Журнал Радио 2 номер 1947 год.

Журнал Радио 2 номер 1947 год. Радиоприемник А-695 Р. Б. Улинич 

Радиоприемник А-695 сконструирован для автомашины ЗИС-110. Это шестиламповый супергетеродин, работающий на металлических лампах. Выбор схемы и числа ламп определялся необходимостью получения высокой чувствительности, так как прием производится на очень небольшую антенну. Приемник А-695 имеет пять следующих диапазонов: Длинные волны: 1800 т ≈750 m (165≈400 kHz), средние волны: 536 т ≈215 m (560-1400 kHz), KB растянутый 19-m ≈ 20 m≈19,55 m ( 15≈15,35 kHz), B e 31 -m ≈ 32,6 m≈30,6 m, (9,3≈9,8 kHz), 49 -m ≈51,8 m≈46,2 m (5,8≈6,5 kHz). Плавная настройка на станции имеется в средневолновом и во всех коротковолновых диапазонах. В длинноволновом диапазоне плавной настройки нет. Приемник может принимать одну длинноволновую станцию в пределах указанного диапазона. Предварительная настройка на эту станцию ≈ местную ≈ производится особой ручкой, находящейся на задней крышке приемника. В дальнейшем приемник переводится на прием этой станции кнопкой. Такая система дает большие преимущества, так как позволяет сразу, простым нажатием кнопки, переходить на хорошо слышимую местную длинноволновую станцию, минуя ╚зону тресков╩, неизбежную на длинных волнах. Приемом одной местной станции в большинстве случаев исчерпываются возможности этого диапазона.

АНТЕННОЕ УСТРОЙСТВО

На автомобиле ЗИС-110 применяется антенна штыревого телескопического типа длиной 0,9 m, расположенная на крыше, над серединой ветрового стекла. Антенна укреплена в изолирующих втулках из пластмассы, емкость которых около 10 mF, и соединена с приемником концентрическим экранированным кабелем длиной 1 800 mm. Емкость кабеля 50 ≈ 60 mF в основании антенны имеется выдвигающий механизм со спиральной пружиной; эта конструкция создает в цепи антенны дополнительную индуктивность, нужную для согласования антенны со входом приемника.

СХЕМА ПРИЕМНИКА

Схема приемника приведена на рис. 1. В первом каскаде ≈ преобразователе ≈ работает лампа 6SA7 с антенным контуром в цепи управляющей сетки.

После преобразователя следуют два каскада усиления промежуточной частоты на лампах 6К7, детектор и первый каскад усиления низкой частоты с лампой 6Г7, предоконечный каскад усиления звуковой частоты с лампой 6Ж7, включенной триодом, и двухтактный выходной каскад класса В (лампа 6Н7). На два последних каскада от специальной обмотки выходного трансформатора подается напряжение отрицательной обратной связи. Приемник А-695 является нашим первым приемником, в котором применена настройка металлом вместо переменных конденсаторов. Катушки, индуктивность которых изменяется путем перемещения сердечника, носят название ╚ферроиндукторов╩. Примененные в А-695 сердечники дают максимальное перекрытие по частоте в 2,6≈2,8 раза. Так как перекрытие, даваемое сердечником, тем больше, чем ближе обмотка к сердечнику, то в приемнике катушки преселекторов длинных и средних волн намотаны на тонкостенных трубках из пластмассы. Сердечники скользят внутри каркасов катушек. На рис. 4 и 5 изображены катушки настраиваюшихся контуров длинных и средних волн. Из рисунка видно, что намотка неравномерная. Сделано это для сопряжения контуров гетеродина и преселектора.


Показать в полный размер Рис. 1. Принципиальная схема приемника

В анодной цепи лампы 6SA7, включен трансформатор промежуточной частоты. Как известно, частота гетеродина при всех настройках должна отличаться от частоты преселектора на величину промежуточной частоты. В приемнике А-695 частота гетеродина должна быть выше частоты сигнала на 460 kHz. Поэтому перекрытие в контурах гетеродина меньше, чем в контурах преселектора, а характер изменения самоиндукции строго определен. Это достигается двумя способами. Катушка гетеродина средневолнового диапазона намотана на том же каркасе, что и катушка преселектора, в один слой, но неравномерно, что дает уменьшение перекрытия, приблизительно прямочастотный характер шкалы и хорошее сопряжение по диапазону. В длинноволновом диапазоне та же цель достигается удалением обмотки от сердечника (см. рис. 6). Все четыре сердечника, перестраивающие контуры, одинаковы. Диаметр сердечника D = 6,9 mm, длина L=40 mm.

