположения о том, что ангажированные решения 9 судов могут стать препятствием на пути вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Компания также обратилась в Министерство юстиции, Генеральную прокуратуру, Совет судей и Высший совет юстиции Украины с открытым призывом проверить непредубежденность судебных решений относительно прав «Теленор» на управление «Киевстаром».

«Сторм» также оказался щедрым на обвинения. В рамках конфликта компания инициировала ряд публикаций в украинской деловой прессе, который представители «Теленор» сочли некорректным, а часть утверждений из него – не соответствующей действительности. Кроме того, 20 февраля 2007 г. пиар-агентство «Альтимо» PRT Communication разместило в центре Киева сити-лайты с надписью «Норвежці! Поважайте українські закони!!!», что вызвало резкий протест со стороны пердставителей «Теленор».




В качестве наиболее рационального варианта разрешения конфликта акционеров «Киевстар» эксперты называют т.н. «размен активов»: выкуп одним из акционеров доли другого в «Киевстар» по рыночным ценам, или обмен доли одного из партнеров в «Киевстар» на долю второго партнера в другом совместном проекте, российском ОАО «Вымпелком». Тем временем «Киевстар», несмотря на конфликт акционеров, продемонстрировал в 2006 году лучшие на рынке финансовые показатели.

Спор по-азиатски

«Теленор» владеет 62% «Grameenphone», который контролирует 60 % рынка сотовых телефонов в Бангладеш. 38 же его процентов принадежит «Grameen Bank», руководит которым харизматический лидер Бангладеш, лауреат Нобелевской премии мира 2006 г, г-н Мохаммед Юнус. Этого банкира кое-где почитают святым: многие и многие бедняки именно с помощью займов «Grameen Bank» избежали жизненного краха. Из этого следует закономерный вывод: основанное Мохаммедом Юнусом движение микрокредитования наиболее бедной части населения с целью борьбы с нищетой в Бангладеш, во многом спорное, но одновременно и действенное, непременно выводит любые хозяйственные споры «Grameen Bank» из плоскости чисто финансовой, отягощая их неким социально ориентированным резонансом.



«Сельский телефон», масштабное и успешное движение с целью телефонизации деревень Бангладеш, действительно стартовал как социальная программа. Но со временем, благодаря партнёрскому участию компании «Теленор», в частности, привнесённому ею богатому опыту конструктивного управления, наработанным техническим решениям, финансовым вливаниям, «Grameenphone» с «Сельским телефоном» превратился в одного из крупнейших налогоплательщиков и работодателей Бангладеш.



Учредители компании «Grameenphone», «Теленор» и «Grameen Bank», на момент её создания договорились о том, что по истечении определенного времени доля норвежских инвесторов уменьшится в пользу регионального банка. Однако в 2006-2007 году ряд выступлений и публикаций указал на нежелание «Теленор» выполнять ранее взятые на себя обязательства и снизить свою долю акций до 16%. Представители компании, тем не менее, отвергают обвинения в намерении отсрочить обязательства уступки акций предприятия, так неожиданно ставшего прибыльным.

В PR-баталиях, разгорающихся по поводу «Grameen Bank», у «Теленор» нет никаких шансов на победу. Из-за социального аспекта программы телефонизации деревни в Бангладеш, а также из-за харизматического ореола лидера банка, представители компании, даже действуя в рамках закона, непременно предстанут в глазах общественного мнения «алчными скандинавами» при любых попытках побороться за сохранение активов.
Пытаясь суммировать вышеизложенное, необходимо отметить следующие важные моменты:


  • PR-войны «на местах» компания «Теленор» последовательно проигрывает.

  • Во всём мире, в Азии и Европе, норвежский управленческий опыт и передовые технические решения способны вывести (и закономерно выводят!) предприятие-акционер на передовые позиции экономики страны. «Северная звезда продолжает сиять» (с) CSFB.


Полезные ссылки:


  • Telenor - Википедия



©






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.