ГЛОНАСС – реальный конкурент GPS?

Аббревиатура GPS все прочнее входит в нашу жизнь. Коммуникаторы и навигаторы, КПК и смартфоны – великое множество подобных устройств манят покупателя «изюминкой» в виде GPS-модуля.

Даже неискушенный потребитель, как правило, имеет сегодня общее представление, что такое позиционирование на местности. Собственно, GPS и есть ни что иное, как сочетание заглавных букв английского названия глобальной системы позиционирования - Global Positioning System. Рост всеобщей технологической эрудиции в мобильный век вполне закономерен. О временах, когда компьютер размером с холодильник можно было увидеть только в университетских лабораториях, давно забыли, а некоторые вообще считают это легендой. Зато на улицах все чаще можно встретить людей преклонного возраста, мило сообщающих нечто важное отсутствующему собеседнику с помощью мобильного телефона. У менеджеров специализированных торговых сетей появился даже особый термин - «бабушкин телефон». Данное устройство должно четко соответствовать трем требованиям: максимальная простота, большой дисплей и крупные кнопки. Но вернемся к главной теме.

Популярность GPS объясняется просто: серьезные конкуренты на рынке только собираются появиться. Это первая система, которая помимо военных целей (уместно напомнить, что отвечает за ее эксплуатацию Министерство обороны США), стала использоваться на благо гражданского сообщества.



После снятия в 2000 году специальных ограничений на точность измерений в случае бытового использования, технология стала развиваться семимильными шагами. Собачьи ошейники со спутниковой системой определения местонахождения шагнули со страниц фантастических романов на прилавки электронных супермаркетов, а многие водители за рубежом без электронного поводыря становятся просто беспомощными.



В результате термином GPS все чаще стали обозначать любую систему позиционирования на местности, хотя ставить знак равенства между этими понятиями никак нельзя. Помимо американской навигационной системы в мире существуют еще как минимум пара-тройка подобных систем, находящихся в разной степени реализации. О европейской «Галилео» (Galileo), проект по созданию которой столкнулся с рядом серьезных трудностей, китайской «Бэйдоу», а также наработках других стран, активно пробивающихся в этот высокотехнологический сектор, мы постараемся рассказать в следующий раз. Сегодня же поговорим о перспективах отечественной системе ГЛОНАСС.

Днем рождения ГЛОНАСС следует считать 1982 год, когда НПО ПМ (ныне научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнёва) совместно с ПО «Полет» и рядом других предприятий начали разработку проекта. В результате этой работы и появилась многоспутниковая система позиционирования, обеспечившая на тот момент военный паритет с США. Подобно американской, название российской системы также сформировано из начальных букв словосочетания ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система – ГЛОНАСС. Отвечает за управление и развитие системы непосредственно Министерство обороны. Еще в 1995 году в ГЛОНАСС функционировали все 24 спутника, предусмотренные проектом. Однако о коммерческом использовании тогда можно было только мечтать: силовые ведомства безраздельно царствовали в этой сфере. Крах СССР и последовавшие неурядицы, вкупе с отсутствием финансирования, привели ГЛОНАСС в упадок. В 2001 году на орбите оставалось всего 8 спутников. Совсем недавно, в 2003 году, "Росавиакосмос" вынужден был вдвое сокращать программу развития этой системы по банальной причине: выделяемых правительством средств катастрофически не хватало. И даже несмотря на то, что число действующих спутников к 2005 году удалось довести до14, большинство аналитиков предрекали скорый крах ГЛОНАСС. О конкуренции с GPS речь даже не велась – слишком велики были погрешности при определении местонахождения.



Однако в дальнейшем ситуация стала активно выправляться. Причин тому несколько: общая экономическая стабилизация, внимание руководства страны, снятие с 1 января 2007 года всех ограничений на использование ГЛОНАСС в мирных целях, а также стремительное развитие электронных технологий. В июне 2005 года при посещении космодрома Байконур президент Владимир Путин поставил задачу скорейшего восстановления ГЛОНАСС, в том числе с целью коммерческого использования. И уже в декабре того же года глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов заявил о готовности восстановить систему к 2007 году, в то время как первоначально это планировалось сделать в 2012 году. Помимо этого, в октябре правительство утвердило федеральную космическую программу на 2006-2015 годы.