Рис. 2. Размещение ламп Рис. 3. Пульт управления приемником

Перестройка диапазонов длинных и средних волн осуществляется отдельными агрегатами каждый из которых состоит из двух сопряженных катушек. На рис. 5, 6, 7 и 8 изображены катушки длинных и средних волн. Из рис. 6, 7 и 8 видно, что катушки различаются не только количеством витков слоя, но и длиной намотки каждого участка, причем именно длина и взаимное расположение различных участков катушки в основном определяют характер изменения самоиндукции по мере вдвигания сердечника.


Рис. 4. Катушка преселектора длинноволнового диапазона

Шкала приемника имеет приблизительно прямочастотный характер. Настройка коротковолновых диапазонов в гетеродине осуществляется при помощи той же катушки переменной индуктивности, что и на средних волнах. Средневолновая катушка для этой цели присоединяется параллельно коротковолновой катушке соответствующего диапазона. Контуры преселекторов на коротких волнах настроены на середину принимаемой полосы частот. Индуктивность их не меняется, так как этого не требуется вследствие узости растянутых диапазонов. Характерными особенностями контуров гетеродинов являются высокая добротность коротковолновых контуров (Q=100), большая емкость контуров (не менее 220 — 240 mmF) и способ переключения коротковолновых катушек. Наряду с жесткостью крепления и монтажа катушек гетеродина этим достигается постоянство частоты. По этим же причинам, а также из-за отсутствия в приемнике агрегата переменной емкости не наблюдается акустической генерации на коротких волнах, которая обычна в радиовещательных приемниках при приеме мощных сигналов на коротких волнах. Акустическая генерация отсутствует, несмотря на то, что трехваттный неамортизированный динамик расположен непосредственно возле контуров гетеродина, внутри кольцевого шасси.


Рис. 5. Катушка преселектора средневолнового диапазона

Коротковолновая катушка гетеродина намотана на пластмассовом каркасе с резьбой, диаметр его 20 mm, провод голый 1,0 mm. Шаг резьбы 1,5 mm, на каркасе намотаны 3 диапазонные секции, являющиеся продолжением друг друга;

1-я секция — 19 mm 4 3/6 витка;
2-я » — 31 » 5 5/6 »
3-я » — 49 » 15 витков.
Между секциями имеется зазор 3 mm.

Рис. 6. Гетеродинная катушка
длинноволнового диапазона

Данные обмотки катушки гетеродина KB диапазона таковы, что при правильном подборе емкости контура для диапазона 19 m остальные два коротковолновых диапазона настраиваются автоматически.

Катушки преселекторов KB намотаны на том же каркасе проводом ПЭЛ-0,31, шаг намотки тoт же, число витков:
1-я секция 19 m — 3 2/6 витка;
2-я » 31 » — 9 1/6 »
3-я * » 49 » — 15 1/6 »
(из них 14 витков по два витка в пазу).

Катушки закрыты экранами из алюминия, диаметр экранов 45 mm. Триммеры преселекторов KB диапазонов смонтированы внутри экрана катушек, для их регулировки сбоку имеется отверстие.

В усилителе промежуточной частоты приемника имеются 6 контуров. Вследствие высокой добротности контуров промежуточной частоты удалось без ущерба для усиления применить в контурах сравнительно большую емкость — около 400 mmF. что предохраняет усилитель от расстройки при смене ламп и ослабляет паразитные связи между каскадами. Данные трансформатора промежуточной частоты приведены на рис. 8.

Трехкаскадный усилитель низкой частоты обеспечивает достаточный запас мощности. В дальнейшем предположена установка двух динамиков — у водителя и пассажира. Данные трансформаторов низкой частоты приведены на рис 9 и 10.

Питание приемника осуществляется от бортовой сети автомобиля (6,3 V) с заземленным плюсом. Высокое напряжение подается от умформера типа РУ456.

При напряжении питания 6,3 V (вместо нужных ему 12V) умформер дает 200 — 210 V при токе 65 — 75 mА и работает с сильной недогрузкой, что резко удлиняет срок его службы. Во избежание обгорания пусковых контактов применяется пусковое реле.


Рис. 7. Гетеродинная катушка средневолнового диапазона КОНСТРУКЦИЯ

В комплект приемника входят умформер и приемник, соединенные кабелем. В заголовке показан внешний вид приемника и умформера. Умформер закрыт, амортизирован и работает бесшумно, его можно смонтировать под сидением шофера.


Рис 8. Трансформаторы промежуточной частоты

Приемник помещается на щитке водителя и закрыт декоративной решеткой, снаружи находится только наличник с органами управления. Приемник смонтирован в железном кожухе размерами 240X230X120 mm. Особенностью конструкции является кольцевое шасси, закрепленное в вертикальной плоскости. Лампы, детали и монтаж расположены вокруг центрального отверстия. В центральное отверстие вдвигается магнитная система динамика, укрепленного на передней крышке. На рис. 2 изображено шасси приемника в полусобранном виде и указано расположение деталей и ламп. Спереди и сзади кожух закрыт железными крышками. Над передней крышкой закрепляется массивный хромированный полированный наличник панели управления. На рис. 3 показано расположение органов управления приемника. Шкала одна для всех диапазонов и освещается в торец. Расцветка шкалы меняется в зависимости от положения регулятора тона: красный цвет соответствует широкой полосе, голубой — узкой полосе.

