Журнал Радио 2 номер 1971 год.

Журнал Радио 2 номер 1971 год. СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО Б. ПУШНЯКОВ Автор предлагаемой читателям статьи — архитектор и радиолюбитель — описывает разработанную им конструкцию устройства, позволяющего получить декоративный эффект светового сопровождения музыки. Конечно, эта установка никоим образом не решает многих проблем светомузыки (ом. статью Б. Галсева «Светомузыка и техника» , «Радио», 1969, ╧ 9), однако кик вариант решении технической задачи получения световых форм, несомненно, может представить определенный интерес.


Увеличить Многие энтузиасты и целые коллективы у нас и за рубежом занимаются проблемой светомузыки. Полное решение всех вопросов, вероятно, находится пока за пределами технических возможностей сегодняшнего дня. Поэтому обычно конструкторы идут по пути получения чисто декоративного эффекта светового сопровождения, зависящего от частоты и громкости звука.

Предлагаемое устройство позволяет, применяя фильтры, собранные по известным схемам, разделить спектр частот сигнала по каналам и сформировать на экране цветодинамические композиции. В отличие от существующих технических решений, это устройство автоматически формирует цветовую ситуацию на экране в зависимости от характера звука. Внешне этот эффект будет проявляться в перемещении цветовых пятен по экрану при одновременном изменении интенсивности во времени. При этом совершенно исключается произвольное, случайное сочетание. Проигрывание одного и того же отрывка музыки всегда дает одинаковую картину на экране. В этом смысле конструкция может служить некоторым цветовым анализатором меняющегося звука.

Трехцветный источник света выполнен в одном корпусе с общим рефлектором, свободно подвешен на легких пружинах и шарнирно соединен с тремя соленоидами, расположенными по кругу через 120° (см. рисунок на 4-й стр. обложки). Система отцентрирована с учетом собственного веса. Таким же образом подвешен и соединен со своей группой соленоидов трехцветный фильтр, обладающий значительно меньшей массой, а следовательно, инерционностью, чем группа рефлектора. Обе группы смонтированы по обеим сторонам общего шасси, в центре которого в отверстии помещена линза для фокусирования луча в зоне светофильтра, что дает возможность при малых перемещениях фильтра получить полную смену цвета.

На каждую пару из трех пар соленоидов поступает соответствующий каналу ток. Преобладание полосы одних частот над двумя другими (или наоборот) засветит свою лампу, передвинет рефлектор с этой лампой к центру и переместит фильтр своей зоной к оси луча. Экран засветится цветом в соответствующей комбинации. Плоскопараллельные перемещения источника света и светофильтра навстречу друг другу, инерционное запаздывание этих перемещений и интенсивность засветки ламп в зависимости от амплитуды сигнала характеризуют динамическую светоцветовую ситуацию.

Из декоративных соображений, в ущерб некоторой автоматизации процесса, можно применить трафареты, влияющие на форму луча, наподобие описанным в ╧ 7 за 1969 год журнала "Техника — молодежи". Однако трафареты являются случайным фактором в формировании цветовой картины на экране.

Конструктивно шасси выполнено из листового алюминия (или другого немагнитного материала) толщиной 1,6 мм в виде шестиугольника с размером стороны порядка 50 мм. Необходимые прорези выполняют лобзиком. Кронштейны отгибают в соответствии с эскизом. Рычаги соленоидов выполняют из полосовой латуни. Сердечники из мягкой стали припаивают или приклепывают к рычагам. Пружины можно навить из стальной струны. Оси вращения рычагов также можно выполнить из струны. Катушки соленоидов по габаритам и намоточным данным соответствуют телефонным. При монтаже необходимо обратить серьезное внимание на то, чтобы якорь свободно входил в катушку от незначительного усилия.

Корпус рефлектора изготовляют из белой жести. Лампы напряжением 30 в окрашивают в соответствующий цвет, если нет под рукой специальных цветных ламп по типу елочных. Также окрашивают цветным лаком и фильтр. Лучше всего наклеивать цветную пленку на пластмассовую основу.

При условии общей выходной звуковой мощности порядка 15 вт данное устройство вполне работоспособно без дополнительного блока усилителя мощности и может быть подключено на выход радиоприбора как приставка. Для разделения частот, кроме рекомендованных схем, можно использовать существующие в радиоприборе регуляторы тембра. Во всяком случае, для любителей не представит особого труда выполнить фильтры для соответствующих полос пропускания или задержки в виде контуров RС или LС.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 2 номер 1971 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.