"Tele2 Россия" и ее перспективы

"Tele2 Россия" и ее перспективы
На следующей неделе Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) может определить сотовых операторов, которые получат право строить тестовые зоны связи четвертого поколения (4G) LTE. В числе претендентов сотовый дискаунтер Tele2. О том, чем может помочь в России опыт совместного с норвежской Telenor проекта по строительству сетей LTE в Швеции, как удалось урегулировать претензии Роскомнадзора, избежав отзыва GSM-лицензий, и об инвестициях в Россию в интервью "Ъ" рассказал президент компании "Tele2 Россия" ДМИТРИЙ СТРАШНОВ.
— ГКРЧ собирается на ближайшем заседании утвердить список пилотных зон для тестирования LTE. Среди конкурентов Tele2 — "большая тройка" и "Связьинвест". Какие факторы могут дать вам преимущество?

— Думаю, мы можем представить три значимых аргумента. Во-первых, имеющийся опыт реального строительства сети LTE. В Швеции компания запустила сеть LTE в техническую эксплуатацию и планирует начать ее коммерческое использование до конца 2010 года. Мы готовы принести этот уникальный опыт в Россию.

Во-вторых, Tele2 в России работает по бизнес-модели дискаунтера, мы делаем современные телекоммуникационные технологии массовыми, доступными для значительного числа жителей. Так было с GSM, так может быть и с LTE.

Наконец, в России мы являемся стратегическим инвестором, который в кризис не только не сократил, но и увеличил объем средств, вкладываемых в развитие своего бизнеса. Общий объем инвестиций только в 2008-2009 годах превысил $500 млн. А есть еще и операционные затраты, налоги, рабочие места.

— Технологическая экспертиза вашего совместного с Telenor проекта в Швеции по LTE будет полезна в России? Сколько потребуется инвестиций для строительства сетей 4G в России?

— Мы уверены, что наш шведский опыт может быть использован и в России. Например, при работе в 3G мы убедились в эффективности совместного использования сетей. Подход network sharing позволяет каждому из участвующих в проекте операторов сократить капитальные затраты минимум на 50%.

Что касается инвестиций в LTE в России, то, по нашим предварительным оценкам, для разворачивания сети 4G национального масштаба нам потребуется порядка 30 тыс. базовых станций и более €2,5 млрд только капвложений в течение трех-четырех лет. В долгосрочной перспективе — порядка пяти-десяти лет — основные затраты придутся на расширение территории покрытия (особенно в отдаленных регионах) и увеличение емкости сети.

При этом пока неочевидно, что выгоднее — строить собственные транспортные сети или арендовать. Учитывая, что прибыль может появиться не ранее, чем через пару лет, а то и больше, в совокупный объем инвестиций можно включить также и операционные издержки.

— У Tele2 был шанс получить частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц, которые разыгрывались в начале текущего года на конкурсе. Вы первыми из сотовых операторов подали заявку, хотя изначально считалось, что частоты можно использовать исключительно под другую технологию — 4G-мобильный Wimax. В какой момент вы поняли, что на этих частотах можно развивать и LTE?

— Сети LTE могут размещаться в достаточно широком частотном диапазоне, включая и названный вами. Одним из вариантов является диапазон 2,3-2,4 ГГц, в рамках которого сети LTE будут строить, например в Китае. На наш взгляд, если в России будет реализован принцип технологической нейтральности, будет достаточно частот для шести-восьми операторов.

— 39 из 40 лицензий на 2,3-2,4 ГГц достались компаниям, входящим в "Связьинвест". Вам не кажется, что победитель был известен заранее, учитывая, какие требования содержались в конкурсной документации?

— Разработка условий конкурса в полной мере относится к компетенции регулятора. Вряд ли мы как оператор можем давать этому оценку.

— Сети LTE в мире еще толком не существует, но уже считается, что это будущее рынка связи. Откуда такая уверенность?

— Мы вполне ее разделяем. LTE предоставляет совершенно новые возможности с точки зрения развития мобильного интернета, доступности "тяжелого" мультимедийного контента. По данным аналитиков, около 84% операторов сетей мобильной связи в мире намерены строить сети LTE в дополнение к существующим сетям 3G (HSPA/HSPA+), еще 16% будут строить сети LTE вместо своих сетей CDMA/EV-DO, а капитальные затраты на инфраструктуру LTE в 2015 году достигнут $15 млрд. На мой взгляд, эти цифры говорят сами за себя.

— Вы не считаете, что стремление развивать 4G может сыграть с операторами злую шутку? В России сети 3G еще толком не запущены, инвестиции в их развитие лишь предстоит отбить, не будет ли это "прыжком через голову"?

