Слушаем и создаем музыку на мобильнике. Часть 3

Понятие «Музыка» довольно абстрактное. Каждый по-своему способен воспринимать те или иные звуки и их сочетания. Несомненно, существуют какие то общие критерии, благодаря которым и процветает современная музыкальная индустрия или, как сейчас говорят, шоубизнес.

Наша с вами задача в короткие сроки освоить процесс написания музыки и приступить к созданию собственного реалтона. Но прежде чем осваивать какие то программы давайте начнем с музыкальной теории.

Музыкальная теория

Наверно многие слышали, что музыку записывают нотами, которых 7 штук. Давайте проверим – так ли это?

В музыке, как правило, используется 88 звуков, различных по высоте, в диапазоне от 16 до 5000 Гц, что соответствует на фортепиано (есть такой музыкальный инструмент) диапазону от ля субконтроктавы до ре пятой октавы. Кто такие ля и ре?



Для отображения звуков разной частоты применяются специальные знаки – ноты. Чтобы их не путать, каждой было присвоено свое имя: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. На фортепиано им соответствуют белые клавиши. Ноты пишутся на пяти линейках, которые называют нотоносцем или нотным станом. Нередко нотоносец можно увидеть в программах для написания музыки. Ноты пишутся на самих линейках и между ними. Кроме основных линеек применяются добавочные. Вы скажете: ты назвал всего семь нот, а клавиш на фортепиано гораздо больше! Как называются остальные? А так и называются. После ноты Си идет снова До, но уже следующей октавы.

Возможно, вам в глаза бросилась огромная закорючка в самом начале записи нот. Закорючка называется нотным ключом и сообщает где какая нота. Проще говоря, если ключ такой: , то значит, второй линейке снизу соответствует нота Соль, а если ключ такой: , то второй линейке сверху соответствует нота Фа.



Если кто-нибудь видел фортепиано, то он обратил внимание, что помимо белых клавиш присутствуют еще и черные. Если нажать на такую клавишу, то получится вполне самостоятельный звук, отличающийся по высоте от других. Раз звук другой, то и нота другая. Например, рядом с До находится черная клавиша. Называться она будет до-диез (диез обозначается знаком #), что означает до, повышенное на полтона, эта же клавиша может называться и ре-бемоль (бемоль обозначается маленькой латинской буквой b), что будет означать ре, пониженное на полтона. Отсюда делаем вывод: каждая октава делится на двенадцать частей, называемых полутонами. Расстояние от ноты Ре до Ми будет составлять один тон, а от Ре до Ре-диез – один полутон.



В музыке существуют более сильные (или громкие) звуки по отношению к другим и называется каждый такой звук сильной долей, а расстояние от одной сильной доли до называется тактом. На нотоносце каждый такт отделяется вот таким знаком: «|». Еще одно понятие, которое нам необходимо знать – размер. Дело в том, что в разных музыкальных произведениях сильная доля может чередоваться со слабой по-разному. Соответственно, размер такта будет разным. В рок и поп музыке зачастую используется размер 4X4. Такой размер говорит, что в одном такте может содержаться 4 ноты длительностью в одну четверть.

Вот мы и подошли к длительности нот . Ноты бывают разной длительности, соответственно и записываются по-разному. Самая длинная нота – это целая, чтобы понять, сколько это по длительности, просто стукните четыре раза ногой по полу в одинаковом темпе. Вы скажете: а, что если я буду быстрее стучать? Какая нота это будет? Тоже целая, но темп изменится, о котором чуть позже. Далее по длительности идут одна вторая, одна четвертая и так далее.







В современной музыке, как правило, используют какой-нибудь музыкальный лад. Дело в том, что если во время творческого процесса использовать определенный набор нот, который и будет называться ладом, то обязательно найдется звук, к которому будут тяготеть все остальные. Такой звук называется тоникой и является начальным. Многие слышали такие слова, как мажор и минор. Это и есть две разновидности музыкального лада. Например, когда говорят: что песня написана в До мажоре, имеют ввиду, что использовался мажорный лад. Нота До здесь будет тоникой. Она будет указывать также на высоту лада, то есть на тональность. Мы выяснили, что До-мажор – это тональность.

