Слушаем и создаем музыку на мобильнике. Часть 2

В этой части мы рассмотрим множество цифровых форматов и способы их перекодирования.

Формат WAV

Это один из самых древних форматов, разработанный компанией Microsoft. Он содержит обычный несжатый цифровой звук, благодаря чему имеет достаточно внушительный объем. Одна минута записи содержит около 10 мегабайт. Сегодня, после внедрения в жизнь МР3, WMA и прочих современных форматов, он несколько потерял свою популярность, однако профессиональные музыканты по причине высокого качества звука WAV продолжают работать именно с ним.


Работа с WAV в профессиональной программе Adobe Audition

Формат WAV сильно напоминает CD-аудио, где также без каких-либо изысков оцифрован аналоговый звук. Существуют и некоторые модели телефонов, поддерживающие WAV, в частности, это Siemens C55, M55 и MC60.

Как уже говорилось, файлы в данном формате могут использоваться при создании SMAF и XMF, поэтому для нас он представляет дополнительный интерес.

Теперь немного поговорим про сжатие цифрового звука, ведь впоследствии речь пойдет именно о компрессированном звуке.

Компрессия (сжатие) цифрового звука

Объем Wav – файлов мало кого устраивал. И если сегодня размеры винчестеров многократно возросли и даже телефоны обзавелись многочисленными носителями информации, то были времена, когда на жесткий диск могло вместиться около получаса несжатого звука.

Как оказалось, Wav – файл содержит много избыточной информации, то есть такой, которую наше ухо просто не услышит. Стали разрабатываться различные алгоритмы компрессии звука. На сегодняшний день таких алгоритмов создано немало, но все они работают по одному и тому же принципу.

Сначала материал кодируется специальной программой. Здесь отсеивается все лишнее, на её взгляд. Для воспроизведения приходится декодировать полученный результат, и мы снова обращаемся к помощи программы КоДек (Кодер-декодер).

Разработчики пошли еще дальше и предоставили пользователю возможность при кодировании производить всевозможные настройки. Одной из основных является битрейт. Битрейт устанавливает количество информации, передаваемой кодеку для воспроизведения в одну секунду звучания. За единицу информации приняты биты (или килобиты). Например, имеются два файла с одной и той же песней. Один закодирован с битрейтом 32 кбит\сек, второй с битрейтом 256 кбит\сек. Если заглянуть в свойства файлов, мы увидим, что первый файл гораздо меньшего объема, однако качество оказалось на стороне второго. Очевидна прямая зависимость качества и объема файла от битрейта.

Технологии кодирования меняются, и ныне существует два варианта: с постоянным и с переменным битрейтом.

Значение постоянного битрейта остается неизменным в течение всего прослушивания выбранной вами композиции. Битрейт с переменным значением может меняться в процессе кодирования и, соответственно, воспроизведения. Чем больше насыщенность звукового фрагмента, тем выше битрейт, и наоборот. Такая технология позволяет получить наиболее качественный вариант при прежнем объеме.

Какие же форматы с компрессированным звуком сегодня используются?

Формат MP3 (MPEG-1/2/2.5 Layer III)

Хочется сказать, что с появлением данного формата началась новая эпоха в музыкальной индустрии. Разработчиком является MPEG - рабочая группа института Фраунгофера, а в частности Карлхайнц Бранденбург. Первой программой для кодирования стала программа L3Enc, выпущенная в 1994 году. Прошел год, как был выпущен первый программный плеер - Winplay3.

При максимальном битрейте 320 кбит\сек, размер МР3-файла меньше в четыре раза исходного WAV. Еще одной привлекательной особенностью оказалось наличие так называемых ID –тегов: в каждом МР3-файле отводится специальное место, где хранится информация об исполнителе, альбоме и прочие порой необходимые вещи.

Сегодня создано немало аппаратных МР3-плееров и, конечно, не обошлось без внедрения формата в мобильные телефоны. Так, в 2000 году компанией Samsung был создан первый телефон с возможностью проигрывания MP3. Аппарат обладал 64 мегабайтами встроенной флэш-памяти.


Samsung Uproar SPH-M100 - первый в мире телефон с возможность воспроизведения MP3

Работа над форматом MP3 продолжалась, и впоследствии появился MP3PRO, который разработан группой Coding Technologies и характеризуется еще более высоким качеством звука при низком битрейте.

