Мобильный интернет: что нас ждет в ближайшее время

Мобильный интернет: что нас ждет в ближайшее время

Основные мировые тренды области беспроводного доступа к сети интернет сейчас вполне очевидны. Во-первых, это активное внедрение фемтосот, которые реально снижают стоимость трафика для абонентов и увеличивают скорость, благодаря кабельному подключению к опорным сетям провайдеров мобильной связи. Такие «хотспоты 3G» крайне популярны в Европе и США, но в России их внедрение сдерживается из-за странной позиции регулятора, по его мнению они относятся к оборудованию операторского класса и каждая инсталляция требует отдельного разрешения.

Во-вторых, активная приоретизация трафика, причем с весьма развитыми возможностями разделения. При высокой загрузке «режутся» любители торрентов, а также все сервисы, которые нагружают тот или иной сектор передачи данных и создают угрозу стабильной работе сети – к примеру, загрузка файлов или мобильное IPTV. Кроме того, как вариант, могут принудительно уменьшаться полосы для сторонних сервисов, которые не заключили с оператором сервисный контракт – обычно, это сервисы VoIP. Если сеть не так уж и богата ресурсами, как, к примеру, Vodafone Spain или финский Elisa, то хорошая скорость и гарантированное качество полагается только высокодоходным и бизнес-клиентам, а обычные «частники» получают все по остаточному принципу.

В России, правда, это не так – ресурсы распределяются «на всех» без дискриминации.

В-третьих, некоторые зарубежные операторы связи пытаются увеличить поступления от активности своих пользователей: со сторонними сервисами стараются заключать договоренности о разделении доходов от платных услуг, т.е. от оборота видеохостинов, платных услуг социальных сетей, VoIP-решений или IM-клиентов.

Тенденции тарифостроения

Один из самых перспективных сегментов мобильного интернета, на которые операторы делают большую ставку - это социальные сети. Можно долго говорить о «пользовательском контенте», о том, что «это самый востребованный тип коммуникаций среди молодежи», но поступим проще: посмотрим на данные аналитиков из IDC. По их мнению, число абонентов компьютеров и мобильных сетей, которые заходят в соцсети разного типа хотя бы раз в день и «зависают» там минимум на полчаса, неуклонно растет. В настоящий момент это уже десятки миллионов пользователей. Соответственно, «пересадить» их на смартфтоны с хорошими экранами – задача производителей гаджетов, а предложить им удобные сервисы типа 0.facebook.com, 0.vkontakte.ru или m.livejournal.com, или, к примеру, бесплатные SMS-ки об активности «ВКонтакте» – задача операторов связи.

Правда, в данном случае действует взвешенный подход – абоненты получают только часть сервиса бесплатно.

К примеру, активность «Большой тройки» по выводу на рынок «бесплатного доступа в facebook» опирается на опыт западных операторов связи – не тарифицируется только доступ к текстовой мобильной версии ресурса, но для всего остального (видео, картинки и т.д.) – трафик оплачивается. Цены скромные (если это не роуминг, конечно) – мегабайт данных стоит уже не так уж и много, в районе 2-5 руб.. Но компаниям мобильной связи такого рода «локальные» бесплатные предложения дают возможность предлагать сервисы, действительно востребованные пользователями.

Аналогичный подход мы видим сейчас и к картографической информации. С одной стороны, «бесплатные яндекс.карты» действительно ничего не стоят – за трафик денег не берут компании «МегаФон» и МТС. С другой стороны, подобный сервис пробуждает интерес абонентов к дополнительным сервисам вообще и к картографической информации в частности. Например, при покупке навигатора для многих стало важным наличие в нем GSM-модуля, необходимого для работы с «пробочными» сервисами. Деньги за такой инфоканал абонент платит небольшие, но если помножить их на миллионы устройств – вполне хороший бизнес для операторов только на передаче трафика.

Большой вопрос, станут ли хитом сезона контент-ориентированные тарифные планы – к примеру, у «Скай Линка» их уже восемь, а операторы «Большой тройки» и Tele2 пока выжидают. Суть предложения в том, что трафик по какому-то определенному направлению в принципе не тарифицируется – к примеру, вам предлагаются «безлимитные Одноклассники» или «безлимитная Мамба.ру» (крупная служба знакомств). Для абонента удобно – «зависая» на крупном портале, он не думает о том, сколько потратит трафика. С другой стороны, оператором выбираются, конечно, проекты с небольшим количеством трафика, но работающие у пользователя в «фоновом» режиме – то есть те, куда доступ нужен всегда. Поэтому 100-150 руб. в месяц только за один сайт – может оказаться вполне выгодно и абоненту и оператору.