Мажорный и минорный лад имеют своё строение. Для мажора это: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (тон и полутон это расстояния между звуками), для минора это: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. До мажор это: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, а Ля минор это: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль.

Проще говоря, если вы пишите музыку в До мажоре, то смело используйте все соответствующие ему ноты в своей композиции. А если вы начнете и закончите нотой До, то ваше творение получит некоторую законченность.

В создании будущей композиции нам пригодятся аккорды. Аккорд – это сочетание нескольких звуков, расположенных по определенным правилам. Например если одновременно нажать на фортепиано клавиши До, Ми и Соль, то получим вполне благоприятное трезвучие. Трезвучие мы получим, если нажмем Ля, До, Ми. Расстояние От До до ноты Ми это большая терция, а от Ля до ноты До это малая терция (посчитайте сколько это будет в полутонах и запомните). В первом случае у нас получится аккорд До мажор, во втором Ля минор. Существует много разновидностей аккордов, мы их рассматривать не будем, а перейдем к последнему термину, который нам пригодится на начальном этапе работы – темпу.

С темпом все просто и понятно: чем больше темп, тем быстрее звучит музыка. Измеряется темп в ударах в минуту.

Создание музыки

Рассмотрим состав среднестатистической современной группы (те, кто выступают под фонограмму не имеются ввиду). В каждой группе есть барабанщик, музыкант, играющий на каком-нибудь басовом инструменте, как правило, это бас-гитара, и один и более, исполняющих соло и ритм партии. Про вокал мы пока говорить не будем.

То есть нам, для создания полноценной композиции необходимо создать, как минимум партию барабанов, баса и соло. Прежде чем создавать что-то самим, давайте посмотрим как выглядит уже готовое произведение.

Нам потребуется какая-нибудь программа- секвенсор - программа позволяющая писать музыку в MIDI, производить обработку, то есть создавать конечный продукт – готовую аранжировку. Современные секвенсоры работают не только с MIDI, но и с цифровым звуком. Практически все поддерживают работу с MIDI-клавиатурами.

В качестве бесплатного секвенсора хочется предложить замечательную программу, ориентированную специально для написания реалтонов.

Anvil Studio

Сайт разработчика - www.AnvilStudio.com
Условия распространения – Freeware
Размер дистрибутива – 3,66 Мб
Ссылка для скачивания - Z.exe

Для первого знакомства давайте откроем какой-нибудь ранее созданный файл в формате MIDI. В моем случае это был «Europe.mid» - известная тема рок-группы Европа.

Для этого войдем в главное меню «File» -> «Open Song» и в типах файлов выберем «Songs». В правом верхнем углу появляется заполненное серое окно с таблицей инструментов, о котором поподробнее.



Первый столбец в таблице позволяет перейти в режим редактирования именно этого инструмента, а также позволяет задать ему произвольное имя.

В следующем столбце вы указываете тип данной звуковой дорожки: Instrument – означает собственно MIDI инструмент, Rhythm – установка барабанной секции, здесь вы выбираете какие типы барабанов будут использоваться в вашей композиции, рекомендую просто выбрать «Select All» (Выбрать всё), Audio и Audio 24 предоставляют возможность добавления или создания аудиофайлов.

Далее идет столбец, где вы решаете, какой трек будет звучать, а какой нет. Включение – «ON», выключение – «OFF». В следующем столбце выбирается устройство, ответственное за воспроизведение MIDI на вашем компьютере.

Следом идет столбец с названием «Channels» (Каналы). Дело в том, что в MIDI каждому отдельному инструменту соответствует отдельный канал. Для ударных инструментов выделен 10-й, остальные можете занимать, чем хотите.

Последними в таблице стоят «Instruments» (Инструменты), здесь выбираем собственно инструмент, который будет звучать.

Напротив каждого канала есть регулятор громкости и баланса.

Давайте нажмем кнопку «Compose» и приступим к более детальному изучению программы и песни, в частности.

Вообще хочется сказать, что в программах- секвенсорах есть два вида представления нот: обычный, как на бумаге с пятью линейками и так называемый Piano Roll – в виде фортепианной клавиатуры. На данном этапе мы переключимся на данный вид. Здесь ноты представлены в виде прямоугольников – чем длиннее прямоугольник, тем дольше звучит нота.

