Журнал Радио 9 номер 1971 год.

Журнал Радио 9 номер 1971 год. ЭМИ - 50 ЛЕТ
ВТОРАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ Л. ЦЫГАНОВА

В июне 1971 года исполнилось 50 лет со дня изобретения первого в мире электромузыкального инструмента. Этой знаменательной дате была посвящена проходившая в Житомире Вторая Всесоюзная научно-техническая конференция по электромузыкальным инструментам. Тема конференции: «Состояние и основные направления развития электромузыкальных инструментов в СССР». Конференция собрала более 90 специалистов из 18 городов Советского Союза. Почетным делегатом конференции был автор первого в мире электромузыкального инструмента Л. С. Термен. 18 мая. в день открытия конференции, Лев Сергеевич выступил с докладом «Новые возможности в области электромузыкальных инструментов» и продемонстрировал перед собравшимися свой первый электромузыкальный инструмент — терменвокс, которому суждено было положить начало столь увлекательнейшему направлению прикладной электроники. В настоящее время Л. С. Термен много работает в области синтеза движения и музыки, над созданием терменвокса с многоголосным гармоническим звучанием в чистом строе и музыкальным синтезатором словесного звучания с пространственным управлением.

Участники конференции у электромузыкального инструмента "Эстрадин - 7". Сидят Л .С. Термен (справа), А . А . Володин (слева), стоят (слева направо) Л. И. Федорчук, Л. А. Вайнтрауб, В. И. Волошин."
Фото Б. Голуба

С докладом «Эволюция техники ЭМИ» выступил еще один старейший специалист в области электромузыки, изобретатель широко известного ЭМИ «Экводин», А. А. Володин. Андрей Александрович единственный участник Второй Всесоюзной конференции по ЭМИ, принимавший участие в работе Первой Всесоюзной конференции по ЭМИ, проходившей в Москве более 35 лет назад. Его доклад был посвящен анализу того сложного пути, который прошли ЭМИ, с момента их создания и до настоящего времени. С легкой руки Л. С. Термена развитие техники электромузыкальных инструментов в то время шло довольно быстрыми темпами. В предвоенный период стали известны ЭМИ Ананьева, Траутвейна, Иванова и Римского-Корсакова, Дзежковича, Гурова, Волынкина. Тогда же зазвучал «Эмиритон», созданный группой Ленинградских изобретателей, «Экводин» А. Володина, девятая модификация которого была удостоена впоследствии Большой золотой медали на Брюссельской международной выставке 1959 г., «Компанола» И. Д. Симонова. Как и А. А. Володин, И. Д. Симонов участвовал в работе Первой конференции по ЭМИ, но из-за болезни не смог приехать на Вторую. Сейчас всему миру известна мелодия позывных Московского радио «Широка страна моя родная...», воспроизводимая созданным им ЭМИ.

В это же время над созданием ЭМИ начали работать и радиолюбители. Так в декабрьском номере журнала «Радиофронт» за 1928 год появилось описание первого любительского ЭМИ — самодельного терменвокса С. Н. Бронштейна.

Но как ни хороши были созданные в тот период инструменты, они не получили широкого распространения, поскольку существовали в единственном числе и обычно умирали со смертью изобретателя. Только массовое производство ЭМИ могло открыть для них широкую дорогу на эстрады и концертные залы. Как сказал один из участников конференции, начальник лаборатории завода «Электроизмеритель») Л. Федорчук, только на основе серийного производства возможен действительный, а не мнимый прогресс ЭМИ. Серийное производство ЭМИ у нас в стране началось с 1965 г.

