Будни крупных игроков. China Mobile

Компания China Mobile Limited существует с 1997 года. Главный её офис находится в Гонконге. На данный момент этот мобильный оператор обладает самой обширной сетью цифровой связи и самой большой базой абонентов в мире.

В 2002 г. China Mobile вытеснила мирового лидера рынка мобильной связи, британскую компанию Vodafone, на второе место. Это четвёртый по популярности бренд мира (после Microsoft, General Motors и Coca-Cola). Китайский рынок мобильной связи связи демонстрирует беспрецедентные темпы технологического роста и территориального продвижения. В 2006 году цены акций China Mobile на торгах фондовой биржи Гонконга выросли на 89%. В феврале 2007 г. общее число клиентов компании достигло 311 млн. человек. За один июль 2007 г. число абонентов China Mobile увеличилось на 5,6 миллионов. А по состоянию на октябрь 2008 года количество абонентов достигло отметки в 414,6 млн. человек. Да что говорить, достаточно отметить только тот факт, что число абонентов China Mobile больше, чем население США. Впечатляюще, не правда ли? Далее мы остановимся на некоторых особенностях этой истории успеха в мировом масштабе.



Технологические новации

Европейский стандарт мобильной связи GSM довольно широко распространён и в Китае. Однако не он является главной точкой приложения усилий по дальнейшему технологическому развитию. China Mobile уделяет особенное внимание сектору неголосовых услуг связи, где мы можем наблюдать стремительный технологический рывок. Компания заявляет о своем намерении в ближайшем будущем удвоить ассигнования на развитие именно этого направления. Кроме того, China Mobile является одним из главных инициаторов создания международного «Форума TD-CSMA». Основная «ставка» – стандарт связи «третьего поколения» 3G. Создание национальной сети TD-CSMA планируется к 2009 году.

Какие же пока не совсем обычные для нас сервисы предоставляет China Mobile большинству своих абонентов? Вот несколько примеров.

Доступ к поиску Google через собственный портал мобильного интернета. По мнению аналитика Yankee Group Икс Джей Вана (XJ Wang), в Китае более популярен поиск по мобильному телефону, чем даже в США.



Передача коммерческой информации и чтение газет. Первая в Китае газета для мобильника была выпущена в 2004 году изданием «Чжунго фунюйбао» («Китайская женщина»). Ряд СМИ в крупных городах Китая подхватил эту инициативу. Сегодня подписчики различных мобильных газет Китая исчисляются десятками миллионов. Исследователи говорят о тенденции превращения мобильного телефона в полноценное СМИ.



Мобильное телевидение. Неотвратимый переход на сети третьего поколения (3G) ускорил развитие мобильной коммерции, а также мобильного телевидения. Впрочем, первые «мобильные сериалы» китайцы могли смотреть на своих телефонах ещё в 2005 году. К их обеспечению причастен, кроме China Mobile, также европейский провайдер Vodafone. Уже с начала 2006 года в Китае массово выпускаются мобильные телефоны с функцией телевизора. Абоненты China Mobile, в частности, могут смотреть не менее 56 телевизионных каналов.



Не исключено, что буквально за то время, пока эта статья готовилась к печати, China Mobile уже успела предоставить своим пользователям ещё множество удивительных новаций. Удивлять мир, похоже, становится преимущественно китайской прерогативой.

Внутренняя политика

В китайских традициях – центростремительнсть и контроль. Сервисы China Mobile им закономерно следуют. "Выражайте патриотические чувства рационально. Не принимайте участие в незаконных акциях протеста. Не создавайте проблем. Любите Родину, не нарушая закон" – вот тексты SMS-обращения властей к населению Китая, разосланные во времена уличных беспорядков национальным оператором China Mobile: то, что тревожит правительство, находит необходимый отклик в политике компании.



Не секрет, что власти Китая пытаются жестко контролировать все аспекты общественной жизни, в том числе мобильную связь и интернет. Особое внимание уделяется цензуре текстов рассылаемых SMS. Дополнения к «Закону о коммуникации» Китая касаются регулирования содержания материалов, персылаемых по электронно-коммуникационным сетям. Вирусы, спам, рассылку недостоверной информации, мошенничество, порнографию по мере сил пытаются искоренять.

В составе China Mobile функционирует Служба контроля текстовых сообщений. Существует также «горячая линия», куда можно сообщить о полученном SMS-сообщении, подпадающем под какую-либо из вышеуказанных категорий. После семи жалоб абонента отключают. Уже более 19000 абонентов China Mobile подверглись такому «дисциплинарному воздействию». Компания также отслеживает аналогичные жалобы на интернет-провайдеров, с которыми сотрудничает. Как только количество жалоб превышает 50, сотрудничество с провайдером прекращается, и о рекламациях оповещаются соответствующие властные структуры. Для расследования подобных ситуаций в составе China Mobile содержится специальный штат – около 40 сотрудников.



«Административными методами» China Mobile пытается также решать проблемы, относящиеся к бизнесу. В частности, есть информация о том, что компания пресекает бесплатное посещение «нежелательных» WAP-ресурсов, пытаясь таким образом направить аудиторию к «желательным». Кстати, количество бесплатных WAP-сайтов в Китае уже превысило десять тысяч.



От национального оператора до глобального лидера

Если внутренняя политика компании выглядит скорее центростремительной, то внешняя – явно центробежна. По оценкам многих исследователей, в ближайшие годы China Mobile будет стремительно расширять свою деятельность и в других государствах.

Уже сейчас позиции китайского провайдера сильны в Гонконге и Пакистане. В 2007 году в Гонконге China Mobile приобрел местного оператора China Resources Peoples за $1 млрд, образовав новую компанию Сhina Mobile Peoples Telephone Company. Абоненты, как водится, от этого только выиграли: в частности, им был предоставлен внутрисетевой роуминг. В Пакистане же один из наиболее успешных операторов с некоторых пор так и зовется - China Mobile Pakistan. Многого ожидают также от альянса Сhina Mobile с южнокорейским SK Telecom. Корейская сторона в этом сотрудничестве готова внедрять уникальный опыт создания и внедрения сетей стандарта CDMA2000. Ещё в 2005 году сообщалось о переговорах China Mobile по поводу приобретения 49% акций компании «Узбектелеком». Переговоры же по приобретению активов люксембургской Millicom окончились отказом China Mobile от такого намерения. Компания собиралась заплатить за сделку 5,3 млрд долларов.



Сhina Mobile в своей победной экспансии не встретила никакой конкуренции в горном Тибете. В частности, с пика Джомолунгма можно позвонить, только пользуясь роумингом от China Mobile. Интересно, в «освоении» Тибета больше бизнес-интереса, или всё-таки некоего символизма? По крайней мере последний выглядит весьма красноречиво: Сhina Mobile способна пронести знамя цивилизации в самые архаичные и труднодоступные уголки планеты.



Если не принимать во внимание начавшийся в этом году кризис, темпы роста китайской экономики и технологий воистину поражают, и Сhina Mobile возглавляет эту тенденцию, подчас нелицеприятную для европейских и американских операторов. За какие-то 10 лет компания прошла путь от возникновения до мирового лидерства. Если наши операторы рассчитывают на дальнейшее международное развитие, борьба с подобными конкурентами будет очень и очень нелёгким делом, ведь компании уровня China Mobile, помимо всего прочего, обладают огромными финансовыми ресурсами. По данным wikipedia, рыночная капитализация компании на май 2008 года — $337,3 млрд (первое место в мире среди компаний сотовой связи; второе — у компании Vodafone).


©






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.