Внутри к наличнику крепится механизм переключателя диапазонов со шкалой и агрегатом катушек средних и коротких волн. Внутри катушек передвигаются сердечники из альсифера. Сердечники передвигаются параллельно друг другу при помощи червячной передачи. На левой стенке кожуха находятся отверстия гнезд для включения антенного кабеля и корректирующего триммера антенны. На правой стенке расположено гнездо для включения второго громкоговорителя. Все монтажные соединения между контурами, расположенными на шасси, и коммутаторам переключателя, выполнены мягкими проводами и шинами, что устраняет опасность обрыва при тряске. Вместе с тем выполнение коммутации гетеродина исключительно с помощью заземленных проводов устраняет «дробление» сигнала при тряске.

В приемнике применен специальный динамик Мощность динамика 3 W, диаметр диффузора 200 mm, сопротивление звуковой катушки 3 ом. Может применяться как динамик с подмагничиванием, так и с постоянным магнитом. В первом случае напряжение на катушке подмагничивания 6,3 V, сопротивление катушки подмагничивания 4 ом. Динамик выдерживает перегрузку до 9 W, он полностью предохранен от пыли, не требует специального чехла и крепится на передней крышке приемника.

ПАРАМЕТРЫ ПРИЕМНИКА

Отдаваемая мощность (при клирфакторе 10%) — 4 W. Чувствительность (при выходной мощности 0,25 W: на коротких волнак — 10 — 30 mV, на средних волнах — 50 — 100 mV, на длинных волнах - 10 0— 1400 mV

Полоса пропускания (при ослаблении в два раза) 8 — 9 kHz.
Избирательность при расстройке - 10 kHz такова, что сигнал помехи ослабляется в 140 — 200 раз.
Ток, потребляемый приемником (при динамике с постоянным магнитом), 8,5 А.

УСТАНОВКА В АВТОМОБИЛЕ

Хотя приемник А-695 предназначен для ЗИС-110, он может быть установлен в автомашинах других марок. В этом случае приемник крепится перед водителем или пассажиром так, чтобы щиток управления находился под руками, например, на месте дверцы ящика водителя, расположенного справа или слева от щитка управления машины.

Умформер помещается под сидением, в горизонтальном положении; ставить или вешать умформер боком нельзя, так как при этом нарушается режим его работы. Умформер должен быть надежно заземлен через крепящие болты. Ушки болтов необходимо очистить от краски.

Антенна в виде штыря длиной 0,9 m укрепляется на изоляторе, сбоку от ветрового стекла или на крышке кузова.

Рис. 9. Междуламповый трансформатор Рис. 10. Выходной трансформатор

Если позволяют обстоятельства, целесообразно выбрать наивыгоднейшее место для штыря антенны с точки зрения минимальных помех от зажигания. Общего рецепта по выбору места для антенны указать нельзя, так как распределение и характер помех у машин различных марок неодинаковы. Отыскание места минимальных помех можно иногда вести и на слух, укрепив приемник внутри кузова и передвигая конец антенного кабеля с пробником в виде куска провода длиной 0,1 — 0,3 m на конце. Большое значение имеет надежное заземление оболочки кабеля. Для согласования антенны с приемником на диапазоне 19 m, желательно между кабелем и началом антенны включить небольшую катушку индуктивности. Такая катушка, например, может быть намотана проводом с хлорвиниловой изоляцией (диаметр провода с изоляцией 1,2 mm). Диаметр катушки равен 10 mm, число витков 30 — 35. Мотать виток к витку в один слой.

Для устранения помех от зажигания и системы электрооборудования в центральный провод распределителя зажигания свечей обязательно надо включать объемное «демпфирующее» сопротивление в 8 000 — 10 000 ом. Сопротивления, предназначенные специально для этой цели, изготовляет завод АТЭ-2. Можно также ставить подобные импортные, но нельзя применять сопротивления других типов, так как они очень быстро выйдут из строя. Кроме того, следует заблокировать зарядную динамомашину конденсатором безиндукционного типа (желательно в металлическом корпусе) емкостью 0,1 — 0,5 mF. Конденсатор включается между корпусом и минусом динамо (если заземлен плюс). Соединительные провода должны быть не длинные, 15 — 20 mm. Для полного устранения помех желательно включать сопротивления во все провода, идущие к свечам.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 2 номер 1947 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.