VOIP: неизбежное будущее

Бесплатные звонки в любую точку света. Утопия? Отнюдь! Дешевизна современной проводной и мобильной связи меркнет перед перспективой технологии, которая неспешно развивается, подходя к логической точке – внедрению в повседневность. И называется она VoIP.

Что такое VoIP?

VoIP – технология, которая связывает мир телефонных коммуникаций и мир Internet. Аббревиатура «VoIP» расшифровывается как Voice over Internet Protocol (голос через Internet). Проще говоря, VoIP - технология, используемая для передачи речевых сигналов в IP-сетях в целом и в Internet - в частности.

Принципы работы

Принцип действия Internet-телефонии достаточно прост и основан на следующем: при разговоре звуковой аналоговый сигнал от одного абонента кодируется в цифровой вид и преобразуется в сжатые пакеты данных. После этого пакеты отсылаются через Internet второму абоненту, где производится последовательная декомпрессия, обратное декодирование сигнала из цифрового в аналоговый и, собственно, воспроизведение.


Наглядная схема действия Voice over IP

История создания VoIP

До 80-х годов прошлого века не было возможности передавать звук посредством цифрового протокола. Да, собственно, и самих протоколов на то время не существовало. Впервые передача аналогового звука «в сети» была произведена в 1993 году, а в 1995 в Израиле состоялась первая передача голоса через Internet-протокол. Однако прорыва не получилось, подвела техническая база и отсутствие единого стандарта. Internet был достаточно слаб в то время, что сказывалось на качестве разговора и скорости передачи данных. Впрочем, тот день можно смело назвать днем рождения Voice over Internet Protocol. В 1996 году компания International Telecommunication Union приняла протокол H.323, включающий в себя пятьдесят начальных стандартов. Таким образом, был принят первый норматив для мультимедийной коммуникации. В 1999 году консорциум Internet Engineering Task Force включается в область стандартизации способов передачи данных, в результате чего на свет появляется SIP – набор инструкций, служащий для установления интерактивной связи между пользователями и включающий передачу текстовых, аудио- и видеоданных.

Однако не все радужно восприняли перспективы VoIP: впоследствии интерес к технологии стал постепенно угасать. Возможно, это было связано с падением цен на стационарную связь, сложностями перехода на новую технологию, да и конкурирующая сотовая связь набирала недюженные обороты. В общем, в ближайшие годы нового тысячелетия продвижение технологии происходило разве что на предприятиях, да и то не очень активно. Такая ситуация упадка VoIP наблюдалась вплоть до 2002 года, в котором протокол SIP получил вторую версию. С этого момента можно наблюдать постепенное увеличение интереса к, казалось бы, начинавшему угасать VoIP. Таким образом, в 2004 году наступает долгожданный прорыв. Оборудование становилось все лучше, появилось большее количество провайдеров. Цены на услуги IP-телефонии были действительно впечатляющими: привлекала возможность позвонить в любую точку мира за пару центов, а внутри сети провайдера вообще бесплатно (разве можно было сравнить это с дорогими на тот момент и не менее дорогими поныне спутниковыми телефонами?). Таким образом был открыт рынок частных пользователей.

Типы VoIP

Как упоминалось выше, существует несколько стандартизированных типов IP-телефонии, наиболее распространенные из которых следующие:


  • Компьютер и компьютер (PC-to-PC). Исторически - самый первый способ VoIP, в то же время - и самый простой. Чтобы им воспользоваться, нужны два компьютера со звуковыми картами и системами ввода-вывода звука (колонки/наушники с микрофоном или просто гарнитура).

  • Компьютер и телефон (PC-to-Phone). Для реализации этого подхода необходим компьютер со звуковой картой, колонками и микрофоном с одной стороны и телефон – с другой. При этом телефон, как собственно и компьютер, может находиться в любой точке мира.

  • Телефон и телефон (Phone-to-Phone). В данном случае никакого дополнительного оборудования не требуется, только обычные телефоны. Качество связи при этом сопоставимо с качеством обычной телефонной связи и даже превышает ее, так как используются выделенные каналы.


  • Зачем нужна VoIP?

    О сферах применения VoIP можно судить хотя бы по названию. Но, все же, основным достоинством технологии является в разы меньшая стоимость международных и междугородных телефонных переговоров по сравнению с обычными аналоговыми телефонными линиями. На основании одной только этой причины VoIP обречен успешно и стремительно развиваться.

    Другой не менее привлекательной сферой применения технологии можно назвать использование VoIP для создания центров обработки звонков и информационно-справочных служб. Уже сейчас приличное количество компаний, имеющих подобную службу, внедрили VoIP. Постепенно начали появляться средства, одним щелчком мыши соединяющие клиента с компанией. Такой механизм весьма сложно применить в обычных телефонных системах, а совмещение HTML-развертки и телефонии серьезно упрощает эту процедуру. Преимущества интеграции компьютера и телефона впечатляют: налицо мобильность и гибкость в работе. Будущее мобильной связи вообще напрямую связано с VоIP-технологией.

