Сотовые компании надеются на VAS

Сотовые компании надеются на VAS
Рынокмобильной связи в России достиг фазы насыщения. В этих условиях единственнымспособом улучшения финансовых показателей, помимо экстенсивного расширения вновые регионы, для операторов остается предоставление дополнительных услуг.
Насыщениерынка, жесткая конкуренция и отмена платы за входящие вызовы для сотовыхабонентов "съедают" доходы операторов. Один из основных финансовых показателейсотовых компаний, ARPU (средняя выручка с одного абонента), постоянно падает ипо результатам второго квартала 2006 года составляет около $6,5 (точнее, у МТС -$6,2, у "Билайна" - $6,6).

Снижение ARPU - общемировая тенденция. Ианалитики полагают, что основным источником дополнительной прибыли операторов наразвитых рынках с высоким уровнем проникновения, к которым теперь относится иРоссия, станут дополнительные услуги в сетях мобильной связи - VAS (Value AddedServices).

Помимо голоса

Под VAS-сервисами часто понимаюттолько загрузку на телефоны развлекательного контента.

Вдействительностив эту категорию попадают любые услуги сотовой сети, не связанные с передачейголоса. Они делятся на следующие основные группы: - услуги "голого" транспорта,когда абоненты используют транспортную сеть оператора для доступа к нужнойинформации: передача факсов, WAP, мобильный интернет; - неголосовые услуги наоснове мобильной передачи данных: обмен сообщениями SMS и MMS, услуги на основеопределения местоположения абонента, мобильное телевидение. При этом некоторыеуслуги (такие как системы обслуживания с распознаванием речи) могут использоватьи голосовые каналы; - информационное обеспечение (поставка контента); - базовыеуслуги (автоматическй определитель номера и т. п.).

По даннымисследовательской компании Informa Telecoms Media, доходы отдополнительных услуг операторов мобильной связи по всему миру в 2005 годупревысили $100 млрд. При этом в первом квартале 2006 года доходы от этих услугвыросли на 17% по сравнению с тем же периодом 2005 года.

Рынокпробной покупки

На мировом рынке VAS-услуг российские сотовыеоператоры относятся к разряду легковесов - их доля всего около 1,5%, илипримерно $1,43 млрд. Российский рынок неголосовых услуг, демонстрировавшийнесколько лет подряд сотни процентов роста (с 2001 по 2004 годы - в среднем по176% в год), в прошлом году резко замедлился в развитии, показав всего 46%роста.

Все предыдущие годы рост рынка происходил в основном за счетразвития контент-услуг: загрузки на телефоны пользователей мелодий, картинок,игр и прочего развлекательного содержания. Главным отрицательным фактором сталнегативный опыт абонентов по загрузке контента. По данным компании i-Free за2005 год, только 46% запросов на загрузку были успешными, а контент,рекламируемый по телевизору, удавалось загрузить только 20-25% абонентов. Приэтом 23% неудачливых абонентов вообще не понимали, что делать с пришедшей по SMSWAP-ссылкой, у 17% не была настроена услуга WAP, в 40% случаев загрузке мешаланеработоспособность GPRS у оператора, а 20% неудач были связаны с ошибкамиабонентов при отправке SMS или ошибками в телерекламе.

Кроме того, всуществующем виде рынок мобильного контента, предлагающий в основномразвлекательное содержание, ориентирован исключительно на молодежную аудиторию.Его можно охарактеризовать как рынок одной пробной покупки: низкодоходнымабонентам не по карману тратить $3-4 в месяц на загрузку новых мелодий илиSMS-чаты "для взрослых". И поставщики контента пока не нашли решения,позволяющего привлечь "тяжелых" абонентов и бизнес-клиентов.

Увеличениедоходов сейчас происходит за счет продвинутых VAS-услуг, предоставляемых самимиоператорами. В частности, место не оправдавшего надежд контента в структуредоходов занял мобильный интернет. В сети "Билайн", например, пользователи GPRS,составляющие всего 11% абонентов, использующих допуслуги, обеспечивают 29%VASдоходов.

В прошлом году именно услуги передачи данных и мобильногоинтернета продемонстрировали самые высокие темпы роста - более чем в три раза посравнению с 2004 годом.

А доля контент-услуг в общих VAS-доходахуменьшилась с 26% до 21%. Почти половину доходов приносит сервис передачикоротких сообщений, прежде всего SMS (доля абонентов, использующих передачумультимедийных сообщений MMS, пока ничтожно мала).

Примечателен опыт"Мегафона". Сейчас в московском регионе средняя выручка этого оператора наодного абонента составляет $19,5, из которых только около$3 приходятся наголосовые услуги, а доходы от дополнительных услуг продолжают быстро расти.Оператор активно внедряет оборудование с поддержкой протокола EDGE длявысокоскоростной передачи данных и возлагает большие надежды на мобильныйинтернет.

В доходах нишевого оператора "Скай Линк" (368 тыс. абонентов),ориентирующегося на многоговорящих абонентов и высокоскоростной доступ винтернет, доля неголосовых услуг составляет уже 24%. Компания планирует и дальшеувеличивать этот показатель за счет мультимедийных услуг, основанных натранспорте передачи данных: мобильного телевидения, мобильного видеонаблюдения и"видео по заказу".

Куда направлен вектор

Эксперты сходятсяво мнении, что сегмент кастомизации телефонов (загрузка картинок и мелодий), накотором изначально сосредоточилось большинство независимых компаний, перенасыщенпоставщиками, и роста в нем не ожидают.

Более перспективным считаетсянаправление информационных служб: интерактивные опросы, голосования,информирование о состоянии счета - в партнерстве с компаниями, где такие службыкрайне востребованы, например, радиостанциями и телекомпаниями, розничнымибанками, интернет-провайдерами. Но подобные услуги, требующие взаимодействия сабонентами всех сотовых операторов и интеграции в ИТ-инфраструктуру партнеров,сотовые операторы или компании, работающие с потребителями, не могут реализоватьсамостоятельно.

Именно в этом сегменте будут сильно востребованы услугипровайдеров, имеющих опыт и технологии в сегменте мобильного контента.

Вближайшее время операторы сосредоточатся и на развитии мобильного доступа винтернет. В результате внедрения нового оборудования такой доступ рано илипоздно сравняется по скорости и стоимости с проводным широкополоснымподключением.

Еще одно перспективное направление - предоставлениенеголосовых услуг корпоративным клиентам: доступ к корпоративной почте, контрольместоположения автотранспорта и сотрудников, оперативные уведомления на телефон.

В сегменте контент-услуг будущее за мобильными играми, которые сейчасактивно развиваются (двукратныйрост доли в общих доходах от VAS в 2005 году), идоставкой на телефон абонента полезной информации. Так, "Билайн", запустивший вконце 2005 года сервис "Хамелеон", приобрел уже около 3 млн пользователей этойуслуги. "Хамелеон" обеспечивает постоянную рассылку обновляемой информации(новости политики, бизнеса, экономики, культуры и мира развлечений) на экранытелефонов, находящихся в режиме ожидания.



  






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2020 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.