Худшее впереди: Для российских сотовых операторов, считают в Yankee Group

Худшее впереди: Для российских сотовых операторов, считают в Yankee Group

Юрий Грановский
Ведомости
06 июня 2003


        В ближайшем будущем россияне будут в среднем тратить на сотовую связь все меньше и меньше - к такому выводу пришла консалтинговая компания Yankee Group, опубликовавшая исследование сотового рынка России. Аналитики Yankee Group полагают, что уже в следующем году рынок достигнет низшей точки.


        Количество пользователей сотовой связи в России растет очень быстро. Эксперты Yankee Group предсказывают, что к 2007 г. суммарная абонентская база всех отечественных операторов достигнет порядка 37,6 млн человек, что составит 26% населения страны (сейчас этот показатель превысил 24 млн человек). Оборот всего рынка к тому времени вырастет до $8,6 млрд (в 2002 г. он достиг $3,3 млрд).

        Несмотря на общий рост, далеко не все тенденции на нашем рынке благоприятны для сотовых компаний. Важный финансовый показатель успешности их работы - среднемесячная выручка с одного абонента (ARPU) падает год от года. В 2001 г. среднее значение ARPU по стране составляло $30,17, а в 2002 г. оно уменьшилось до $21,13. Иными словами, расходы россиян на сотовую связь снизились на целую треть.

        Впрочем, по мнению аналитиков Yankee Group, эта негативная тенденция скоро себя исчерпает. Нижний порог в $17 будет достигнут в 2004 г. , после чего россияне начнут постепенно увеличивать свои расходы на мобильную связь. Yankee Group прогнозирует, что среднее значение ARPU российских операторов к 2007 г. достигнет $19,6.

        Другие исследователи российского рынка и его игроки далеко не во всем согласны с выводами Yankee Group. Например, директор "ВымпелКома" по связям с общественностью Михаил Умаров указывает, что уже сегодня ARPU его компании стабилизировался. Аналитик J'son Partners Оксана Панкратова, напротив, полагает, что в нынешнем году доход с одного абонента будет падать даже быстрее, чем предсказала Yankee Group. "Средний уровень ARPU в России снизится до $17 уже в этом году, - говорит она. - А перелома негативной тенденции следует ожидать не раньше 2006 г. ".

        Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский считает, что в обозримом будущем на рост ARPU рассчитывать вообще не приходится. "В этом году ARPU понизится в среднем по России до $15, а к 2007 г. мы ожидаем падения этого показателя до $10", - говорит он. По мнению Погребинского, в Yankee Group недооценивают скорость роста абонентских баз российских операторов и, соответственно, не учитывают увеличения доли так называемых массовых абонентов, тратящих на связь совсем мало. "Потенциально сотовой связью в России может быть охвачено не менее 60 млн человек. Уже в этом году количество пользователей сотовой связи превысит 31 млн", - добавляет он.

        Панкратова из J'son Partners считает, что, когда дальнейшее снижение ARPU станет угрожать финансовой стабильности операторов, они будут вынуждены активнее заниматься развитием и продвижением дополнительных услуг, которые позволят зафиксировать или даже увеличить доходность абонентов. "По мере проникновения сотовой связи растет культура пользования ею, и люди начинают более активно пользоваться дополнительными услугами. Доходы от этих услуг и станут тем фактором, который положительно повлияет на ARPU", - согласна с Панкратовой пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева. Директор по связям с общественностью "МегаФона" Андрей Климов указывает, что его компания уже реализует этот сценарий в московском регионе, где на новые неголосовые услуги (пересылка SMS-сообщений, мобильный доступ в Интернет) приходится 12% всех ее доходов.

        Правда, Антон Погребинский из ACM-Consulting считает надежды операторов на доходы от дополнительных услуг преувеличенными. "В регионах, где эти доходы будут сравнительно небольшими, они особого влияния на ARPU не окажут. В целом по стране все же будет наблюдаться снижение этого показателя", - объясняет он.

        У операторов есть и другие рецепты сглаживания негативных эффектов от уменьшения дохода с абонента. Ева Прокофьева из МТС считает, что сохранение прибыльности в условиях работы на массовом рынке возможно при сегментированном подходе к обслуживанию абонентов, когда объем сервисов зависит от получаемого дохода.

Автор: Юрий Грановский
Источник: Ведомости







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2020 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.