— Основная причина, почему до сих пор, спустя три года после выдачи лицензий, сети 3G не стали массовыми,— это недостаточная конкуренция: три оператора не могут в должной степени объяснить абонентам, зачем им 3G, предложить интересные тарифы, не могут сформировать емкий рынок для поставщиков оборудования и т. д. Нельзя повторять ту же ошибку и с LTE. Технологически же проблемы в переходе от 2G к 4G нет.

— Кстати, как быть с требованием Минкомсвязи строить сети на российском оборудовании. Как вы планируете решать эту проблему?

— Никто не стал бы возражать, если бы в России появились отечественные производители мирового уровня. Пока их нет, наиболее разумно привлекать ведущих мировых производителей для разворачивания производств на территории России — по примеру автопрома или производства бытовой электроники.

— Сейчас 3G-лицензии есть только у "большой тройки", лишь несколько компаний занимаются мобильным Wimax. Сколько, на ваш взгляд, в России должно быть операторов с лицензиями 3G или LTE? Как конкуренция скажется на ценах на связь, на темпах строительства сети?

— По нашей оценке, федеральных операторов, работающих в стандарте LTE, в России должно быть более пяти. Операторы начинают бороться за каждого клиента, за качество связи, и, как результат, снижается стоимость услуг, интенсивнее растет покрытие. Отличный пример — сети GSM. Когда мы получили лицензии в 17 новых регионах в 2007 году и начали запускать там свои сети, сразу началось снижение цен — порядка 25-40%.

— Тем не менее, пока операторы только мечтают о частотах на LTE, оператор мобильного Wimax "Скартел" ими уже владеет, недавно он объявил о намерении строить сеть в 180 городах России. Насколько реальны такие планы, учитывая, что компания толком не отстроила сеть под Wimax?

— Наш опыт показывает, что, для того чтобы в сжатые сроки построить и запустить сети современных стандартов связи, нужны значительные инвестиции, соответствующий опыт и кадровые ресурсы, которых у "Скартела", скорее всего, пока нет. Кроме того, эта услуга для России совершенно новая: компании потребуется приложить существенные усилия для разъяснения возможностей, которые дает LTE. Тем не менее усилия "Скартела" в этом направлении могут принести пользу всему рынку.

— Операторы "большой тройки" считают, что "Скартелу" все-таки потребуется разрешение ГКРЧ на использование LTE на частотах под мобильный Wimax.

— В данном случае все будет зависеть от позиции регулятора в отношении внедрения принципа технологической нейтральности. Мы полагаем, что в течение одного-двух лет этот подход может быть законодательно одобрен, что позволит операторам разворачивать сети LTE на имеющихся у них частотах.

— Может ли решить проблему дефицита частот решение развивать LTE в диапазонах 800, 900 1800 МГц? Возможно ли это технически?

— Да, вполне возможно — опять же при использовании принципа технологической нейтральности. Причем более "низкие" частоты желательно использовать для покрытия больших территорий с невысокой плотностью населения, а более "высокие" — для городов.

— Насколько, на ваш взгляд, в России применим иностранный опыт, когда частоты выдаются так называемым дополнительным игрокам?

— В такой небольшой стране, как Голландия, помимо трех основных игроков — KPN, Vodafone, T-Mobile, обладающих частотами в стандартах GSM900/1800 и UMTS, дополнительные частоты в диапазоне 2,6 ГГц получили еще три компании, в том числе Tele2. Причем новичкам государство предоставило больший ресурс, чем старожилам рынка — 40 МГц и 10-20 МГц соответственно. Похожий опыт есть, кстати, в Дании, Австрии, США и других странах.

— Ваша компания оказалась в числе операторов, которые, получив GSM-частоты, не смогли в оговоренные сроки развернуть сети, что стало предметом судебных разбирательств с Роскомнадзором. Но вам же первым удалось заключить мировое соглашение с регулятором и избежать отзыва частот. Как это удалось?

— Мы всегда с пониманием относимся к позиции Роскомнадзора и идем по пути максимально корректного урегулирования споров, если они возникают. Тем более вызывает уважение позиция регулятора, решившего в ситуации с выданными лицензиями действовать наиболее прозрачным путем — в порядке судебной дискуссии. Думаю, что основным аргументом в пользу мировых соглашений стала защита интересов абонентов — только во второй половине 2009 года абонентами Tele2 в новых регионах стали порядка 1,7 млн человек. Для многих из них предложение нашей компании стало единственной возможностью пользоваться мобильной связью.

— Были ли в какой-то момент опасения, что лицензий можно реально лишиться?

— Tele2 был одним из немногих операторов, кто в кризисный год продолжал строить свои сети. В течение второй половины 2009 года были запущены все 17 регионов, а также сеть в Республике Адыгея. Поэтому мы рассчитывали на конструктивную позицию Роскомнадзора и рады, что интересы абонентов оказались на первом месте.

— Сколько уже было инвестировано в строительство сетей, на которые вы получили лицензии? Изменились ли за кризис цены на строительство сетей?