Над нотами расположена панель настроек: Timer – это размер. В нашем случае это 4 x 4, Grid – определяет под какие ноты делится Piano Roll, у нас установлено 1/16, значит экран поделен под ноты длительностью в одну шестнадцатую, Note – устанавливаем длительность нот, которыми осуществляем ввод. Кстати, если у вас нет MIDI клавиатуры, то программа позволяет сыграть на компьютерной, правда удовольствия от такой игры будет мало.



Теперь давайте попробуем поменять пару нот в редактируемом файле, попробуйте подвигать их мышкой вверх и вниз, также уменьшить и увеличить в размере. Все той же мышкой можно добавить новую ноту, щелкнув по пустому месту на Piano Roll. Получилось? Первый шаг сделан.

Теперь давайте сделаем свой первый ремикс. Ситуация такая: есть две песни, в одной вам понравилась партия барабанов (назовем ее Bar.mid), а в другой все кроме барабанов (назовем ее Vse.mid). Попробуем сделать новую композицию.

Открываем Bar.mid и удаляем все треки, кроме трека с 10 каналом. Делается это через главное меню Track -> Delete. После этого сохраняем новый файл File - > Save As. Далее открываем Vse.mid, где удаляем все треки с 10 – м каналом. Опять заходим в главное меню File - > Merge Song и выбираем, сохраненный ранее, Bar.mid. Теперь можно прослушать результат. Вполне возможно, что при добавлении Bar.mid изменился темп (tempo), регулятор которого находится под главным меню. Вводим необходимое нам значение и наслаждаемся.

Давайте напишем что-нибудь своё, оригинальное.

Нам понадобится как минимум три трека с инструментами. Первый – барабаны, второй- бас, третий – соло. Писать будем в Ля миноре. Добавить треки можно из главного меню Track -> Create -> Instrument Track (Для баса и соло) и Track -> Create -> Rhythm Track (для барабанов).

Первый трек назовем «Solo» (кириллица не поддерживается, поэтому вводим все латинскими буквами) и выставим для него инструмент, пусть это будет Electric Grand Piano. Второй трек назовем «Bass», а инструмент для него Electric Bass (Pick). Третий трек пусть останется без названия, теперь нам надо решить какие инструменты будут звучать в барабанной секции. Щелкаем по треку и видим кнопку «Add sounds», нажимаем. Появляется огромный список, где опять жмем «Select All». Почему мы выбрали все инструменты? Чтобы вы смогли попробовать, как звучит каждый в отдельности. Однако использовать мы будем Acoustic Bass Drum (Это звук большой бочки в барабанной установке), Acoustic Snare (это так называемый рабочий барабан) и Pedal High Hat (High Hat – это такие две перевернутые друг к другу тарелки по которым стучит барабанщик).

Как играют на барабанах? Играют по-разному, но как правило бочка звучит на сильную долю, а рабочий барабан на слабую и все это сопровождается стуком по хай-хету (High Hat). Мы с вами примерно такой рисунок и сделаем.



Затем, пожалуй, сделаем активным «Solo» и наберем там аккорды. Аккорды можете писать любые, главное чтобы они вписывались в тональность Ля минор. Лично я выбрал Ля минор, Ре минор, Ми минор и опять Ля минор.



Приступим к написанию партии баса. Здесь я поступил просто: там где звучит аккорд Ля минор, я использовал ноты соответствующие этому аккорду , в Ре и Ми миноре я поступил также.



Итоговый результат ставим на прослушивание.

Anvil Studio работает не только с MIDI, но и с цифровыми форматами. В частности, уже упоминалось, что один из треков в вашей композиции может быть в формате WAV. Для чего это надо? Во первых можно украсить свой шедевр каким – нибудь, заранее приготовленным, звуком. Сделать это можно, предварительно добавив в проект аудио трек: Track - > Create -> Audio Track. Затем входим в главном меню File - > Import Audio to Active Track From…-> Import Entire File. Находим на диске вашего компьютера нужный файл и открываем его.

