Журнал Радио 4 номер 1947 год. Класс Морзе

Журнал Радио 4 номер 1947 год. Класс Морзе В. Б. Востряков 

Каждый коротковолновик должен уметь принимать на слух и передавать на ключе азбуку Морзе. Обучение приему и передаче знаков Морзе — дело не такое легкое, как это может показаться на первый взгляд. Для этого требуется довольно продолжительное время, обычпо несколько месяцев, а само обучение, как показывает опыт, желательно проводить коллективно, под руководством опытного преподавателя. Изучение азбуки Морзе в одиночку возможно, но оно сопряжено со значительными трудностями.

При всех радиоклубах Осоавиахима должны быть организованы специальные курсы по обучению приему и передаче азбуки Морзе. В тех местах, где нет радиоклубов, можно организовать кружок, пригласив для руководства опытного телеграфиста, например, из числа демобилизованных радистов.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Для занятий по приему и передаче азбуки Морзе следует использовать 240-часовую программу обучения, утвержденную ЦС Союза Осоавиахим СССР (достать ее можно в местном Радиоклубе). Программа рассчитана на обучение приему и передаче 50 — 60 знаков в минуту при Шести занятиях в неделю по 3 часа в день.

Вся программа предназначена для усвоения в течение трех месяцев обучения.

Для полного освоения азбуки Морзе нужна длительная и повседневная практика. Большую роль играет и умение быстро и четко писать.

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Хорошо оборудованный класс Морзе включает в себя следующие виды работы: 1) «циркулярную» работу, 2) работу обучающихся «на себя», — т. е. одновременную передачу всеми обучающимися с контролем ее на свои телефоны и 3) «попарную» работу, при которой можно было бы соединить любого из обучающихся с другим для их работы друг с другом без помех со стороны остальных пар.

ЗВУКОВОЙ ГЕНЕРАТОР

Для оборудования класса Морзе прежде всего необходим звуковой генератор.

На рис. 1 и 2 приведены схемы простейших ламповых звуковых генераторов.

Рис. 1. Схема звукового генератора с
питанием от батарей Рис. 2. Схема звукового генератора с
питанием от сети переменного тока

В звуковом генераторе, построенном по схеме рис. 1, может быть применен триод или оконечный пентод. В случае применения триода отпадает цепь, состоящая из сопротивления R в 10 000 — 50 000 Ω и конденсатора С в 0,5 — 2 mF, показанная на схеме пунктиром.

При выборе типа лампы для генератора следует исходить из количества телефонных трубок, которые он должен питать. Если их немного (до 8 — 10 пар), то можно применить лампы УБ-110, УБ-240 и т. д. Если же генератор предназначается для питания более чем 10 пар телефонных трубок, то надо применить более мощные лампы, например, УБ-132 или низкочастотные пентоды СО-257 или СБ-258.

Основной деталью звукового генератора является трансформатор Тр. Хорошие результаты дает обычный междуламповый трансформатор с соотношением обмоток 1:2, 1:4.

В гнезда Г включаются последовательно ключ К и телефонные трубки Т. В классе, имеющем большое число телефонов, лучше всего включать их через специальный выходной трансформатор. Данные трансформатора зависят от числа телефонов. Это должен быть понижающий трансформатор с соотношением числа витков примерно 6: 1, 8:1 (первичная обмотка трансформатора включается в гнезда Г). Такой трансформатор можно изготовить из выходного трансформатора, предназначенного для динамика с низкоомной звуковой катушкой, заменив в нем вторичную обмотку обмоткой в 150 — 250 витков ПЭ 0,3 — 0,5, с отводами через 30 — 50 витков.

Налаживание генератора состоит, главным образом, в подборе режима лампы. Если генератор сразу не заработает, то следует переключить концы одной из обмоток трансформатора Тр.

Схема звукового генератора с питанием от сети переменного тока, изображенная на рис. 2, принципиально ничем не отличается от схемы рис. 1. Она усложнена лишь добавлением выпрямителя и сопротивления автоматического смещения R1 включенного в цепь катода лампы.

Величина сопротивления R1 зависит от типа примененной лампы и от величины анодного напряжения. Практически это сопротивление должно быть порядка нескольких сотен омов. Его точную величину следует подобрать опытным путем при налаживании генератора. Емкость конденсатора С1 — от 0,5 mF до 4 mF.

