Журнал Радио 4-5 номер 1946 год. Выставка в N-ской части

Журнал Радио 4-5 номер 1946 год. Выставка в N-ской части Л. В.  

Казармы одной из воинских частей, одной из тех частей, героическая повседневная работа которых вскоре после начала войны закрыла фашистским стервятникам дорогу к небу Москвы и дала возможносгь жителям красной столицы спокойно трудиться.

В одной из комнат при штабе части открыта выставка. Ее можно назвать радиовыставкой, но все же по своей тематике она несколько необычна. На ней нет радиопередатчиков, нет радиоприемников, на ее стендах было бы напрасно искать ту радиоаппаратуру, которая нам всем привычна и знакома.

Эта выставка посвящена радиоучебе.

На вооружении воинской части, организовавшей выставку, состоит сложнейшая современная радиоаппаратура, в числе которой имеются и радиолокационные устройства. Каждый год в часть вливаются пополнения, их надо обучать.

Конечно, радиолюбитель, строивший суперы, знакомый с телевизионным приемником и, может быть, имевший свой передатчик, довольно быстро освоится со сложным хозяйством локационной станции. Но нужно очень много потрудиться, чтобы не искушенный в радиотехнике человек понял, как можно во мгле осенней ночи, за сплошной пеленой дождя и туч, на большом расстоянии обнаружить летящий самолет. И не только понял, но и овладел техникой управлении нужной для этого сложнейшей аппаратурой. Без наглядных пособий тут не обойтись. Наглядные пособия, используемые для подготовки квалифицированных операторов приемно-псередающей радиостанции или локационной установки и показаны на выставке.

Пособия эти очень хороши. Они оригинальны, просты, недороги и очень доходчивы. Вот некоторые из них

Целый отдел выставки посвящен пособиям для изучения явлений резонанса. Существует стандартный прибор для иллюстрации резонанса — набор маятников разной длины, подвешенных на обшей нити. Обычно этими традиционными маятниками дело и кончается.

На выставке Н-ской части, конечно есть такой набор маятников, он изображен в заставке статьи.

Рис. 1. Прибор для
демонстрации явления связи
двх колебательных систем

Но им этот отдел не кончается, а только начинается. Вот оригинальный прибор для демонстрации явления связи двух колебательных систем (рис. 1). Это те же два маятннка равной длины, связанные через третий. Если качнуть один из них, то степень раскачивания второго определится величиной связи, роль которой выполняет система с грузом. При правильном подборе этого среднего груза второй маятник раскачивается очень сильно. При неподходящем грузе — при малой связи — раскачка второго маятника едва заметна.

Далее идет совершенно исключительный по своей простоте и изумительной наглядности прибор для демонстрации образования биений (рис. 2). Он состоит из двух маятников, имеющих возможность самостоятельно колебаться в одной и той же плоскости. Первый маятник имеет форму трапеции или качели, подвешенной на двух прутках. На горизонтальной части этой трапеции находится второй маятник, представляющий собою пруток с грузом внизу. Длины трапеции и нижнего маятника неодинаковы, поэтому периоды их колебаний различны, а именно: период колебаний нижнего маятника меньше, он совершает в определенный отрезок времени больше колебаний, чем трапеция. Если раскачать и трапецию и маятник. то направление их колебаний будет периодически то одинаково, то различно. В первом случае их колебания будут складываться и амплитуда общего колебания всей системы будет большой. Во втором случае амплитуды будут вычитаться и суммарная амплитуда станет малой. Другими словами, прибор прекрасно демонстрирует биения.

Рис. 2.
Прибор для демонстрации
биений. Конструкторы:
инженер-капитан Митягин
и младший сержант Ковригин

Но конструкторам такая простая демонстрация показалась недостаточной. Им надо было еще записать кривую этих биений. Как это сделать? Не привязывать же к маятнику карандаш. Выход нашли очень простой. Сделали в нижнем маятнике тонкий осевой канал, сперху маятника пристроили вороночку и в нее насыпали мелкий сухой песок, каким наполняются песочные часы. Песок тонкой струйкой высыпается из нижнего конца маятника, а под ним протаскивают прямоугольный кусок картона. Струйка песка прекрасно выписывает кривую биений, хорошо видимую на рис. 2. В результате получился замечательный прибор, заслуживаюший широкого применения всюду где происходит обучение радиотехнике.