Для полноценного использования ГЛОНАСС на территории России необходимо 18 спутников. Сейчас, после вывода ракетой-носителем «Протон-К» в декабре 2006 года на орбиту сразу трех космических аппаратов, их насчитывается 17. Однако для использования ГЛОНАСС в любой точке земного шара необходимо наличие 24 спутников. Согласно заявлению министра обороны Сергея Иванова, случится это событие в 2009 году.

Огромное значение для перспективного развития ГЛОНАСС имеет, безусловно, присоединение к проекту Индии. Не далее как 25 января текущего года было подписано сразу два межправительственных соглашения по этому вопросу. Потенциал рынка второй по численности населения страны в мире, безусловно, высок. И данное событие еще сыграет свою роль в стратегической борьбе за космическое лидерство.



Если говорить о безопасности страны, в том числе экономической, то преимущество наличия собственной спутниковой системы очевидны. Так, при угрозе национальным интересам, и не обязательно военной, ничто не мешает правительству США отключить гражданский сегмент GPS, или просто начать взимать плату за обслуживание орбитальной инфраструктуры – в настоящий момент поддержание спутниковой группировки оплачивается из государственного бюджета. Самое интересное, что архитектура GPS позволяет проводить так называемое селективное отключение, когда функция позиционирования становится недоступной (либо работает с огромными погрешностями) только над определенной территорией.

С точки зрения рядового пользователя, перспектива использования ГЛОНАСС упирается в отсутствие на рынке необходимых модулей по приемлемой цене. Правда, работы по созданию подобных устройств ведутся, но какой-то ясности по срокам появления и стоимости отечественных навигаторов нет. Очевидно, что наилучшим вариантом для покупателей и коммерческих организаций стала бы взаимосовместимость различных систем. Например, никого не удивляет возможность мобильного телефона использовать различные GSM-диапазоны. Тем более, что весь рынок бытовых устройств на данный момент рассчитан на американскую систему позиционирования, и огромное число людей уже пользуются всеми прелестями GPS. Надо отметить, что подобная координирующая работа уже ведется. 14 декабря в Ярославле российско-американской рабочей группой было принято «Совместное заявление по обеспечению взаимодополняемости и совместимости ГЛОНАСС и GPS», где, в частности, отмечается «значительный прогресс в понимании выгод для потребительского сообщества при использовании общего подхода».

Большую определенность в этот вопрос должен внести Международный форум по спутниковой навигации 2007, который пройдет 9 и 10 апреля в Москве при поддержке Правительства Москвы и Федерального космического агентства. По заявлению организаторов, основной целью Форума является «информирование широкой российской деловой аудитории об инновационных технологиях в области спутниковой навигации и новых возможностях для бизнеса, открывающихся в этой связи». Понятно, что основное внимание форума будет направлено на механизмы и возможности использования ГЛОНАСС в коммерческих целях.

Принципиально, насыщение рынка бытовых устройств, поддерживающих ГЛОНАСС, не столь уж невыполнимая задача. По оценке европейских аналитиков, стоимость производства в этом сегменте падает ежегодно приблизительно на четверть. По их же расчетам, при массовом производстве стоимость навигатора, поддерживающего стандарт, отличный от GPS, составит порядка 150 евро. Дело остается за малым: выполнить все обещания касательно сроков формирования спутниковой группировки и заинтересовать проектом крупных зарубежных производителей. Потому что возможностей отечественной промышленности для быстрого насыщения рынка явно не хватит. А выделки овчинка стоит. Если на сегодняшний день рынок спутниковой навигации оценивается приблизительно в 40 миллиардов долларов, то через 10 лет речь будет идти о сотнях миллиардов.



Будем надеяться, что на этот раз все получится и через каких-то 2-3 года в техническом описании каждого навигатора будет значиться гордое «поддерживает стандарты GPS и ГЛОНАСС». Если не в мировом масштабе, как говаривал известный киногерой, то в сертифицированных для российского рынка устройствах точно. И, как знать, может к узнаваемым во всем мире отечественным брэндам добавится и парочка высокотехнологичных компаний.


©






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.