Силовой трансформатор Тр2 можно применить от приемника 6Н-1, СВД и пр. Фильтр выпрямителя состоит из конденсаторов С3 и С4 (по 2 — 5 mF каждый) и дросселя фильтра Др. Если в качестве генераторной лампы применена маломощная подогревная лампа, дроссель может быть заменен сопротивлением в 5 000 — 10000 Ω на мощность рассеивания 0,75 — 1,5 W.

СХЕМА КЛАССА МОРЗЕ

На рис. 3 изображена схема простейшего класса Морзе. Однако она позволяет осуществлять все виды работы, необходимые для обучения приему и передаче азбуки Морзе.


Рис. Схема класса Морзе.

На этой схеме Т1 — Т8 — телефонные трубки обучающихся, К1 — К8 — ключи обучающихся. Коммутационная часть состоит из гнезд 1 — 8 и 1а — 8а и однополюсных штепселей (штеккеров) Ш1—Ш8. На схеме показано только 8 мест для обучающихся, но ее можно осуществить на любое число мест.

Гнезда КИ1 и КИ2 служат для включения ключа инструктора, гнезда ТИ — для телефонов инструктора. Гнезда ЗГ1 и ЗГ2 предназначаются для звукового генератора. Последний, как это уже было сказано, желательно включать через выходной трансформатор.

Для осуществления разных видов работы в классе должны производиться следующие переключения схемы.

При циркулярной работе звуковой генератор включается в гнезда ЗГ1, а ключ инструктора — в гнезда КИ1, Все штеккеры Ш1 — Ш8 вставляются (в любом порядке) в гнезда 1 — 8. При этом работа ключа инструктора будет слышна во всех телефонных трубках (T1 — Т8) обучающихся.

При работе обучающихся «на себя» ключ инструктора переключается в гнезда КИ2 а звуковой генератор — в гнезда ЗГ2. Все штеккеры (Ш1 — Ш8) при этом должны быть выключены.

Для проверки работы любого из обучающихся инструктору достаточно включить штеккер, соответствующий месту, занимаемому обучающимся, в одно из гнезд 1 — 8. Это даст также возможность инструктору «перебить» работу обучающегося и дать ему те или иные указания при помощи своего ключа.

При «попарном» или «групповом» виде работы звуковой генератор и ключ инстоуктора остаются включенными в гнезда Г32 и КИ2. Со единение учебных мест обучающихся попарно или группами выполняется при помощи соответствующих штеккеров, включаемых в гнезда 1а, 2а и т. д. Например, если нужно соединить кежду собой учебные места Т2 — К2 и Т5 — К5, следует штеккер Ш5 включить в гнездо 2а или же, наоборот, штеккер Ш2 включить в гнездо 5а. Один из этих двух штеккеров остается свободным. Такое соединение дает возможность обучающимся работать друг с другом.

Монтаж всего оборудования класса можно выполнить любым изолированным проводом Диаметром от 0,5 до 0,8 mm. Все места соединений проводов следует тщательно пропаять.

КОММУТАТОР

Монтаж класса Морзе осуществляется следующим образом: на столах класса монтируются детали учебных мест обучающихся, состоящие из ключей и телефонов, все же остальные детали схемы (гнезда для включения звукового генератора, ключа и телефонов инструктора и т. д.) монтируются для удобства переключений на особом пульте (коммутаторе), устанавливаемом на столе инструктора.


Рис. 4. Монтажная схема коммутатора

Коммутатор может быть любой конструкции. Монтажная схема простейшего коммутатора приведена на рис. 4. Она состоит из телефонных гнезд, укрепленных на панельке, и однополюсных вилок или штеккеров (штепселей) на гибких шнурах. Весь монтаж коммутатора (показанный на схеме пунктиром) производится под панелькой. Переключение звукового генератора и ключа инструктора производится обыкновенными вилками, соединенными с этими деталями.

Телефонные гнезда и однополюсные штеккеры можно заменить гильзами от малокалиберных винтовочных патронов или обычными розетками (объединив два гнезда в одной розетке). Однополюсные штеккеры можно сделать самодельные (из толстого провода).

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 4 номер 1947 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.