Журнал Радио 1 номер 1971 год.

Журнал Радио 1 номер 1971 год. Унисонный эффект в электрооргане Н. ТУКАЕВ

Унисонный эффект в электромузыкальном инструменте заманчив тем, что обеспечивает приятное звучание. Предлагаемая вниманию читателей схема относительно простого устройства1 позволяет получить эффект, соответствующий «разливу», который обычно достигается в аккордеонах. Сущность этого эффекта заключается в том, что на усилитель НЧ одновременно подаются колебания двух или нескольких генераторов, частоты которых отличаются друг от друга на несколько герц. За счет биений этих частот достигается унисонная вибрация.

Этот эффект может быть получен в обычном электрооргане, содержащем 12 задающих генераторов с последующим делением частоты. Для этого задающие генераторы с делителями частоты разбиваются на 6 пар: До — До-диез, Ре— Ре-диез, Ми— Фа, Фа-днез —Соль, Соль-диез — Ля, Ля-диез — Си. При нажатии на одну клавишу на вход усилителя низкой частоты подаются колебания с двух смежных пар, генераторы тона которых частично перестраиваются для получения незначительной расстройки друг относительно друга.

На рисунке изображена схема коммутации одной пары генераторов и делителей частоты для тонов До и До-диез.


Увеличить

При ненажатых клавишах генератор 1 имеет частоту, соответствующую тону До-диез, генератор 2 — тону До. При этом контакты нижнего (по схеме) ряда клавиатуры замкнуты. Выходы делителей частоты, соответствующих одинаковым октавам, соединены между собой.

При нажатии на клавишу До один из контактов Кх — Ев размыкается; отключение резисторов R5 и R6 понижает частоту генератора 1 до величины, соответствующей (с небольшой расстройкой) тону До. С делителей частоты на выход подаются колебания тона До с «разливом», обусловленным неточным соответствием частот генераторов 1 и 2. При нажатии на клавишу До-диез частота генератора 1 остается постоянной, а частота генератора 2 новышается на полтона, так как конденсаторы С8 и С10 при размыкании одного из контактов К7—К12 отключаются. При этом на выходе появляются колебания, соответствующие тону До-днез. Аналогично работают остальные 5 пар генераторов тона.

Настройку генераторов производят следующим образом. При нажатии клавиши, соответствующей более высокой частоте, генератор 2 изменением сопротивления резистора R12 настраивают на эту частоту. Затем нажимают клавишу, соответствующую более низкой частоте; настраивают на эту частоту генераторы 1 (изменением сопротивления резистора R6) и 2 (изменением емкости конденсатора С8), причем генератор 2 несколько расстраивают относительно генератора 1.

Затем снова нажимают клавишу, соответствующую более высокой частоте, и изменением сопротивления резистора R8 настраивают на эту частоту генератор 1 с небольшой расстройкой относительно генератора 2. Величина расстройки выбирается на слух. При этом необходимо проверить звучание одного и того же тоиа во всех октавах, так как разность частот при октавном делении частоты меняется от октавы к октаве.

Иногда к электромузыкальным инструментам с «разливом», предъявляется следующее требование: величина «разлива» должна изменяться по диапазону от 1 гц в большой октаве до 10 гц в четвертой. Если принять величину «разлива» в большой октаве 1 гц, то при построении инструмента по принципу октавного деления частоты величина «разлива» уже в третьей октаве составит 16 гц. Поэтому такие инструменты необходимо выполнять по другой блок-схеме, содержащей 18 задающих генераторов. Для одного из тонов, входящих в каждую пару, цепочка делителей частоты непрерывна по всему диапазону. Для другого тона диапазон частот разбит на два поддиапазона с отдельными задающими генераторами. При этом каждый задающий генератор настроен так, чтобы разностная частота не превышала заданных значений для каждого из поддиапазонов.

При использовании описываемого принципа получения унисонного эффекта перестройка частоты генераторов после нажатия клавиши должна произойти не позднее подключения выходов делителей частоты ко входу усилителя НЧ. После отпускания клавиши перестройка частоты должна произойти не раньше, чем делители частоты будут отключены от входа усилителя. При невыполнении этого требования в момент нажатия и отпускания клавиши будет прослушиваться неприятное звучание двух диссонирующих колебаний с интервалом полтона.

Таким требованиям отвечает схема манипуляции, показанная на рисунке, использующая известный принцип ступенчатой атаки звука. При нажатии клавиши, например K1 размыкается нормально замкнутый контакт н перестраивается частота генератора 1. Одновременно размыкается верхний контакт и на вход усилителя через резисторы R17 и R29 подается с большим ослаблением напряжение, так как входное сопротивление усилителя меньше, чем сопротивления резисторов. При дальнейшем движении клавиши резистор R29 замыкается, и громкость достигает максимума. При отпускании клавиши сначала размыкается резистор R29 и звук ослабляется. Затем одновременно замыкаются верхний и нижний контакты, прерывая звук и перестраивая частоту задающего генератора.

В случае использования задающих генераторов, выполненных по другим схемам, коммутация частотозадающих элементов может быть изменена. При использовании для коммутации выходов делителей частоты диодных и триодных ключей можно значительно упростить контактную систему клавиатуры. При этом также имеется возможность разделить сигналы, поступающие с делителей частоты каждой пары, и подать их на отдельные усилители с разнесенными в пространстве громкоговорителями. Комбинируя тембры каждого канала, можно добиться сочетаний, создающих иллюзию звучания одновременно двух различных инструментов в унисон или в октаву. Иллюзия октавного звучания создается, когда в одном из каналов формантные цепи настроены на иижние частоты, а в другом — на верхние.

г. Вахрушево Ворошиловградской обл.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 1 номер 1971 год







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.