Журнал Радио 5 номер 1947 год. Голоса пяти океанов

Журнал Радио 5 номер 1947 год. Голоса пяти океанов Ю.Анненков 

Комната в самом центре Москвы. Когда мы вошли в нее, часы пробили два. Город спит. Но здесь всегда бодрствуют — это аппаратная Центрального управления связи Министерства морского флота.

За много тысяч километров от родины, отделенные материками и океанами, идут суда под советским флагом. Их можно встретить в любых широтах — за полярным кругом и в тропиках, у берегов Америки и у Курильских островов. И отовсюду, из любой точки, где находятся наши корабли, со скоростью света мчатся радиоволны, словно охватывая земной шар невидимой оболочкой. Преодолев материки и океаны, они врываются в эту ярко освещенную комнату в центре Москвы и приносят с собой голоса друзей.

Много судов и десятки портов поддерживают непосредственную связь с Министерством морского флота. Суда, стоящие в портах Дальнего Востока, Северной и Южной Америки, Норвегии и Индии, находящиеся в пути, пересекающие экватор, ведущие китобойный промысел у берегов Антарктиды, — все они получают по радио приказания министерства с такой же четкостью, как если бы они находились в Ленинграде или Одессе.

Невозможно представить себе современное мореплавание без радиосвязи. Радио, рожденное в недрах флота, полу чив мировое признание, стало неотъемлемой частью каждого порта и корабля. Возникла и получила огромное распространение новая отрасль радиотехники — радионавигация. Сколько катастроф и несчастий предотвращено благодаря присутствию радиоаппаратуры на борту корабля!

Начальник центрального
узла связи А. Т. Приходько
наносит координаты
теплохода └Кремль"

Сколько государственных средств и человеческого труда экономят ежедневно гибкие пальцы радиста, лежащие на ключе!

Регулярные трансокеанские рейсы, число которых особенно возросло после второй мировой войны, требуют постоянного оперативного руководства. Часто возникает необходимость передать срочное распоряжение министерства, меняющее курс судна, дать новое задание, сообщить место погрузки или получения топлива. Танкер «Азербайджан» шел из Буэнос-Айреса в Одессу. Находясь еще в тропиках, он получил приказание изменить курс. Это приказание было передано через радиостанцию ЦУС. Танкер лег на новый курс.

Прямая постоянная связь Москвы с судами, находящимися в дальнем плавании, существует совсем недавно. Ее инициаторами явились начальник Центрального узла связи Министерства морского флота Алексей Трофимович Приходько и его заместитель по эксплоатации опытный радиоспециалист В. В. Абрамов, прослуживший 32 года во флоте. Возможность регулярной связи Москвы с судами была для них очевидна, одна ко важно было достигнуть этого, не внося конструктивных изменений в радиооборудование. Нужно было также определить наиболее благоприятные условия прохождения радиоволн в разных широтах.

18 сентября 1946 года из Одесского порта вышел в дальнее плавание пароход «Баку». На его борту находился начальник ЦУС ММФ Алексей Трофимович Приходько. Побывав в портах Румынии и Болгарии, пройдя через черноморские проливы, «Баку» вышел в Греческий архипелаг. Здесь, в Средиземном море, Приходько начал вести наблюдения над прохождением радиоволн. В вахтенном журнале тщательно записывалась слышимость радиопередач Москвы в разное время суток. Приходько по радио давал задания по проверке связи другим судам, находившимся в Атлантическом океане. Достигнув берегов Южной Америки, побывав в портах Монтевидео и Буэнос-Айреса, «Баку», спустя некоторое время вышел в об-ратный путь.

