"Восток-Запад"

"Восток-Запад"
"Восток-Запад"
Основным полигоном прогресса в последние десять с небольшим лет стали телекоммуникации (вернее, одно из основных подразделений этой глобальной платформы - сотовая связь). В этой сфере сейчас делаются поистине революционные технические открытия, внедряются новые невиданные технологии. Ни одна страна, обладающая научно-техническим потенциалом, не осталась в стороне от развития этого, самого быстроразвивающегося, сектора рынка услуг связи.

В этой статье мы хотели показать, как развивался рынок сотовой связи, какие условия повлияли на распространение тех или иных стандартов связи в разных странах. В процессе распространения тех или иных технологий играет значение не только ее характеристики, но и множество других факторов, в числе которых географические, экономические, социальные и даже политические. Основное внимание уделено США и Японии, так как эти страны являются основными конкурентами и борются за преимущественное использование своих разработок.


Как все начиналось…
1979 году в Японии была запущена едва ли не первая в мире сотовая сеть общего пользования. В ней был использован стандарт аналоговой связи HCMTS. Предназначалась она для использования в автомобилях. Тогда достижения в миниатюризации электроники ещё не позволяли создавать мобильные аппараты, подобные современным.

В начале 80-х годов сотовые сети первого поколения стали создаваться в Америке и Европе. Строились они на базе аналоговых стандартов: NMT в Скандинавии, AMPS в Америке, TACS (E-TACS) в Европе и J-TACS в Японии. Надо отметить, что все перечисленные стандарты, кроме NMT, являются клонами AMPS и использовали одну и ту же аппаратную платформу. Страны, если не разрабатывали свои стандарты, то попросту адаптировали AMPS к местным требованиям и специфике обслуживания.

С увеличением требований к обслуживанию, как количественных, так и качественных, аналоговые стандарты были модернизированы до цифровых. Так, в середине 80-х годов появилось второе поколение стандартов: D-AMPS в США и JDC в Японии. Можно сказать, что с этого момента рынки сотовой связи этих стран, одни из крупнейших, пошли разными путями. И хотя Япония - небольшая страна, уровень развития производства электронной продукции и конкуренции сетей мобильной связи обеспечивают стремительные темпы вовлечения населения в пользование их услугами.

Европа же, в частности Европейский институт стандартизации электросвязи (ETSI), в это время готовил пришествие GSM, впоследствии завоевавшего наибольшую аудиторию в мире. Однако ставший популярным GSM, в котором стали работать европейские, среднеазиатские, азиатско-тихоокеанские, африканские и, в меньшей степени, американские операторы сотовой связи, не получил в Японии распространения. Страна восходящего солнца сохранила свой статус-кво и по-прежнему стремилась к созданию систем связи, которые признали бы во всем мире.

Альтернативу GSM в Японии составил PDC (Packet Data Communications service). Несмотря на то что сети PDC расположены только в Японии, этот стандарт (по данным на конец 1999 года) уверенно занимал вторую после GSM позицию в рейтинге популярности среди цифровых стандартов по количеству абонентов. И это неудивительно: в начале 2000 года число абонентов сотовой связи Японии превысило число абонентов стандартной проводной телефонии. Если же обратиться к производителям техники для сотовой связи, то там не наблюдалось такого разделения: японские и европейские производители мобильных телефонов работают как на местный рынок, так и на весь остальной.

3-е поколение выбирает
В середине 90-х годов весь мир заговорил о третьем поколении сетей сотовой связи. Он подразумевал большее количество абонентов и большее количество предоставляемых услуг, определяющей из которых является скоростной доступ к любым данным. К этому времени на мировом рынке сложилась следующая ситуация: Америка, интенсивно строившая сети AMPS, а потом D-AMPS, не могла на их базе осуществлять переход к следующему поколению. Похожая ситуация сложилась и в Японии.

Легче пришлось тем, кто изначально принял GSM, который активно модернизируется и обогащается новыми услугами, яркий тому пример - это оснащение сетей GSM услугами WAP и GPRS. В такой ситуации двум индустриальным гигантам оставалось только одно: строительство сетей на базе принципиально нового стандарта - CDMA. Японские и американские государственные органы в сотрудничестве с местными операторами связи стандартизировали CDMA и стали выдавать лицензии на его использование. В настоящий момент США отстает от Европы во внедрении GSM, но значительно опережает все страны в развертывании сетей CDMA, что создает определенные технологические предпосылки для перехода к 3-му поколению.

