Журнал Радио 6-7 номер 1946 год. Фильтры для радиолы

Журнал Радио 6-7 номер 1946 год. Фильтры для радиолы И. Я. Брейдо 

Качество звучания электрограммофона сильно страдает от «шума иглы». Этот шум следует назвать поверхностным шумом пластинки, обусловленным неравномерностью поверхностного слоя и зернистостью массы пластинки. Частотный спектр шума занимает почти весь звуковой диапазон. Интенсивность его относительно невелика, однако, взаимодействие отдельных компонентов шума и полезного звука приводит к заметным искажениям, не говоря уже об утомительном, назойливом шипении, сопровождающем музыку или речь.

Прежде чем перейти к мерам борьбы с шумом пластинок, приведем некоторые предварительные соображения.

Рис. 1.   Рис. 2.   Рис. 3.

Согласно принятой классификации, высококачественным считается воспроизведение полосы частот от 50 до 8 000 пер/сек. Для естественного воспроизведения требуется еще более широкая полоса частот (приблизительно 30 — 16 000 пер/сек.) Однако радио любители знают, что расширение полосы приемника сверх 4 500 — 5 000 пер/сек. дает большей частью лишь улучшение слышимости индустриальных помех и интерференционных свистов. Установлено, что большинство радиослушателей предпочитают звучание со срезом частот выше 5 000 пер./сек. даже тогда, когда помехи полностью отсутствуют.

Далее следует учесть следующее.

Средний диаметр граммофонной пластинки составляет около 180 mm что соответствует длине дорожки около 550 mm (пробег иглы за 1 oборот).

Дорожка обегается иглой за 60/78 0,77секунды, и таким образом, частоте 5000 пер/сек. соответствует длина волны записи 550/5000 х 0,77 0,14 mm,что соизмеримо с диаметром конца иглы. Это соотношение становится еще менее благоприятным по мере приближения к центру пластинки. Следовательно, неискаженного воспроизведения частот от 5000 пер/сек. и выше нельзя ожидать при существующей технике изготовления пластинок и иголок.

Хотя объективные измерения показывают, что собственные шумы пластинки имеют непрерывный, равномерный спектр во всем воспроизводимом диапазоне, однако, всем известно, что слышимый шум («шипение») иглы производит впечатление довольно высокого звука, даже свиста. Причины этого лежат как в особенностях нашего слуха, так и в звуковоспроизводящем тракте. Резонансы адаптера и «пики» на частотной характеристике громкоговорителя чаще всего приходятся на область 4 000 — 8 000 пер/сек. и подчеркивают соответствующие частотные компоненты шума пластинки, чем и создают резкую свистящую и утомительную помеху.

Приведенные выше сведения дают возможность сделать следующие выводы.

Уничтожить полностью шум пластинки посредством мер, применяемых в усилителе, адаптере или громокоговорителе, невозможно, так как источником его является поверхность пластинки.

Уменьшить этот шум до приемлемых пределов возможно либо путем срезания частот выше 4 000 — 5000 пер/сек. (рис. 1, кривая 1) либо посредством режекторных фильтров (кривая 2), «вырезающих» из характеристики тракта те частоты, на которых имеются резонансные пики. Если в спектре шума содержится не один, а несколько пиков, то режекторный фильтр окажется мало пригоден; он применяется лишь в тех случаях, когда резонансный пик приходится на частоты порядка

3 000 пер/сек., срезание которых отрицательно скажется на качестве звучания. Поэтому наибольшее распространение получил метод подавления шума иглы фильтром, срезающим частоты выше 4 000 — 5 000 пер/сек.

Иногда комбинируют оба способа: срезают высшие частоты и вырезают участок, содержащий нежелательный «пик» (рис. 2).

Основные требования к фильтрам шума пластинки сводятся к следующему:

Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6.

Фильтр должен давать по возможности крутой срез верхних частот (не менее 20 db на частоте 7 000 пер/сек. относительно 4 000 пер/сек.); он не должен вносить существенного затухания в рабочий диапазон, конструктивно фильтр должен быть компактным и содержать минимальное число деталей.

