Журнал Радио 7 номер 1971 год.

Журнал Радио 7 номер 1971 год. ИНДИКАТОР РАБОТЫ МЕХАНИЗМА МАГНИТОФОНА

В портативных магнитофонах применяются электродвигатели постоянного тока с центробежными регуляторами скорости вращения (ЦР), которые включаются через различные транзисторные устройства для стабилизации скорости вращения (см. «Радио», 1969, ╧ 7, стр. 38 и 1970, ╧ 9, стр. 37).

В этих устройствах, при всем их разнообразии, обязательно имеется транзистор Т1 (см. рисунок), который включен последовательно с якорем электродвигателя. При изменении нагрузки на валу электродвигателя или снижении напряжения питающих батарей этот транзистор изменяет свое сопротивление и поддерживает на якоре напряжение, необходимое для сохранения постоянства скорости вращения. Избыток напряжения падает на проходном транзисторе. При нормальной работе электродвигателя сопротивление эмиттер-коллектор транзистора достаточно велико. Если параллельно этому переходу включить маломощную лампочку накаливания, она будет гореть.

Эта лампочка может служить индикатором нормальной работы механизма магнитофона, так как при снижении напряжения на транзисторе сверх нормы, когда скорость вращения электродвигателя падает ниже номинальной, она гаснет, сигнализируя о срыве стабилизации скорости и нарушении нормальной работы магнитофона. Подобная сигнализация особенно полезна в тех магнитофонах, где нет возможности прослушивания фонограмм в процессе записи.

По яркости свечения лампочки можно судить о запасе напряжения на электродвигателе (то-есть о степени разряда батарей), о равномерности хода и перегрузке лентопротяжного механизма, о качестве работы контактов ЦР.

Если механизм неисправен (плохо работают фрикционы, деформировались во время хранения резиновые ролики или приводной пассик), лампочка мигает в такт с частотой вращения неисправного узла. При перегрузке электродвигателя из-за отсутствия смазки или загрязнения лентопротяжного механизма лампочка горит тусклым светом или гаснет.

Если контактирование в регуляторе электродвигателя становится неустойчивым, лампочка начинает мигать с неопределенной частотой. Здесь следует иметь в виду, что разрыв цепи регулятора, имеющего нормально замкнутые контакты, приводит к излишне большому повышению напряжения на лампочке, и при заторможенном электродвигателе она может перегореть. В регуляторах с нормально разомкнутыми контактами такой опасности нет.

Лампочка накаливания, включенная параллельно проходному транзистору, способствует стабилизации скорости, так как сопротивление ее нити непостоянно и меняется в зависимости от приложенного напряжения: при повышенном напряжении источника питания, когда проходной транзистор большую часть рабочего цикла закрыт — сопротивление нити лампочки максимально, а при пониженном напряжении, когда большую часть цикла он открыт — сопротивление нити минимально.

Введение лампочки не увеличивает потребления тока от источников питания, так как энергия, которая расходуется на нагревание ее нити, ранее рассеивалась транзистором.

Параметры лампочки (рабочее напряжение и ток) должны быть подобраны так, чтобы она загоралась при напряжении, имеющемся на проходном транзисторе, и сопротивление ее раскаленной нити было бы достаточно большим для обеспечения нормальной стабилизации скорости электродвигателя при работе с минимальной нагрузкой и максимальном напряжении источника питания. Кроме того, рабочее напряжение, на которое рассчитана лампочка, должно быть не меньше, чем напряжение на проходном транзисторе.

Для электродвигателей ДКС-16, 4ДКС-8, ЗДПРС и ДКМ-1М хорошие результаты получаются при использовании коммутаторной лампочки типа КМ-1 (6 в, 0,065 а), миниатюрной мотоциклетной лампочки подсветки диаметром 7 мм и длиной 19 мм (6 в, 1,2 вт) и др., рассчитанных на напряжение 3—6 в и ток 0,05— 0,15 а.

Если рабочее напряжение лампочки мало, можно соединить две лампочки последовательно или, в крайнем случае, включить вместо второй лампочки проволочный резистор Rд.

Проверка пригодности лампочки производится опытным путем. Лампочку включают между эмиттером и коллектором проходного транзистора вместо шунтирующего резистора и подключают к магнитофону свежие батареи. Лампочка должна гореть ярко, а скорость электродвигателя — остаться в пределах нормы. Затем электродвигатель постепенно притормаживают, при этом лампочка должна гаснуть, в противном случае нужно уменьшить сопротивление резистора R1.

В магнитофоне лампочку размещают в удобном для наблюдения месте. Следует иметь в виду, что монтажные провода и сама лампочка могут явиться источником электромагнитных помех, поэтому их необходимо тщательно экранировать, как и все остальные элементы транзисторного стабилизатора.

М. ОНАЦЕВИЧ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СВЯЗИ ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ ПО СЛЕДУЮЩИМ КАФЕДРАМ:

а) с отрывом от производства
Автоматизация и механизация предприятий почтовой связи; измерения в технике связи; механизация обработки экономической информации; радиовещание и электроакустика; радиотехнические системы; теория линейных электрических цепей; химия, электротехнические материалы и конструирование радиоэлектронной аппаратуры; электропитание устройств связи; электронные и квантовые приборы.

б) с отрывом и без отрыва от производства
Автоматическая электросвязь; импульсная и вычислительная техника;
линии связи; многоканальная электросвязь; организация и планирование предприятий связи; передача дискретной информации и телеграфия; радиопередающие устройства; радиоприемные устройства; радиорелейные линии и системы связи; телевидение; теория передачи сигналов и нелинейных электрических цепей; техническая электродинамика и антенны; экономика связи.

Условия приема общие. Заявления принимаются до 10 сентября. Вступительные экзамены с 1 по 30 октября. Адрес института; Москва, Е-24, Авиамоторная ул., 8-А. Телефон 273-89-81.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 7 номер 1971 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.