— CAPEX в 2008 году составил порядка $220 млн, в 2009 году — более $300 млн. Значительная часть этих инвестиций пошла в новые регионы: в течение второй половины прошлого года были запущены все сети, на которые у нас были лицензии. Безусловно, кризис оказал влияние на цены. Однако здесь необходимо подчеркнуть и специфику Tele2 — если имеется возможность снизить стоимость закупки, мы всегда это делаем. Так, за счет грамотной организации процесса закупок нам удалось сократить свои расходы по этой статье приблизительно на 10%.

— Насколько модель дискаунтера себя оправдывает в России? Сколько компания заработала в 2009 году, как сказался на вас кризис?

— Сейчас у Tele2 в России около 16 млн абонентов, и именно российские активы являются ключевым драйвером развития бизнеса всей группы Tele2. В прошлом году абонентская база Tele2 выросла на 39%. Операционная выручка на конец года составила 31,6 млрд руб., увеличившись на 21%. По данным ACM, наша рыночная доля в 2009 году показала наилучшую динамику — +1,5 процентного пункта. Все это является свидетельством того, что модель дискаунтера действительно востребована в России. Люди хотят пользоваться качественной мобильной связью, при этом они по-прежнему очень чувствительны к цене. Поэтому и кризис мы рассматривали в первую очередь как возможность увеличить нашу абонентскую базу, и наши прогнозы оправдались.

— Tele2 не представлена на наиболее доходном рынке — в Москве. Будете пытаться все-таки выйти на рынок столицы?

— Мы отдаем себе отчет, что, если мы хотим быть полноценным национальным игроком, нам необходимо работать в Московском регионе, и предпринимаем определенные шаги в этом направлении, стараемся выстроить конструктивный диалог с Минкомсвязи. Скорее всего, с учетом имеющихся сложностей с выделением частотного ресурса наиболее вероятным способом это сделать будет получение лицензии на LTE и запуск этой сети.

— Несколько лет назад вы вели переговоры о покупке "Скай Линка", который как раз на рынке Москвы представлен. Что тогда не получилось?

— Мне бы не хотелось комментировать этот вопрос.

— Низкая цена на связь порой чревата ее качеством. Как часто абоненты жалуются на связь?

— Мы в полной мере извлекли уроки из ошибок, сделанных в самом начале работы Tele2 в России, и те сети, которые работают сейчас, и которые мы запускали в 2009 году, изначально имеют и хорошее покрытие (минимум 65% населения на старте), и высокое качество. Да, бывает, что возникают какие-либо проблемы, но от этого не застрахован ни один оператор. Отношение к Tele2 за последние несколько лет резко поменялось, люди в целом довольны качеством наших услуг.

— Назовите размер капвложений в Россию на этот год?

— Штаб-квартира подтвердила планы в отношении капитальных затрат на 2010-2011 годы в размере $700 млн, что составляет +35% по отношению к 2008-2009 годам, на которые пришлась активная фаза строительства новых регионов.

— Как выстраиваются ваши отношения с сотовыми ритейлерами? Не планируете развивать собственную монобрендовую сеть?

— Одним из ключевых пунктов нашего развития в 2010-2012 годах является обеспечение доступности наших услуг для максимального числа жителей России. Каждый должен иметь возможность подключиться к Tele2 там, где он чаще всего бывает: в супермаркете, на заправке, в салоне связи. С этой точки зрения нет необходимости создавать значительное число собственных монобрендов, инвестируя огромные деньги в их строительство и поддержание: в каждом регионе должно быть всего несколько — возможно, два-четыре — фирменных центров, но они должны выделяться. В них люди должны чувствовать европейский подход, дух Tele2. Сейчас мы работаем над реализацией пилотного проекта в двух регионах. Мы сотрудничаем и с "Евросетью", и с другими участниками рынка, но не хотели бы зависеть от кого-то одного.

— Летом прошлого года стало известно, что "Связьинвест" планирует создание четвертого сотового федерального оператора, Tele2 называлась как один из наиболее интересных активов. Представители госхолдинга вступали с вами в переговоры?

— Мы не комментируем подобные вопросы.

— В отрасль сотовой связи вы пришли из Philips Consumer Electronics в России. Насколько легко или трудно было адаптироваться в новой отрасли?

— Конечно, поначалу было непросто — пришлось быстро изучить все особенности новой отрасли, я активно ездил по нашим регионам, общался с коллегами, смотрел, слушал, делал выводы. Общего много: электроника, как и сотовая связь, поначалу также была скорее товаром для избранных, однако жесткая конкуренция — а на этом рынке она сильнее, чем в сотовом бизнесе, в том числе из-за большего числа игроков,— позволила заметно увеличить емкость рынка и сделала высокие технологии массовыми. Ту же задачу ставит перед собой Tele2.

Источник: КоммерсантЪ







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.