Журнал Радио 5 номер 1947 год.

Журнал Радио 5 номер 1947 год. Академик А.И. Берг 

Свойство радиоволн отражаться от непроницаемых предметов, подобно отражению светового луча от зеркальной поверхности, известно уже давно. Впервые его наблюдал физик Герц в 1888 году. Он обнаружил электромагнитные волны и исследовал все их основные свойства.

А. С. Попов
снимок 1900 г.

Герц опытным путем доказал справедливость теоретических выводов Максвелла о существовании электромагнитных волн.

Отражение электромагнитных волн неоднократно демонстрировал на своих публичных лекциях изобретатель радио Александр Степанович Попов. В своих опытах по организации радиосвязи в Балтийском флоте в 1897 году он первый в мире обнаружил отражение электромагнитных волн от кораблей. На применении этого открытого им явления через 40 с лишним лет создалась и развилась радиолокационная техника.

В своем отчете об этих опытах А. С. Попов писал:

„... все металлические предметы (мачты, трубы, снасти) должны мешать действию приборов как на станции отправления, так и на станции получения, потому что, попадая на пути электромагнитной волны, они нарушают ее правильность, отчасти подобно тому, как действует на обыкновенную волну, распространяющуюся по поверхности воды, брекватер (волнолом.—А. Б.), отчасти вследствие интерференции волн, в них возбужденных, с волнами источника...»

«Для изучения этих условий станция отправления была помещена на транспорте «Европа», а приемная станция — на «Африке» (крейсер 2-го ранга — А. Б.). Оказалось, что для успешного действия между станциями достаточно, чтобы непосредственно между вибратором и приемной проволокой не попадались вертикальные проводники...»

«Наблюдалось также влияние промежуточного судна. Так, во время опытов между «Европой» и «Африкой» попадал крейсер «Лейтенант Ильин», и если это случалось при больших расстояниях, то взаимодействие приборов прекращалось, пока суда не сходили с одной прямой линии".

„Применение источника электромагнитных волн на маяках в добавление к световому или звуковому сигналам может сделать маяки в тумане и в бурную погоду: прибор, обнаруживающий эл. волну, звонком может предупредить о близости маяка, а промежутки между звонками дадут возможность различать маяки. Направление маяка может быть приблизительно определено, пользуясь свойством мачт, снастей и т. п. задерживать эл. волну, так сказать, затенять ее". („Изобретение радио А. С. Поповым". Сборник документов и материалов. Изд-во Академии наук СССР. 1945. Стр. 72—73).

Стремясь внедрить радиосвязь б флоте, добиться большей дальности ее действия, улучшить работу радиоаппаратуры. А С. Попов не имел возможности и времени для того, чтобы более детально изучите открытое им явление отражения радиоволн от кораблей.

В 1905 году, через 8 лет после открытия А. С. Попова, изобретатель Хюльсмейер получил патент на применение отражения радиоволн для обнаружения металлических предметов (кораблей, поездов и т. п.). Изобретатель предлагал пользоваться радиопередатчиком, вращающимися антеннами направленного действия н радиопремниками со звуковым или световым индикатором,воспринимающим отраженые предметом волны.

Предложения Хюльсмейера практически не подвергались проверке; в последующие годы радиотехника стала применять для связи все более и более длинные волны, и его схема реализована не была.

В 1922 году, через 25 лет после открытия А. С. Попова, то же явление еще раз обнаружили научные работники радиоотдела Морской исследовательской лаборатории США Тейлор и Юнг. Они пришли к мысли, что «возможно разработать такое устройство, при котором миноносцы, расположенные друг от друга иа расстоянии нескольких миль, смогут немедленно обнаруживать неприятельское судно, пересекающее прямую между ними, независимо от тумана, темноты и дымовой завесы».

Свой доклад об этом Тейлор и Юнг послали в Морское министерство США, но предложение их в министерстве не получило поддержки, и доклад был положен под сукно.

В патентах Дрейка (январь 1928 года) и Баллантайна (декабрь 1928 года) имеются указания на возможность обнаружения самолетов и определения расстояния до них при помощи радиодальномеров, использующих отраженные радиоволны.

В 1930 году научный сотрудник Тейлора инженер Хайланд, ведя опыты по радиосвязи на коротких волнах, заметил, что когда самолет пересекал линию, на которой были расположены передатчик и приемник, то в сигналах, принимаемых приемников, появлялись искажения. В поисках причины этих искажений Хайланд пришел к мысли, что, используя свойства распространения радиосигналов, можно обнаруживать нахождение самолетов. В 1933 году Тейлор, Юнг и Хайланд заявили патент на обнаружение самолетов подобным способом.

Не зная об открытии Хайланда, группа инженеров английского почтового ведомства в декабре 1931 года проводила опыты по радиосвязи на волне в 5 метров. Они также заметили наличие искажений радиоприема. Когда между радиопередатчиком и приемником пролетал самолет. Английские инженеры имели полную возможность притти к тому же заключению, что и Хайланд. Однако они расценили замеченные ими явления по-другому: сочли их лишь досадными помехами радиоприему на коротких волнах. Результаты своих работ инженеры опубликовали в журнале английского почтового ведомства.

В 1932 году группа научных работников фирмы «Белл Телефон Лаборатори» Энглунд, Крауфорд и Мумфорд, изучая особенности распространения ультракоротких волн длиною от 3.7 до 4,7 метра, вновь установили, что когда самолет пересекает линию между передатчиком и приемником, то наблюдаются заметные изменения сигнала. В своей статье, напечатанной в американском журнале «Proccedings of J. R. E. » в марте 1933 года, авторы указывали, что, по их наблюдениям, самолет, летавший на высоте около 1 500 футов (458 метров) и вдоль линии радиосвязи, вызывал весьма заметные изменения сигнала с частотой около 4 герц. Авторы установили, что близко пролетавшие самолеты вызывали изменения поля до 2 децибелл по амплитуде.


Крейсер втрого ранга "Африка", справа - учебно-транспортное судно "Европа"

Авторы заканчивали свое сообщение строками, которые не могли не привлечь к себе внимания вдумчирых читателей: «Эти вторичные излучения от самолетов наблюдались в различное время, причем несколько раз сами самолеты были невидимы».

Таков был уровень знаний в области отражения радиоволн, когда в поисках новых средств борьбы с нападением с воздуха ученые и военные специалисты пришли к мысли о применении этого явления для обнаружения самолетов.

Понадобилось более полувека для того, чтобы на основе явления, открытого Герцем и практически проверенного А. С. Поповым, была разработана и создана современная радиолокационная аппаратура, сыгравшая столь значительную роль в минувшей мировой войне. Тот начальный импульс, тот толчок, который привел к дальнейшему развитию новой области радиотехники — радиолокации, — был заложен в ранних работах изобретателя радио А. С Попова.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 5 номер 1947 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.