Формат Ogg Vorbis

История формата начинается в 2000 году, когда группа разработчиков Xiphophorus представила миру свое творение.

Более совершенные алгоритмы кодирования, но, тем не менее, схожие с МР3, позволяют еще больше уменьшить размер файла. Основным преимуществом, несомненно, является абсолютная бесплатность формата, даже для коммерческого использования. Но существуют и другие плюсы – это возможность кодирования с использованием 255 каналов, что позволяет записывать в Ogg Vorbis 6-канальный DVD-звук, а также радует поддержка частоты дискретизации до 192kHz и разрядности до 32 бит.

Самое интересное, что производители телефонов не спешат выполнить поддержку на аппаратном уровне, хотя Ogg Vorbis успешно используется в КПК и смартофонах.

Формат Real Audio

Когда-то для интернет-соединения использовались преимущественно модемы. Ныне весь цивилизованный мир перешел на более скоростные выделенные каналы и только наша с вами Родина не может похвастаться полным переходом на скоростные способы связи.

Именно для медленной модемной связи был создан формат Real Audio, разработанный компанией RealNetworks, что находится в городе Сиэтл (США). Формат характеризуется возможностью установки как предельно низкого битрейта, так и качественного звука. Real Audio также используется как потоковый формат – музыку можно слушать во время закачки.

И сегодня встречаются телефоны с поддержкой данного формата. Ярким тому примером является Nokia 5500.

Формат WMA (Windows Media Audio)

Корпорация Microsoft решила создать формат, приходящий на смену стареющим, по её мнению, МР3 и Real Audio. История WMA начинается в 1998 году, когда фирма Voxware разработала формат Voxware Audio Codec 4.0, который при битрейте в 64 кбит\сек имел качество МР3 при 128 кбит\сек. Через год Microsoft включила сей формат в Windows Media Player, а в последствии приобрела и саму компанию Voxware.

Работа над улучшением формата продолжалась, и на свет появился WMA. При одинаковом звучании файлы WMA имеют размер вдвое меньший, чем МР3, к тому же кодирование происходит значительно быстрее, чем в МР3 и Ogg Vorbis.

К недостаткам формата можно отнести то, что интернет-вещание доступно исключительно пользователям Windows, а также отсутствие ID –тегов, к которым так привыкли поклонники MP3.

Поддержка WMA присутствует во многих моделях телефонов.


Телефон Nokia 5500 поддерживает практически все существующие форматы.

Формат ААС (Advanced Audio Coding)

Еще один продвинутый по сравнению с МР3 формат. Разрабатывался как звуковая дорожка к видеофайлам в формате MPEG2 и MPEG4. Официально вышел в свет в 1997 году.

Если сравнивать с МР3, то действительно есть определенные плюсы: частота от 8 Гц до 96 кГц, плюс улучшенное кодирование при меняющемся звуковом потоке. Поддерживается до 48 звуковых каналов, правда, в отличие от Ogg Vorbi это не так уж и много.

Формат AMR (Adaptive Multi-Rate)

В октябре 1998 года организация 3rd Generation Partnership Project (3GPP) разработала формат и, соответственно, кодек для кодирования голосовых сообщений. Поддерживается работа с низким битрейтом от 4,75 кбит\сек, и в настоящее время AMR активно используется в стандарте GSM, хотя нередко данный формат применяется для хранения музыкального материала.

Перекодировка

Вопрос перекодирования из одного формата в другой достаточно остро стоит в среде пользователей телефонов. Сегодня мы рассмотрим несколько программ, способных помочь нам в этом вопросе.

Switch Plus

Условия распространения: Freeware
Размер дистрибутива: 425 кб
Ссылка для скачивания:

Наверное, одной из самых замечательных программ, что попалась мне, оказалась Switch Plus. Разработчиком является компания NCH Swift Sound. Программа работает преимущественно с цифровыми форматами, однако присутствует кодирование из MIDI практически во все, что вашей душе угодно.

Рассмотрим подробнее интерфейс Switch Plus.



В верхней части находится панель управления, где расположены достаточно объемные кнопки. Начнем изучение слева направо.


  • Add File(s) – Добавить файл или файлы для последующей работы. Количество поддерживаемых форматов поражает, поэтому проще сказать, что программой не поддерживается. Это SMAF и XMF.