Пять месяцев, . проведенные Приходько на борту парохода «Баку», дали огромный экспериментальный материал. Приходько доказал возможность постоянной регулярной связи судов дальнего плавания с Москвой при использовании имеющейся аппаратуры. Ему удалось установить, что между 10 и 70 градусами северной широты и от 45 градусов западной долготы до 90 градусов восточной долготы наилучшая слышимость для судовой связи — от 0 до 3 часов ночи по московскому времени. От юго-западных берегов Гренландии до устья Енисея и от устья Амазонки до Андамаитских островов (Бенгальский залив) прости рается гигантский прямоугольник, где наилучшее прохождение коротких радиоволн достигается именно в это время суток. Водные пространства, лежащие на запад и на юг от этого прямоугольника, часть Атлантического океана, прилегающая к Лабрадору и Соединенным Штатам. Мексиканский залив. Карибское море, Атлантический океан южнее экватора, а также Индийский океан. — дают наилучшее прохождение коротких радиоволн с 3 до 6 часов утра по московскому времени.

Вопрос регулярной связи Москвы с судовыми радиостанциями был решен. В настоящее время установлен постоянный обмен радиограммами между радиобюро» Министсрства морского флота и советскими судами дальнего плавания. Центральный узел связи располагает сейчас мощной передающей станцией, которая смонтирована коллективом узла под руководством инженера В. И. Иванцова.

На очереди — новая проблема: дневная радиосвязь. Эта задача еще далеко не разрешена, но уже сейчас московская радиостанция во многих случаях добивалась в 10 часов утра связи с судами; находившимися в южных тропиках.

Заместитель начальника
Центрального узла
связи В. В. Абрамов
дает задание
радиооператору
по связи с судами

Успехи сверхдальней судовой связи в значительной степени зависят от мастерства и виртуозности радистов. Морские радиостанции обычно работают на единой международной волне 48.31 метра. При подходе к большим портам в эфире звучат одновременно десятки радиостанций, из которых радист обязан со снайперской точностью выбрать необходимого ему корреспондента. Среди лучших радистов нашего морского флота выделяется своим искусством начальник судовой рацию парохода «Баку» т. Кологривенко. Радисты всех морен и океанов хорошо знают начальников судовых раций т. Кузичкина (пароход «Вильнюс»), т. Кобзева (пароход «Академик Крылов»), т. Беленького (пароход «Псков»), т. Воселкова (пароход «Киров» ).

Старший радиооператор судовой связи ЦУС ММФ т Красовицкий работает в особенно сложных условиях, принимая за вахту до двух с ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧ СЛОВ.

Мы пробыли в радиобюро Центрального узла связи не больше двух часов. Красовицкий успел за это время обменяться десятками радиограмм. Пароход «Хасан» передает радиограмму из порта Гдыня. Через несколько минут передает свои координаты пароход «Кремль». Он только что прошел Афины.

Красовицкий вызывает пароход «Академик Крылов». На вопрос, как работают средства связи, немедленно получаем ответ: «Радиоаппаратура работает отлично».

«Вызовите пароход «Псков», — говорит начальник Центрального узла т. Приходько. Он произносит эти слова так, как будто «Псков» находится где-нибудь на Москва-реке или на Яузе. Красовицкий стучит ключом. Летят в эфир позывные; «Готово!» — говорит Красовицкий. Приходько передает привет капитану и экипажу судна, спрашивает о ходе плавания, сообщает, что в радиобюро находится корреспондент журнала «Радио». Через несколько секунд в наших руках ответ: «Аппаратура работает отлично. Плавание проходит хорошо. Через несколько часов будем пересекать экватор. Привет читателям журнала «Радио».

С экватора Красовицкий снова переходит на север Европы. Пароход «Пинега» радирует из Кристианзунда (Норвегия), «Сталинабад» сообщает, что вышел из Гамбурга и направляется в Одессу, из Северного полярного моря сообщает о своем местонахождении пароход «Петровский». Помимо служебных радиограмм. Красовицкий принимает несколько частных, в которых моряки, оторванные на многие месяцы от родины, передают привет своим близким.

Стучит ключ радиотелеграфа. За тысячи километров, сквозь туман и пургу радиоволны доносят в советскую столицу голоса пяти океанов.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 5 номер 1947 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.