Первыми серийный выпуск ЭМИ начали Житомирский завод «Электроизмеритель» и Муромский радиозавод. Сейчас в эксплуатации находится более 20 тысяч отечественных ЭМИ. Выпуском ЭМИ занимается более десяти предприятий, расположенных в различных городах нашей страны. Здесь и такие широко известные инструменты, как «Рэтаккорд», «Юность», «Романтика», «Меридиан», «Перле», «Эстрадин - 3М», и инструменты, выпуск которых только начинается: «Лирика», «Садко», «Прелюдия», «Эстрадин - 7», «Эстрадин - 8Б», электрогитары. Но несмотря на количественный рост ЭМИ, их качество зачастую не соответствует требованиям музыкантов-профессионалов, и как ни печально, но приходится согласиться с выступавшим на конференции профессором Киевской консерватории Л. А. Вайнтраубом, что ЭМИ не получили еще в настоящее время широкого признания. Они не смогли вытеснить ни одного акустического музыкального инструмента и почти не используются в серьезной музыке. Вопросам улучшения существующих и создания более совершенных ЭМИ было посвящено большинство прочитанных на конференции докладов- С большим интересом были выслушаны доклады А. А. Володина «Проблема выразительности звучания электронных инструментов» и профессора Киевской консерватории Л. А. Вайнтрауба «К вопросу о направлении работ над ЭМИ». О работах в области синтеза преобразователей силы удара по клавише в электрический затухающий сигнал рассказал заместитель директора по науке Научно-исследовательского конструкторско-технологического института музыкальной промышленности (НИКТИМП) Л. А. Кузнецов. Этот институт создан три [ода назад. За этот период его специалистами разработаны две электрогитары, акустические устройства для электромузыкальных инструментов, лабораторный образец электрофортепьяно и в настоящее время ведется разработка высококачественного электрооргана. В будущем институт призван координировать все научно-исследовательские работы и области ЭМИ.

С докладами по совершенствованию и повышению надежности серийно выпускаемых ЭМИ выступил представитель Житомирского завода «Электроизмеритель» Л. И. Федорчук и представитель Рижской фабрики музыкальных инструментов В.А.Егозов. С новой системой клавиатуры для одноголосного ЭМИ познакомил собравшихся представитель Муромского радиозавода.Главный инженер Свердловской фирмы «Урал» А. П. Дементьев информировал участников конференции о выпускаемых фирмой ЭМИ; электрогитарах, электробалалайке, электропианино. Специфике усилителей НЧ для электромузыкальных инструментов было посвящено два доклада представителя Житомирского завода «Электроизмеритель» Г. Н. Маслакова.

О работах в области автоматического синтезирования музыки и света рассказал представитель СКВ «Прометей): Казанского авиационного института Б. М.Галеев, а об использовании ЭВМ для разработки алгоритмов музыкальных программ и моделирования ЭМИ — представитель Киевского Политехнического института К. М. Пустовойтов.

Одним из интереснейших мероприятий конференции явилась выставка ЭМИ отечественного и зарубежного производства.

На выставке были представлены ЭМИ отечественного производства — «Эстрадин - 3», «Эстрадин - ЗМ», «Эс-традин - 6», «Эстрадин - 7», впервые соз. данный в СССР на Житомирском за воде «Электроизмеритель» электронный баян «Эстрадин - 8Б», инструменты Рижской фабрики музыкальных инструментов «Прелюдия» и «Перле - 2», и одноголосный мелодический ЭМИ «Экводин В - 11». Перед закрытием конференции силами ее участников был дан концерт ЭМИ.

На заключительном заседании участники конференции приняли решения, направленные на дальнейшее совершенствование и расширение общего объема выпуска ЭМИ. Наряду с этим решения конференции предусматривают разработку новых

одноголосных и многоголосных ЭМИ, рассчитанных на работу как в составе небольших оркестров и эстрадных ансамблей, так и на исполнение серьезной музыки. В частности принято решение рекомендовать к серийному производству «Экводин В - 11». Участники конференции единодушно поддержали предложение о создании музыкально-технического Совета по ЭМИ при Киевской Государственной консерватории. В Совет предполагается ввести представителей Киевской Государственной консерватории, НИКТИМП, завода «Электроизмеритель», Муромского радиозавода. Рижской фабрики музыкальных инструментов и персонально Л. С. Термена. А. А. Володина и И. Д. Симонова. Конференция обратилась в Министерство культуры СССР и Союз композиторов с просьбой принять участие в работе вновь созданного Совета.

Руководство научно-исследовательскими и конструкторско-технологическими работами по ЭМИ предполагается возложить на НИКТИМП, который совместно с предприятиями, выпускающими ЭМИ должен в кратчайший срок обеспечить выполнение решений Второй Всесоюзной конференции по электромузыкальным инструментам, что позволит внести определенный вклад в дальнейшее развитие музыкальной культуры в нашей стране.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 9 номер 1971 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.