Журнал Радио 2 номер 1946 год. В дни блокады Ленинграда

Журнал Радио 2 номер 1946 год. В дни блокады Ленинграда Инженер Д. А. ПОКРОВСКИЙ

Среди городов-героев, завоевавших это высокое звание в дни Великой Отечественной войны, одно из (почетнейших мест принадлежит Ленинграду.

Героическая оборона Ленинграда, выдержавшего дввятнеотдневную осашу фашистских орд, вписана золотыми буквами в летопись Отечественной войны. Любимец родины — город Ленина — стал для всех советских людей символом стойкости и непоколебимого мужества.

В Ленинграде в годы блокады не существовало понятий фронта и тыла. Бойцы на переднем крае и труженики на фабриках и заводах, преодолевавшие невероятные лишения, работавшие под бомбежкой и артиллерийским обстрелом противника, все были заиштпжками великого города-героя. Среди них почетная роль выпала на долю связистов.

Героический Ленинград, один из крупнейших промышленных и культурных центров страны, до войны был оснащен всеми современными видами -связи. Многочисленные проволочные магистрали, уходившие во все концы, связывали Ленинрад со всеми городами Советского Союза и столицами европейских государств. Оборудованные специальной аппаратурой, они лозво-ляли по одной паре проводов вести несколько телефонных разговоров, передавать телеграммы и принимать центральное вещание.

До 20 тысяч телеграмм принимал и отправлял в день предвоенный Ленинград. Более миллиона разговоров в день проходило через междугородную и городскую телефонные станции. Десятки тонн писем и газет получали ежедневно ленинградцы. Разветвленная радиолокационная сеть насчитывала около полумиллиона точек. Ленинград имел крупный передающий центр магистральных связей, приемные центры, две радиовещательные станции. Пятнадцать тысяч связистов обслуживали все предприятия свяи.

22 июня 1941 года кончился для ленинградцев период мирного созидательного труда. Немецкие полчища, вооруженные до зубов, рвались к великому городу. Одна за другой выходили из строя магистральные линии связи. Сначала вышла из строя магистраль, связывающая Ленинград с Мурманском, затем оборвалась связь с Москвой.

Связисты неустанно восстанавливали оборванные провода, подвешивали новые цепочки, подымали сваленные столбы. Но враг с остервенением снова разрушал их. Вышедшие из строя участки основных магистралей заменялись обходными цепочками, но они не могли спасти положение. Фронт быстро приближался к Ленинграду.

В конце августа 1941 года ив Ленинграда ушел последний эшелон. Кольцо блокады замкнулось. Немецкое командование не жалело сил и средств, чтобы лишить город всякой связи с внешним миром. Стало очевидным, что в создавшихся условиях единственным, наименее уязвимым для врага средством связи может быть только радио,

И действительно, в течение всех девятисот дней героической обороны Ленинграда оно играло неоценимую роль. Ни на один день не прекращалась связь Ленинграда с Москвой и со всей страной. По радио передавались правительственные распоряжения, приказы командования, частные телеграммы со словами ободрения и привета. Каждый день в громкоговорителях на улицах и квартирах звучал голос родной Москвы.

Для осуществления этого потребовались поистине героические усилия со стороны радистов города Ленина. О наиболее заммечательных делах их рассказывается в этой статье.

Основной передающий центр Ленинграда находился в городе Пушкин. В светлых и просторных залах радиоцентра размещались магистральные передатчики. Рядом со зданием радиостанции были бассейны с водой определенного химического состава для охлаждения анодов мощных радиоламп. Большое антенное поле со сложными антенными сооружениями примыкало к зданию радиоцентра.

Невдалеке от города Пушкин, и Колпипо на ходилась крупнейшая ленинградская вещательная станция РВ-53 имени Сергея Мироновича Кирова.

С приближением противника над городами Пушкин И Колпино, а следовательно, и основными радиостанциями Ленинграда нависла серьезная угроза. И пот, перод ленинградскими связистами стала конкретная задача — под огнем противника демонтировать аппаратуру радиостанций, перевезти ее в Ленинград и в кратчайший срок построить новые радиостанции. Срок строительства определялся днями.

Ежеминутно рискуя жизнью, радисты принялись за демонтаж станций. Быстро и осторожно, чтобы не повредить сложную аппаратуру, так как от этого зависел срок пуска станций на ловом месте, радисты взялись за работу. Оборудована, демонтированное под носом у наступающих немцев, было погружено на автомобили и доставлено в Ленинград.

Едва радисты успели закончить работу, как на территорию радиостанций ворвались немецкие автоматчики. Их встретит оглушительный взрыв. Это наши саперы взорвали здание радиостанции н антенные мачты.

Доставленное в Ленинград обору/давание нужно было смонтировать уже не в просторных и светлых залах, а в надежных и глухих подвалах и бомбоубежищах, неуязвимых для фашистских бомб и снарядов.

В городе не было места для сооружения мощных антенных устройств. Высокие мачты были недопустимы с точки зрения демаскировки объектов. Приходилось устанавливать невысокие мачты на крышах зданий, в которых были расположены передатчики.

При монтаже одного из них произошел такой случай. Основная часть передатчика не входила в узкие двери бомбоубежища. Расширить проход не представлялось возможным. Чтобы не задержать монтажа станции, радисты Пахомов и Сливков разрезали передатчик на две части, внесли каждую из частей в отдельности и потом искусно соединили их. Монтаж радиостанции был закончен точно в намеченный срок.

Кроме вопросов, связанных с монтажем радиостанции в необычных . условиях ленинградским радистам пришлось решать совершенно новую проблему.

Чем охлаждать аноды мощных ламп, если нет специальных бассейнов с очищенной водой, а построить их в условиях осажденного Ленинграда невозможно?

Инженер Пахомов предложил охлаждать аноды мощных ламп воздухом, нагнетаемым специальной воздуходувкой, а инженеры ЛОНИИС Безладнов и Покровский взялись практически реализовать это предложение.

В мирных условиях на решение этой проблемы потребовались бы месяцы, но война и ненависть к врагу удесятеряли силы советских людей. В несколько дней были сделаны необходимые расчеты радиаторов и воздуходувной системы, а затем изготовлены специальные ребристые радиаторы, напаиваемые на аноды мощных ламп. Через эти радиаторы воздуходувка каждый час нагнетала сотни кубометров воздуха, охлаждавшего аноды ламп.

Произведенные измерения показали, что при воздушной системе охлаждения передатчик отдавал почти ту же мощность, что и при водяной.

Огромная важность проделанной работы была оценена позднее. Когда несколько месяцев спустя, в суровую зиму 1941 — 1942 годов, вышел из строя городской водопровод и город остался без воды, ленинградские передатчики с воздушным охлаждением работала бесперебойно.

Так несли свою почетную вахту в героические дни блокады ленинградские радисты.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 2 номер 1946 год






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.