Переходим к описанию фильтра, предназначенного для среза частот. Схема его (рис. 3) обычная, дроссельная, с настроенными дросселями, с железными сердечниками. Железо Ш-12 (рис. 4. а) толщиной 0,35 mm. Число пластин в комплекте 35. Железо с одной стороны покрывается лаком. Сердечники собираются в стык с зазором порядка 0,15 mm, зазор устанавливается бумажными прокладками. Каркасы дросселей (рис. 4,б) изготавливаются из прессшпана толщиной в 0,2 — 0,5 mm. На каждый каркас наматывают по 4500 витков провода ПЭ 0,08 — 0,1 с прокладкой из папиросной бумаги через 500 витков.

Режекторный фильтр является резонансным контуром, включенным либо в качестве «пробки» (рис. 5. а) последовательно в цепь сетки одного из каскадов усилителя (например, мощного) либо параллельно сеточному сопротивлению (рис. 5, б). Катушка этого контура снабжена отводами, с помощью которых подбирается нужная индуктивность; подбор производится на слух, так как частота вредного пика зависит от примененного адаптера или громкоговорителя.

В некоторых случаях полезно шунтировать катушку фильтра сопротивлением в 0,05 — 0,2 М ом Железо и каркас катушки L1 показаны на рис. 4, число витков в катушке L1 — 1700 ПЭ 0,08 — 0,1 с отводами от 800, 1 000, 1 200 и 1 400 витков.

Наконец, на рис. 6 дана схема, в которой комбинируются оба способа уменьшения шума пластинки; такой фильтр применяется в тех случаях, когда какое-либо звено установки имеет резонанс на частоте от 2 000 до 4 000 пер/сек.

Данные катушек L1 и L2 приведены выше. Катушка L3 наматывается на таком же каркасе, что и катушки L1 и L2. Чикгло витков 3 000 с отводами от 1 500, 2 000, 2 500 витков. Провод ПЭ 0,08 — 0,1.

При монтаже усилителя рекомендуется располагать дроссели фильтра возможно дальше от силового трансформатора.

Необходимые скобки, обоймы или уголки, нужные для крепления фильтра, любитель легко сконструирует сам. Следует следить за тем, чтобы зазор дросселя не замыкался железом крепежной детали.

В зависимости от данных адаптера и громкоговорителя, а также от вкуса слушателя фильтр можно отрегулировать так, что начало срезания верхних частот будет от 3 500 до 6 000 пер/сек. Для этого нужно изменять: а) зазоры дросселей (увеличение зазора повышает частоту срезывания) и б) величину емкости конденсаторов С1, С2 и С3 — в пределах ±25% (увеличение емкости снижает частоту срезания). На качество работы фильтра сильно влияет подбор конденсаторов С1 и C3. Этот подбор легко производится на слух.

Канифольный флюс

Чистая канифоль, примененная в качестве флюса, не очищает спаиваемые места от окислов. Это затрудняет пайку, так как место спайки приходится зачищать. Кроме того, при использовании канифоли как флюса хорошо припаиваются лишь медь и латунь.
К достоинствам канифоли относится то, что она заливает место пайки — защищает его от коррозии. Предлагаемый флюс сохраняет достоинства канифоли. Он хорошо защищает место пайки и дает возможность применять флюс для спайки не только меди и латуни, но и черных металлов и значительно облегчает пайку. Флюс изготовляется нижеследующим образом. Отвешивают 92 части канифоли. Расплавляют канифоль до консистенции жидкого масла. Всыпают в расплавленную канифоль, помешивая ее, две весовые части солянокислого анилина. По окончании вспенивания добавляют, помешивая, 2 весовые части глицерина. При этом смесь также вспенивается. Не дожидаясь опадания пены, быстро всыпают 4 весовые части салициловой кислоты. Флюс размешивают до полного растворения салициловой кислоты.
Все операции после разогрева канифоли ведут без дальнейшего подогрева.
После растворения салициловой кислоты жидкий флюс выливают для застывания в коробку, обложенную бумагой. После застывания флюс готов к употреблению.
Применяется флюс так же, как и чистая канифоль.
Изготовление флюса удобнее всего вести в фарфоровых чашках или в эмалированной посуде. Для размешивания употребляют стеклянные палочки или фарфоровые шпатели.
Во избежание подгорания канифоли под сосуду подкладывастея асбестировапная сетка пли асбест.
Так как выделяющиеся во время составления флюса пары ядовиты, то операцию по составление флюса нужно вести или в вытяжном шкафу или на открытом воздухе, с тем чтобы выделяющиеся пары не попадали в дыхательные органы.
Изготовленный флюс в употреблении безвреден.

В, Д. Евневич

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 6-7 номер 1946 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.