Журнал Радио 8 номер 1971 год.

Журнал Радио 8 номер 1971 год. 18 августа — День Воздушного Флота СССР ВОЗДУШНЫЕ РАДИСТЫ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ Р. ТЕРСКИЙ,


генерал-лейтенант инженерно-технической службы

Чем так важна, ответственна и интересна профессия радистов военной авиации, что редакция журнала «Радио» попросила меня рассказать о ней? И нужна ли статья на эту тему?

Думаю, нужна. Тем более, что молодые читатели «Радио» живо интересуются службой военных радистов, готовятся к ней в организациях ДОСААФ.

Без воздушного радиста немыслима успешная работа экипажа современного военного самолета, будь то бомбардировщик дальнего действия или военно-транспортный самолет, которые должны всегда находиться в полной готовности к выполнению любого задания по защите советской Родины.

Просторы нашей страны так велики, имеют так много различных физических, географических и климатических особенностей, что летать над ними в любое время года, днем и ночью, в сложнейших метеорологических условиях самолеты могут, только поддерживая устойчивую, надежную радиосвязь с командными пунктами и аэродромами в течение всего полета. Радиосвязь является той единственной ниточкой, которая связывает экипаж летательного аппарата с землей, с внешним миром, с товарищами. И эта ниточка должна быть прочной, неразрывной. А это значит, она должна находиться в умелых руках.

В экипаже многоместных летательных аппаратов радиосвязь обеспечивает радист. Он должен уметь не только быстро и точно настраивать радиостанцию, входить в связь, устранять в полете простейшие неисправности, но и кратко, по-военному, экономя каждый знак, каждое слово, вести радиообмен в телеграфном или телефонном режимах, в условиях радиопомех. А на некоторых самолетах он еще и стрелок, защищающий свой корабль от нападения истребителей.

Таким образом, профессия воздушного радиста нелегка, но совершенно необходима. От личной подготовленности воздушного радиста, его знаний, сноровки, опыта, настойчивости и находчивости во многом зависит безопасность и успех полета. Профессия воздушного радиста, кроме того, требует недюжинной выдержки, мужества, смелости, постоянной внутренней готовности к преодолению трудностей, сопряженных с повседневной героикой летного дела. Он должен обладать большой силой воли, хладнокровием, самоотверженностью, бесстрашием.

Проиллюстрирую сказанное несколькими примерами, назову нескольких представителей героической профессии воздушных радистов.

В годы Великой Отечественной войны в составе экипажа пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 служил воспитанник Осоавиахима стрелок-радист Владимир Иванович Харченко. Он совершил 135 боевых вылетов, лично сбил 4 фашистских истребителя, был ранен. Родина высоко оценила ратный труд воздушного радиста, наградив его двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и 11 медалями.

Ныне майор запаса, коммунист В. И. Харченко работает инженером, поддерживает тесную связь с Центральным радиоклубом ДОСААФ.

Воздушный радист Федор Николаевич Самойлов в годы Великой Отечественной войны совершил 54 вылета в составе экипажа бомбардировщика 160-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, входившего в соединение прославленного летчика дважды Героя Советского Союза генерала И. С. Полбина. Он проявил в боях много мужества и отваги, за что награжден тринадцатью правительственными наградами.

Сейчас воздушный радист 1-го класса, член КПСС, подполковник Самойлов Ф. Н. продолжает служить в ВВС. Используя личный боевой опыт, он умело обучает молодых воинов.

Но не только во время войны геройски действовали воздушные радисты. Они и в мирные дни в любой момент готовы к подвигу. Вот один из сравнительно недавних примеров.