  • Add Folder – Добавить папку. Если у вас на жестком диске компьютера существует папка, где находятся файлы исключительно для будущего перекодирования, вы можете просто нажать на эту кнопку, и содержимое папки окажется в программе.

  • Remove – Удаление ненужного файла из списка.

  • Options – Всевозможные настройки программы.

  • Play и Stop – Воспроизведения и остановка выбранного файла.

  • Convert – Запуск процесса перекодирования.

  • Toolbox – Данная кнопка предоставляет доступ ко все программам и модулям, созданными NCH Swift Sound. Естественно, необходим выход в Интернет.


Поле того, как вы открыли файл для будущей работы, неплохо было бы указать, куда будет записываться конечный результат. Для этого внизу имеется специальная кнопка «Browse» напротив «Output Folder».

Еще ниже расположен переключатель для выбора формата перекодирования (Output Format). Здесь же мы видим кнопку «Encoder Options» для детальной настройки кодека.

Теперь давайте проведем небольшой эксперимент. Попробуем перевести файл в формате MP3 в AAC.

Порядок действий следующий:


  • Открываем файл - жмем Add File(s).

  • В Output Format выбираем ААС.

  • Далее жмем Encoder Options.


Здесь нас интересует Average Bitrate (постоянный битрейт) и Variable Bitrate (Переменный битрейт) – он выбирается в процентном соотношении. То есть, если поставить 100% , то получим качество исходного файла. Как вы помните, переменный битрейт дает более высокое качество при прежнем объеме файла, поэтому рекомендую воспользоваться данной опцией.



После того как произведены настройки и указанна папка, куда будет перекодироваться файл, просто жмем Convert.

Производители не включили все кодеки в комплект, поэтому перед началом кодирования программа проверит наличие нужного кодека и, если его не окажется, начнет закачку с собственного сайта.

Существует возможность перекодирования MIDI в цифровые форматы. Если вы вдруг надумали кодировать в МР3, то можно заполнить ID-теги до кодирования.

На том разработчики не остановились и решили ввести возможность кодирования аудиопотоков из Интернета. Для этого в главном меню следует выбрать Convert -> Convert Audio Strim, после чего появится новое окно, где в поле «Enter Stream URL» необходимо ввести адрес, откуда будет звучать музыка.

Mobile Ringtone Converter

Условия распространения: Evalution Version
Размер дистрибутива: 1.98 Мб
Ссылка для скачивания: AVConverter.Mobile.Ringtone.Converter.v2.3.30.zip

Как уже говорилось, Switch Plus не поддерживает работу с SMAF и XMF, сейчас мы рассмотрим программу, которая позволяет производить перекодировку в SMAF.

Разработчики из AVConverter Technologies потрудились на славу. И хотя количество поддерживаем форматов не столь громадное, как в предыдущей программе, зато появилась возможность кодирования выделенного фрагмента, а не полной композиции.

Рассмотрим программу поподробнее.

Здесь также под главным меню расположена панель с кнопками. Первой (слева направо) будет «Import Media Fail», она служит для открытия файлов с музыкой. Рядом расположена кнопка записи – программа поддерживает запись с аналоговых источников (микрофона, например), далее идут кнопки для воспроизведения.

После открытия файла давайте попробуем выделить мышкой какой-нибудь фрагмент мелодии. Затем останется только войти в меню File и выбрать Export As MMF. Далее указать место, куда будет экспортирован файл.



Однако не ждите, что на выходе у вас сразу получится MMF. Вы изрядно удивитесь, увидев WAV файл. Правда, тут же программа предупредит, что сейчас появится маленькое окошко в которое следует перетащить файл для конечной конвертации.

Рекомендую воспользоваться предупреждением и сделать так, как просят.

Меня удивило отсутствие работы с MIDI-форматом. Ведь MMF позволяет хранить данные и в виде нотных команд.

Если вы кодируете во что-нибудь типа МР3, то в меню File есть пункт Preferences, где следует настроить соответствующий кодек.

Помимо всего программа позволяет резать, склеивать исходный файл и даже создавать эффекты нарастания и затухания звука.

Mobile Music Polyphonic

Условия распространения: Trial
Размер дистрибутива: 3,58 мб
Ссылка для скачивания MMPoly.exe

При первом запуске программы бросается в глаза нотный стан. И тут я подумал – свершилось! Наконец производители решили соединить в одно целое конвертер и программу для создания рингтонов.