Крайне просты и многие другие экспонаты. Вот, например, прибор, служащий для пояснения работы катодно-лучевой трубки (рис. 3). На панели размешены катодно-лучевая трубка и се макет. У макета есть экран — матовое стекло. Пучок электронов изображает собой железный пруток с маленькой лампочкой на конце. Роль отклоняющих систем играют электромагниты, которые могут отклонять железный пруток в разные стороны. Когда при демонстрации прибора на конце прутка загорается лампочка, то на экране (матовом стекле) она видна как светлая точка. Пропускание тока через электромагниты заставляет пруток отклоняться, причем светящаяся точка на экране прочерчивает линии, т. е. макет наглядно воспроизводит работу катодно-лучевой трубки.

Очень хороши и макеты, непосредственно объясняющие работу радиолокационных станций. На рис. 4 приведено фото макета, иллюстрирующего принцип работы станции. В центре круга помещена вращающаяся мачта направленной антенны передатчика локационных импульсов. По окружности круга размещены гнезда для оставления ножки маленького самолетика, видимого на рисунке справа. При нажатии кнопки станция посылает импульс, который направляется от антенны к периферии круга расходящимся пучком, угол раствора которого равен примерно 30 градусов. Импульс изображается световой волной, видимой на матопом стекле круга. Если в той точке окружности, к которой устремляется импульс, нет самолетика, то импульс, достигнув окружности, затухает. Если же антенна направлена на самолетик, то импульс отражается от него и направляется обратно к пославшей его станции. Все это хорошо изображается световыми волнами на матовом стекле круга.

Рис. 3.
Макет, демонстрирующий
устройство и работу
катодно-лучевой трубки.
Конструкторы:
инженер-капитан Митягин и
сержант Бологов

На рис. 5 показан прибор для тренировки операторов радиолокационных станции. На панели этого прибора, перед которым помещается обучающийся, находятся: 1) большой круг с прямолинейной шкалой расстояний, изображающий экран катодио-лучевой трубки, 2) меньший круг, разделенный на 300 делений и снабженный стрелкой, которая определяет направление антенны станции, и 3) ручка, при помощи которой приводится во вращение антенна. Вместе с перемещением антенны передвигается и стрелка на меньшем круге.

Обучающий путем перестановки рычажков па боковой стенке дает «задание». Предположим. что он «поместил» неприятельский самолет на расстоянии 102 километров, а направление на него (азимут) равно 75 градусам. Этот случай как раз соответствует показаниям приборов станции на макете рис. 5. Получив задание, обучающийся должен найти этот самолет, т. е. определить его координаты. Первым делом обучающийся включает передатчик. На экране вспыхивает вертикальный столбик у начала шкалы — это посылаемый импульс. Вспыхивает и горизонтальная шкала времени, в данном случае отградуированная в расстояниях. Но она ровна, отраженных импульсов нет. Оператор начинает вращать антенну, сообразно вращению которой перемещается и стрелка на круге азимутов. Когда направление антенны совпадет с курсовым, то на шкале расстояний появится выброс отраженного импульса — правый вертикальный столбик на рис. 5. Теперь оператору остается только прочесть на шкале расстояние до самолета (в данном случае 102 километра) и его азимут — 75 Тут же оператор рапортует: обнаружен самолет — расстояние 102 километра, азимут 75 градусов. Обучающий может произвольно водить цель и оператор должен следовать за ней, определяя, приближается она или удаляется, в какую сторону летит и пр. По существу обучающийся оператор проделывает то же самое, что в действительности приходится делать оператору локационной станции.

Рас. 4. Установка для демонстрации
общих принципов работы
локационной станции. Конструкторы
- инженер-капитан Митягин,
инженер-капитан Кащенко и
младший сержант Ковригин
Рас. 5. Прибор для тренировки
операторов станции обнаружений
Рис. 6. Инженер-капптан Митягин
(справа) и техник-лейтенант
Полькин у прибора для
демонстрации биений.
В прибор насыпается песок

Конечно, такой аппарат довольно сложен. Но зато он дает возможность производить обучение в условиях, почти полгностью приближающихся к реальным. В действительных полевых условиях можно будет производить только окончательную шлифовку.

Такова эта интересная выставка. В каждом ее экспонате чувствуется вдумчивая работа и любовь к делу, во всем видна подлинная творческая выдумка. Она чрезвычайно наглядно показывает, каких прекрасных результатов можно добиться в области конструирования наглядных учебных пособий, если серьезно взяться за это дело. А первостепенная важность его несомненна, особенно сейчас. У нас вновь развертывается сеть радиоклубов, радиотехкабинетов и радиокружков, где будут обучаться десятки тысяч молодых радиолюбителей. Наши конструкторы должны разработать для них не только хорошие приемники.

передатчики, звукозаписывающие аппараты и телевизоры, но и простые, хорошие и доходчивые наглядные пособия.

Это их почетная обязанность, и они должны ее выполнить. Опыт лучших должен стать достоянием всех.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 4-5 номер 1946 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.