10 апреля 1968 года на одном из аэродромов при посадке самолета в кабине пилотов вспыхнул пожар. Экипаж не покинул самолет, так как он мог врезаться в шеренгу других машин. Только когда такая опасность миновала командир подал команду к эвакуации. Но ею не воспользовался радист экипажа Владимир Яковлевич Боровик. Он бросился на помощь потерявшему сознание штурману капитану Словесному, но силы оставили его. Когда погасили пожар и проникли в кабину самолета, то увидели там обнявшихся штурмана и радиста, до последнего вздоха пытавшегося спасти своего боевого товарища и погибшего вместе с ним.

Молодым радистам, прибывшим в часть из учебных пунктов и радиоклубов ДОСААФ, в первый же день рассказывают о короткой, но яркой жизни воздушного радиста, коммуниста В. Я. Боровика. Его жизнь и подвиг служат для молодежи примером благородства, мужества и готовности к самопожертвованию ради спасения товарищей.

В наших подразделениях служат отличные радисты — грамотные, влюбленные в свое дело, беспредельно преданные Родине, советскому народу, Коммунистической партии.

В 1958 году в одно из подразделений пришел служить бульдозерист из города Зима Иркутской области Николай Федоров. До армии он окончил курсы радиотелеграфистов при радиоклубе ДОСААФ и оказался способнейшим радистом. Молодой воин не пропускал ни одного спортивного соревнования, занимая в них призовые места, быстро завоевал славу лучшего наземного радиста соединения. А когда закончилась срочная служба, остался на сверхсрочную, но теперь уже в должности воздушного радиста.

С тех пор прошло много лет. Где только не летал радист 1-го класса Николай Георгиевич Федоров! Он стал настоящим снайпером эфира, неизменно показывающим наивысшие результаты в работе.

В одном из авиационных подразделений несет сверхсрочную службу командир огневых установок корабля воздушный радист старший сержант Виктор Васильевич Тели-цын. Он все полетные задания выполняет только с отличными оценками, обеспечивая экипажу уверенную, устойчивую связь. В составе экипажа участвовал в учениях и маневрах «Днепр», «Двина», «Океан». За отличное выполнение заданий он имеет более двадцати благодарностей, в том числе и от Министра Обороны СССР.

Младшему сержанту В. Ильину до армии не довелось изучать радиотехнику. Он приобщился к радиоделу в учебном подразделении. Новая профессия пришлась ему по душе. Окончив школу с отличными оценками, он получил квалификацию воздушного радиста 3-го класса и был награжден знаком «Отличник ВВС». Благодаря серьезному отношению к делу, большим способностям и трудолюбию Валерий Ильин к XXIV съезду КПСС, выполнив взятые на себя социалистические обязательства, стал отличником боевой и политической подготовки, воздушным радистом 1-го класса. За безупречное выполнение воинского и комсомольского долга, успешную сдачу Ленинского зачета Ильин В. В. награжден значком ЦК ВЛКСМ «Ленинский зачет».

Вот мы и познакомились с шестью воздушными радистами разных поколений — от грозных военных лет до наших дней. Как видите, у них разное образование, первоначальные профессии, дороги, которыми они шли в Советскую Армию. Но, в конечном итоге, их всех объединила одна общая черта характера — горячая увлеченность своей работой и страстная влюбленность в летное дело, без которой не было и не может быть ни настоящего летчика или штурмана, ни настоящего воздушного радиста.

В День Воздушного Флота СССР я хочу поздравить с праздником всех наших воинов-радистов, в том числе молодых, а также тех радиолюбителей и учащихся курсов при радиоклубах ДОСААФ, которые готовятся к службе в Советской Армии! Я хочу сказать им, что мы с нетерпением их ждем, так как знаем, что они умеют не только принимать и передавать радиограммы, но и паять, читать радиосхемы, находить неисправности в радиоаппаратуре, монтировать, конструировать радиоприборы. Такие люди везде нужны. А для войск связи, особенно для авиации, они являются настоящим кладом. У нас их ждет множество интересных, полезных профессий и в том числе гордая и смелая, увлекательная профессия воздушного радиста.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 8 номер 1971 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.