    Наконец, IP-телефония – главная угроза для операторов мобильной связи. Самое страшное, что могло для них случиться – это появление VoIP-клиента для мобильного телефона. Характерный пример тому - специальная версия смартфона Nokia N80 - N80 Internet Edition, которую разработчики оснастили встроенным SIP-клиентом. Таким образом, Nokia дала зеленый свет альтернативной телефонии. Впрочем, и тут имеются подводные камни. GPRS-трафик пока еще слишком дорог, а WiFi соединение поддерживается пока лишь небольшим количеством телефонов, в основном - высшей ценовой категории. Та же история и с точками доступа: даже в столице их количество измеряется лишь сотнями. Что уж говорить о периферийных районных центрах? Впрочем, хот-споты появляются все стремительнее, особенно в социально значимых местах: аэропортах, гостиницах, вокзалах.


    Nokia N80 Internet Edition, поддерживающая WiFi, стала прорывом для любителей IP-телефонии

    В последнее время VоIP стали внедрять во все большее количество устройств, причем самой широкой направленности. Типичный пример - некоторые компьютерные клавиатуры… со встроенными телефонными трубками и поддержкой IP-телефонии.


    Клавиатура A4Tech со встроенной телефонной трубкой и поддержкой VoIP

    Какие есть преимущества у VоIP?

    Первым и, пожалуй, самым главным плюсом VоIP является низкая стоимость услуг. Пользователи могут общаться между собой бесплатно, используя Skype или любое другое подобное приложение. Естественно, остается небольшая плата за интернет-трафик, впрочем, весьма незначительная, особенно в сравнении со стоимостью международного разговора по обычному телефону.

    Skype – это небольшая программа, позволяющая звонить бесплатно другим ее пользователям. Кроме того, есть возможность не только общаться в пока еще узком кругу пользователей Skype, но и звонить на стационарные и мобильные телефоны (за относительно небольшую плату). Помимо этого, имеется возможность вести видеоразговоры и даже проводить конференции.


    Пример IP-телефона

    Пользоваться VoIP-связью можно в любой точке мира с сохранением номера. С приходом VoIP исчезала необходимость использовать телефонную сеть. По большому счету осталась нужда только в одной сети – сети передачи данных. Это, безусловно, ведет к упрощению инфраструктуры… и банкротству провайдеров аналоговой телефонной связи.

    С приходом VoIP стало возможным размещать на страницах ссылки типа «Call me». Это позволяет легко и быстро связаться, например, со службой поддержки, с партнером по бизнесу при совершении сделки, причем вне зависимости от страны проживания и практически мгновенно.


    Интерфейс Skype

    Наконец, неоспоримое преимущество VoIP – простота использования: даже человек, слабо знакомый со Skype-телефоном (как вариант – обычным GSM-телефоном с поддержкой WiFi) и Internet, сможет без особого труда пользоваться этим типом связи.

    И в чем состоят недостатки?

    Увы, пока эта технология, несущая неоспоримые блага человечеству, недостаточно широко известна, а ее массовое распространение затруднено. Оно и неудивительно, ведь в нашей стране далеко не у каждого имеется высокоскоростное подключение к Internet (или хот-спот поблизости).

    Поскольку VоIP, по сути, компьютерная сеть, во время эксплуатации появляются проблемы обеспечения безопасности и предотвращения распространения спама. Кроме того, существует путаница со звонками в службы спасения. Это связано с тем, что VоIP не имеет географического позиционирования и звонок перенаправляется по месту жительства. Впрочем, это проблема не так страшна и, очевидно, будет решена в ближайшем будущем.

    Какие перспективы?

    Будущее VoIP, очевидно, зависит как от всеобщей компьютеризации и повышения компьютерной грамотности пользователей (в том числе и мобильных), так и от отношения к ней законодательства. Как известно, традиционные телефонные вызовы со стационарных или мобильных телефонов облагаются налогом. VоIP пока рассматривается как информационная служба и освобождена от уплаты налогов. Это одна из самых важных причин того, что VоIP-вызовы обходятся значительно дешевле обычных звонков. Впрочем, с ростом популярности ситуация постепенно меняется. Конечно, возможно в скором времени из-за стремления пополнить казну технология будет фактически «задушена», но стоит надеяться на лучшее.

    Разумеется, в наших условиях рано говорить о всеобщем переходе на IP-телефонию, с учетом того, что технологические новинки и в целом прогресс до нас доходят традиционно дольше, чем в более передовых государствах. Но, будем надеяться, что положительный пример тех же США и Европы окажет благотворное влияние и на нашу ситуацию. Впрочем, никто не мешает пользоваться услугами VоIP даже без серьезного развития технологии в государстве. Internet стал повседневностью, цены на трафик падают, становятся все более доступными безлимитные тарифы – в общем, создаются все условия для индивидуального пользования IP-телефонией рядовыми пользователями.

    И что в итоге?

    Освоение VоIP в мире находится на пике активности. Цифры говорят о том, что за последний год доходы от услуг IP-телефонии по всему миру выросли практически в 2 раза, а показатель роста доходов зачастую связан с объемами внедрения. К тому же, по прогнозам специалистов, к 2010 году ожидается трехкратный рост числа пользователей VoIP-услуг. В связи с этим можно посоветовать в ожидании перехода на IP-телефонию на государственном уровне, постепенно приступать к пользованию ее в индивидуальном порядке. Благо тот же Skype прост в настройке, удобен в пользовании и доступен в финансовом плане. Что же касается VOIP в мобильной телефонии, то пока все же рассчитывать на его массовость трудно, потребление GPRS-трафика в достаточном количестве доступно далеко не каждому, точно также и WiFi-модули есть пока, увы, далеко не в каждом телефоне.


    ©






    Рекомендуемый контент




    Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.