Сотовый телефон в качестве кошелька

Сотовый телефон в качестве кошелька
Сотовые телефоны постепенно превращаются в мобильные кошельки. С их помощью уже можно оплатить поездку на общественном транспорте, услуги ЖКХ, штрафы. Участники рынка констатируют возрастающий интерес к этому направлению со стороны потребителей, а аналитики прогнозируют существенный рост доходов операторов от мобильной коммерции.
Сегмент платежей через мобильные телефоны является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих направлений развития мобильных услуг. Операторы предлагают типизировать мобильные платежи по нескольким признакам: платежи со счета мобильного телефона, платежи с банковской карты, привязанной к счету мобильного телефона, а также в зависимости от интерфейса для абонента — платежи по SMS, USSD, Web, платежи с помощью специального ПО. Кроме того, сейчас активно распространяется технология Near Field Communication (NFC) — это технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см. То есть помогает осуществлять платежи с помощью бесконтактного чипа, который устанавливается в SIM-карту, а к телефону присоединяется специальная антенна.

Таким образом, в настоящее время существуют «банковская» (управление банковским счетом) и «операторская» (платежи с лицевого счета) схемы мобильных платежей. Обе схемы на сегодня невозможны без банков, в том числе понятие «платеж с лицевого счета» — это условное понятие. Оператор выполняет поручение абонента по возврату неизрасходованного баланса. Банк-партнер (эмитент виртуальной карты) получает SMS-инструкцию от абонента как потратить эту сумму. Дальше банк по запросу открывает предоплаченную карту на требуемую сумму и совершает платеж.

Эксперименты на транспорте

В развитых странах существует довольно много реализаций сервисов оплаты проезда, сейчас они получают развитие и в России. По словам коммерческого директора по массовому рынку МТС-Урал Сергея Третьякова, в МТС существуют два способа оплаты проезда: через банковскую карту любого российского банка и через лицевой счет абонента МТС. В частности, активно развивается направление оплаты через лицевой счет по технологии NFC. Сейчас NFC-проект по оплате проезда в метро тестируется в Москве. После оплаты поездки по SMS информация о купленном билете загружается в память SIM-карты. Далее абоненту, чтобы совершить поездку, достаточно поднести телефон к считывающим терминалам при входе в метро.

В Екатеринбурге развивается аналогичный проект — «Мобильный билет» по оснащению общественного транспорта города системой оплаты проезда со счета мобильного телефона. Планируется обеспечить возможность оплаты проезда с мобильного телефона во всем муниципальном транспорте Екатеринбурга; к проекту могут потенциально присоединиться коммерческие перевозчики. «Потенциальная аудитория проекта: 200 тыс. абонентов МТС в Екатеринбурге», — отмечает господин Третьяков.

«Мегафон» впервые реализовал проход в метро посредством мобильного телефона в Санкт-Петербурге. «На Урале мы ведем подготовительные работы и переговоры по внедрению оплаты проезда на всех видах муниципального транспорта через мобильный телефон. Сейчас проект уже перешел в стадию реализации. Мы осуществляем интеграцию с процессинговым центром, отвечающим за расчеты с муниципальными и коммерческими перевозчиками, и планируем, что в первом полугодии этого года жители Екатеринбурга уже смогут приобретать билеты со своего мобильного», — рассказывает директор Уральского филиала ОАО «Мегафон» Людмила Протасова. Проект будет также реализован с помощью технологии NFC.

Мобильный банковский счет

В феврале 2011 года оператор Tele2 запустил пилотный проект по оплате товаров и услуг с использованием банковской карты, привязанной к мобильному счету в Санкт-Петербурге. «В нашем продукте необходимо „привязать“ банковскую карту к мобильному счету — зарегистрировать ее на сайте», — пояснили в компании.

МТС развивает единый сервис для оплаты услуг с мобильного телефона «Легкий платеж», который позволяет оплачивать услуги через мобильное приложение и банковскую карту любого российского банка абонентам всех российских сотовых операторов. Для этого достаточно установить в телефон специальное приложение или осуществлять платежи прямо с сайта МТС. Уральские абоненты могут оплачивать услуги более 200 поставщиков, в том числе операторов связи, ЖКХ (газ, электроэнергия, водоснабжение, коммунальные платежи), штрафы. В 2010 году у абонентов появилась возможность выбора источника платежа за услуги — они могут платить с банковской карты или с лицевого счета.

Сразу несколько сервисов для совершения покупок и оплаты услуг действуют у «Мегафона». Например, для пополнения баланса другого абонента оператора со своего мобильного счета предназначена услуга «Мобильный перевод», а с помощью услуги «Мобильные платежи» абоненты могут заплатить с абонентского счета за услуги связи, телевидение, штрафы, коммунальные услуги, оплачивать покупки в некоторых интернет-магазинах. Осуществлять платежи можно через web- и wap-интерфейсы.

Возможность оплачивать услуги непосредственно со счета мобильного телефона есть и у «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»). Например, с его помощью можно купить билеты в кинотеатры сети «Кронверк Синема» Магнитогорска. Деньги за билет просто спишутся со счета, а получить его можно в кассе кинотеатра. Или оплатить железнодорожный билет и получить его на вокзале Екатеринбурга. Кроме того, «Вымпелком» реализует совместный проект с Альфа-Банком, который предусматривает возможность выпуска виртуальной/пластиковой карты VISA к счету мобильного телефона для оплаты услуг и товаров. Кроме того, с ее помощью можно снимать наличные в банкоматах.

Компания «Ростелеком-Урал» (до 1 апреля «Уралсвязьинформ», бренд Utel) реализует для своих клиентов услугу «Мобильный перевод», которая предусматривает перевод средств с лицевого счета одного абонента на счет другого абонента. «Отправка „Мобильного перевода“ доступна всем абонентам мобильной и фиксированной связи Utel, а получателями переводов могут стать не только абоненты мобильной и фиксированной связи, но и пользователи интернета, Wi-Fi сети Utel и цифрового телевидения Utel.TV», — уточняют в компании.

Аудитория

Число пользователей услуг мобильной коммерции в МТС прирастает в среднем на 40% в месяц. Компания ожидает, что количество пользователей «Легкого платежа» к марту 2012 года вырастет с 1,11 млн до 3,5 млн человек. В «Мегафоне» подтверждают возрастающий интерес к мобильным платежам со стороны абонентов — в 2010 году было совершено в 4,5 раза больше транзакций, чем в предыдущем. «В этом году мы прогнозируем десятикратное увеличение количества мобильных платежей, совершенных уральскими абонентами „Мегафона“, за счет расширения списка получателей платежей, повышения привлекательности и удобства пользования услуг мобильной коммерции», — говорит Людмила Протасова.

Кто зарабатывает на мобильных платежах

При осуществлении мобильных платежей задействовано много участников — поставщик услуг, сотовый оператор, банк, поэтому процент субъекта рынка в каждом случае зависит от конкретного проекта. По оценке «Мегафона», процент вознаграждения на рынке не превышает 1-2% от объема привлеченных денежных средств. Аналитики прогнозируют, что доходы операторов «большой тройки» от мобильной коммерции в 2015 году составят около $50 млн, в 2013 году — около $40 млн.

Источник: Коммерсантъ -Екатеринрбург







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2020 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.