Открытый файл можно резать на куски, склеивать заново, накладывать эффекты. Что касается последних, следует нажать на кнопку «FX» вверху экрана и выбрать что-нибудь из предложенного списка. Если Anvil Studio единственная программа по обработке цифрового звука, то скорее всего выбор будет небогатый, однако список эффектов может дополняться за счет подключения DirectX и VST плагинов – специальных программ-эффектов.



Можно осуществлять экспорт аудиотрека в один из предложенных форматов. Например, можно произвести конвертирование в МР3. Для этого входим в главное меню File -> Compress a .wav file, далее нажимаем на кнопку «Change» и в новом окне находим «Other formats» (Другие форматы). Там ищем подходящий нам кодек и закрываем окно. Осталось только указать имя и место для конечного файла.

Существует еще одно применение для аудиотрека – это запись всей композиции в единый WAV файл. Нажимаете кнопку «Record», включается автоматическое воспроизведение и запись. Я бы не рекомендовал пользоваться данной функцией. Дело в том, что для конвертирования MIDI в цифровой формат, гораздо проще и качественнее воспользоваться специально предназначенным конвертером, описанным раннее, например программой Switch, которой нам еще придется воспользоваться.

Звучание MIDI файла далеко от совершенства и если ваш телефон работает с одним из аудиоформатов, следует сохранить MIDI именно в таком формате. Правда, прямое конвертирование ничего не даст – качество звука останется на прежнем уровне. Нам следует воспользоваться одним из аудиоредакторов, но прежде давайте сохраним отдельно каждый трек нашей композиции в отдельный файл. К своему глубокому сожалению, я не обнаружил функции экспорта отдельного MIDI трека, поэтому порядок действий следующий:


  • Предварительно сохраняем файл в MIDI

  • Удаляем все дорожки кроме Solo

  • Сохраняем эту дорожку в отдельный файл

  • Снова открываем исходный файл (сохраненный в пункте 1) и повторяем те же действия, только для следующей дорожки

  • Когда все треки сохранены, открываем программу Switch и переводим каждый файл в WAV


Пришла пора открыть аудиоредактор.

Audacity

Сайт разработчика
Условия распространения – Freeware
Размер дистрибутива – 2,1 Мб
Ссылка для скачивания -

Данный редактор позволяет выполнять все необходимые действия со звуковыми файлами, одновременно работать с несколькими треками, и самое главное он бесплатный.

Наша первая задача открыть все только что созданные WAV файлы в этой программе. Для этого заходим в главное меню и выбираем Проект – Импортировать звуковой файл. Последовательно открываем наши треки.



Теперь давайте улучшим звучание композиции. Нам понадобится раздел «Эффекты» в главном меню, однако доступен он будет только тогда, когда вы выделите трек или часть его (сделать это можно мышкой).

Выделяем трек Solo и находим в разделе «Эффекты» «Эквалайзер». Здесь мы можем выровнять частоты, как нам необходимо. Предварительный результат можно прослушать, не выходя из окна эффектов.



Еще один эффект, который я порекомендовал бы использовать – реверберация (эхо), благодаря чему появится пространственный эффект. Для партии баса можно воспользоваться усилителем низких частот.



Когда все настройки произведены, следует произвести экспорт нашей композиции. Это будет либо WAV, либо OGG Vorbis, либо MP3. Что касается последнего, то программа объяснит, что встроенного MP3 кодека не имеет, а предложит найти библиотеку для кодирования на вашем компьютере. Файл библиотеки это lame_enc.dll. Тут остается воспользоваться только функцией «Поиск» в вашей операционной системе и попытаться найти эту библиотеку. Затем указать программе Audacity, где она находится.



После того как произведен экспорт вам останется только закачать итоговый результат в свой мобильник и срочно идти хвастаться друзьям созданным шедевром.

Заключение

Создание музыки и, в частности, реалтонов – процесс не простой и в рамках одной статьи сложно охватить все моменты, тем не менее, мы с вами узнали основные программы, которые потребуются для создания своих произведений, научились конвертировать звук и даже что-то написали сами. В дальнейшем все зависит от вас: от вашего терпения и тяги к новым знаниям. Мне же остается только пожелать вам успехов на новом поприще.


©






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.