Еще одним трендом российских тарифных предложений в сегменте мобильного интернета можно назвать очень осторожную работу с различными безлимитными предложениями.

Здесь наши операторы достаточно быстро переняли опыт таких гигантов, как ATT и Vodafone: те уже испробовали на своих сетях все возможные варианты тарификации и поняли, что 20% суперактивных безлимитных абонентов могут так серьезно «положить» мобильную сеть в часы наибольшей загрузки, что остальным абонентам туда просто не прорваться. В России это было продемонстрировано на примере оператора «Скай Линк» пару лет назад – с тех пор никто не готов повторять такие «подвиги».

Единственное исключение, которое возможно – это безлимитка в ночное время, когда количество абонентов в сети минимально и трафик можно раздавать действительно дешево: все равно компании платят не за объем, а, в целом, за полосу пропускания.

Ставка «на железо»

Самое ходовое оборудование, которое операторы «Большой тройки» и «Скай Линк» реализуют в своих торговых сетях – это «залоченные» мобильные модемы и роутеры для доступа в интернет. Причем, в данном случае можно отметить феноменальные успехи китайских производителей. К примеру, компании Huawei, которая сумела не только договориться с «Большой тройкой» о поставке своего оборудования, но и реализовать миллионы таких устройств в сжатые сроки. Да, речь шла о весьма простых моделях, о весьма узком спектре предлагаемой техники (т.н. «ударные предложения»), а также о минимуме дополнительного функционала. Но, в принципе, это и было необходимо для завоевания нового рынка – устройство не за сотни, а всего за $20, с тарифным планом, которым можно было начать пользоваться немедленно.

Кстати, про «немедленное использование» – первой компанией, которая начала продавать «оборудование + контракт» с упрощенной регистрацией пользователей, стала компания «МегаФон». Обрезав на таких тарифных планах голосовую составляющую и отрубив возможность отправлять SMS, «МегаФон» добился того, что клиенту не надо было показывать паспорт для приобретения и начала использования коробки с тарифным комплектом.

На втором месте по востребованности – беспроводные роутеры, которые подключаются к сети по CDMA2000 или UMTS, а «раздают» интернет по Wi-Fi. Обычно это карманные устройства со встроенной батареей для автономной работы, их часто устанавливают в автомобили. В комплекте с нетбуком или планшетом – это хороший вариант для быстрого доступа в сеть как частных пользователей, так и различных спецпотребителей, от коммерческих компаний до госслужб.

Вообще, формат коробочных предложений, столь популярный у европейских операторов связи, приживается и в России. Ударными предложениями этого сезона, вполне возможно, станут навигаторы с получением оперативной дорожной ситуации, а также фотоаппараты с опцией быстрой отправки отснятого в интернет.

Причем, клиенту даже не нужно знать, какой оператор связи обеспечивает ему доступ к конкретному сервису – платить он будет производителю «железа», за подключение к услуге, а дальнейшее будет происходить для него «за кадром».

И о будущем. В самое ближайшее время российских пользователей, скорее всего, ожидает внедрение технологии передачи данных HSPA+. HSPA+ позволяет увеличить скорость передачи от абонента до 11 Мбит/c и к абоненту до 42 Мбит/c.

Следующий шаг скоростной мобильной беспроводки, так называемые сети LTE, уже на подходе – их развертывание начнется в течение ближайших двух лет. Скорость доступа в интернет в таких сетях в теории достигает 326,4 Мбит/с к абоненту и 172,8 Мбит/с от абонента. На практике же — это означает моментальную загрузку интернет-страниц, очень быструю передачу больших файлов, возможность просмотра потокового видео в формате HD, комфортные видеозвонки и многое другое. К сожалению, новые стандарты связи еще не определены. Тестовые запуски сетей LTE, которые уже осуществили компании «МегаФон» и «Ростелеком» в Сочи, а также «Скартел» в Казани, можно считать началом будущей «скоростной революции» в истории мобильного интернета.

Источник: Газета.ру







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2020 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.