Действительно, здесь присутствует возможность вручную написать MIDI-композицию, однако минимальное количество настроек сделает творческий процесс невыносимым. Судя по всему, программа создавалась для начинающих сочинителей рингтонов.



Процесс конвертирования также сведен к минимуму. Я не нашел никаких настроек по изменению битрейта и прочих столь необходимых вещей. Перекодировав WAV файл в MP3, я в итоге получил файл с битрейтом 64 кбит\сек. Почему разработчики решили установить именно такой битрейт – непонятно.

Главным плюсом, на мой взгляд, является возможность конвертирования MIDI в MMF. Приятно удивила и поддержка RTTTL и iMelody.

PsmPlayer

Условия распространения: Freeware
Размер дистрибутива: 161кб
Ссылка для скачивания MIDI_Player.zip

Еще один инструмент с достаточно незатейливым интерфейсом, для перекодирования из WAV и MIDI в MMF, поддерживается также работа с iMelody, Au-PMD и FeelSound.

Для перекодирования достаточно открыть нужный файл и в главном меню «File» выбрать одну из опций экспорта.

Программа вполне может использоваться и как плеер.



Beatnik Mobile Sound Builder

Условия распространения: Trial
Размер дистрибутива: 4,96 Мб
Ссылка для скачивания MSB-1.2-install.exe

Если у вас есть в наличии MIDI-файл то, воспользовавшись данным продуктом, вы без труда создадите файл в формате XMF . В программном пакете, кстати говоря, прилагается и плеер для всевозможных мобильных форматов, поэтому, установив Beatnik Mobile Sound Builder на свою машину, вы забудете про проблемы с воспроизведением мобильных форматов.

Дело в том, что работа с данной программой требует определенных навыков и знаний, например с работой в том же MIDI, тем не менее, мы все-таки попробуем что-нибудь создать.

Войдем в главное меню программы и выберем MIDI Source. Появится окно для открытия нового MIDI файла, что мы и сделаем. Теперь в главном меню выберем «XMF Target» и в появившемся окне поставим галочку напротив Type 0/1 XMF. В правом верхнем углу есть кнопка «XMF», ее следует нажать для отображения окна под именем XMF Target. Мы видим, что в этом окне находится одна запись - «Type 0/1 XMF Target 1». Прямо на нее перетаскиваем из соседнего окошка наш MIDI файл. Картинка поменялась.



Осталось войти в главное меню «XMF Target» и выбрать «Export Type 0/1 XMF Target 1». Вообще программа требует некоторого изучения, и если вы наберетесь терпения, то достигните вполне ощутимых результатов по созданию XMF.

Кодирование из WAV и MP3 в MIDI

Я написал эту часть только потому, что хочу официально заявить: не надо кодировать цифровой звук в MIDI.

Существуют разного рода программы, разработчики которых самым подлым образом заявляют, что, открыв файл, например в MP3, вы на выходе получите MIDI-композицию.

То, что на выходе окажется MIDI файл, это правда, только запустив его на воспроизведение, вы не узнаете ровным счетом ничего из исходного материала.

Ярким примером программы-перекодировщика из WAV и MP3 в MIDI является IntelliScore Polyphonic, где для удобства работы представлен специальный пошаговый помощник (Wizard). Последовав совету программы, как я уже говорил, вы получите весьма странный звуковой фрагмент. Вполне вероятно, что при прослушивании вы вообще ничего не услышите.



Данные по программе:

Условия распространения: Demo
Размер дистрибутива: 3,61 Мб
Ссылка для скачивания MSB-1.2-install.exe

Что такое аудиофайл? Это, как сказал один умный человек, огромный борщ из разных компонентов. Выловить что-то из аудиофайла способен лишь человек с хорошо развитым слухом. Обычно так и происходит. Музыкант прослушивает композицию и, пользуясь исключительно свом слухом, пишет по новой весь материал.

Подведем итоги

Если вы дочитали статью до этого места, значит, у вас все-таки есть желание работать со звуком и, возможно, в будущем приступить к созданию собственного рингтона. Я могу лишь дать совет: не бойтесь экспериментировать, ибо широко известно, что самый лучший способ познания – «метод научного тыка». Встретимся в следующей части.


©






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.