CDMA стал хорошей почвой для последующего развития сетей связи. Северная Америка медленно, но уверенно, переоснащается. В ней уже сложился огромный рынок сотовых услуг - 78 миллионов абонентов. Важно подчеркнуть, что 25 миллионов из них являются пользователями цифровой связи. Аппараты работающие как в CDMA, так и в AMPS, выпускаются, главным образом, для нее.

Небольшая Япония смогла отреагировать быстрее. Два местных оператора IDO (10 млн. абонентов) и DDI (5 млн. абонентов) активно продвигают свои услуги в этом стандарте и составили конкуренцию гиганту японского телекоммуникационного рынка - компании NTT DoCoMo, стоявшей у истоков сотовой связи. Но и сама NTT DoCoMo оказалась не столь уж неповоротливой: в 1999 году она запустила службу i-Mode, предоставляющую доступ в Интернет, а сейчас внедряет WCDMA (Wideband Code Division Multiple Access - широкополосный CDMA). Эта технология является самой передовой в сотовой связи. Она избрана институтом ETSI для обеспечения широкополосного радиодоступа с целью поддержки услуг третьего поколения. Можно даже сказать, что Япония добилась желаемого, она стала законодателем мод в мобильной связи. Общепризнанно, что будущее за WCDMA, на базе которого, по планам NTT DoCoMo, в марте 2001 года уже будет запущена сеть в Японии. Кроме того, идут переговоры на установку этих сетей в ряде других стран.

Но победа японских инженеров не полная: доступ к сайтам Интернет, который в Японии осуществляют с помощью службы i-Mode, существует опять же в только в пределах страны. Немного статистики: уже к марту 2000 года абонентская база i-Mode составила около 4 миллионов абонентов, а к 2003 году планируется довести количество абонентов 3G-услуг до 30 миллионов абонентов (около 40% общей численности всех мобильных абонентов - 70 миллионов - прогнозируемых в Японии в этом году). Весь остальной мир пользуется технологией WAP. И хотя на первый взгляд i-Mode кажется более привлекательным, по причине лучшего интерфейса и системы оплаты за объем данных, ему не гарантировано общее признание. Слишком много сделано для WAP, несмотря на обилие критики в его адрес. Тем не менее, NTT DoCoMo ищет пути на американские и европейские рынки и в этом уже есть успехи.

Что дальше?
В течение ближайших двух лет нам предстоит наблюдать интересный процесс формирования мирового рынка услуг сотовой связи. Он не будет переставать удивлять нас новинками, новшествами и изобретениями. Похожие процессы можно наблюдать и в России, но пока в не том масштабе. Для сравнения: с у крупнейшего российского оператора связи МТС абонентская база составляет около 1 миллиона человек, несмотря на то, что она обслуживает территорию с населением 15миллионов человек. В условиях нашей страны, когда еще сегодня отечественные автомобили, рожденные в конструкторских бюро 60-х годов, спокойно сосуществуют с суперсовременными моделями, приход мобильных 3G-систем многие осторожно поприветствуют житейской мудростью "поживем-увидим". Сейчас нельзя однозначно сказать, как сложится ситуация в 2001 году, есть лишь тенденции в расширении спектра услуг и снижении их стоимости. В подготовке к освоению новых рынков один из основных вопросов - это сценарии развития мобильной связи, в том числе сценарии выхода на новые рынки и формирования лидирующих рыночных сегментов. Для разработки таких сценариев требуется не только профессиональное воображение, но и понимание взаимосвязи широкой совокупности факторов, определяющих динамику развития сетей мобильной связи. К таким факторам относятся активный приход в отрасль мобильной связи лидеров компьютерного бизнеса и бытовой электронной промышленности, возрастающее значение IP-технологий в беспроводных сетях, тенденции развития электронной коммерции и массовых web - услуг. И, по большому счету, неважно, какая страна будет источником идей, главное - чтобы это привело к всеобщей интеграции и доступности услуг сотовой связи в любой точке мира.








Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.