Почему телевизоры не круглые?

Почему телевизоры не круглые?

А. Вохменцева, И. Малыгин

Почему телевизоры не круглые?

Идет время - изменяются предметы и понятия, которые мы считали незыблемыми. На сегодняшний день это связано с одной из основных тенденций современности - индивидуализацией человеческого сознания и, как следствие, индивидуализацией окружающего пространства. Неизбежны изменения и во внешнем виде электронной аппаратуры. Почему бы не стать телевизору круглым, а компьютеру - овальным? Пора по-новому взглянуть на технический дизайн привычных нам электронных приборов, учитывая основные тенденции развития дизайнерского искусства и особенностей человеческой психики.

Воздействие окружающих человека вещей на его внутреннее состояние (эмоции, желания, чувства) - факт бесспорный. Поскольку различные электронные приборы (ЭП) занимают значительное место в нашем быте, то немаловажной является не только их функциональная пригодность, но и эстетическая ценность. Проблема внешней формы предметов повседневного обихода и, в частности, электронной аппаратуры, становится в наши дни вс╦ более актуальной, и решение вопроса о внешней форме того или иного ЭП становится результатом комплексного анализа его технических характеристик и параметров, а также самых разнообразных покупательских запросов и обуславливающих их мотиваций. В этой связи, разработчики, производители и коммерсанты вс╦ больше ориентируются на удовлетворение нужд каждого, отдельно взятого потребителя.

В этой статье мы обратимся к проблеме дизайна ЭП - перечислим основные факторы, которые должны быть приняты во внимание при формировании внешнего облика ЭП.

Первый фактор - независимая от внешних воздействий личная мотивация каждого человека, направленная на приобретение той или иной вещи. При этом следует отметить, что, кроме обычных требований потребителя, предъявляемых к ЭП: многофункциональность, над╦жность и удобство в эксплуатации, - на момент первичного выбора приоритетной становится эстетичность ЭП. Понятие же эстетической ценности очень индивидуально и зависит от уровня эмоционального и интеллектуального развития, от принадлежности человека к той или иной социальной группе, полученного образования, а также от целого ряда психических характеристик личности - и вс╦ это необходимо учитывать при разработке внешнего вида ЭП.

Второй фактор - тенденция эпохи. Стиль жизни и перспективы развития общества определяют как специфику мышления и восприятия отдельных субъектов этого общества, так и общую направленность потребителей, производителей, оформителей на создание бытовых и профессиональных условий того или иного типа. Это можно подтвердить следующим примером: в советское время общество было ориентировано на ч╦ткие прямоугольные формы окружающих предметов и их одинаковость. И поэтому естественно, что магнитола "Вега 109" имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Скругленные и сглаженные формы, уже используемые в своих продуктах фирмой SONY в то время, у нас пройти бы не смогли. Нельзя не принимать во внимание и третий фактор - изменение моды, когда каждому новому сезону законодатели вкуса присваивают те или иные цвета, и этот момент также может отразиться на покупательском сознании.

Исследователями в области психологии доказаны соответствия между рядом личностных характеристик и спецификой цвета и формовосприятия [1,2]. Так, например, выделены приоритетные цвета спектра для всех типов темперамента и исследована взаимосвязь эмоциональной характеристики личности и способа обустройства своего микропространства. Следовательно, при дизайне внешней формы ЭП следует обращать пристальное внимание на постоянно изменяющиеся под воздействием вышеперечисленных факторов покупательские запросы и возможности оперативного принятия нестандартных дизайнерских решений, на создание альтернативных проектов оформления радиоаппаратуры. Для этого представляется необходимым более подробно рассмотреть взаимодействие индивидуальных потребностей каждого покупателя и возможностей создания новых форм традиционных ЭП, обладающих нестандартной, а возможно даже и эпатирующей формой и расцветкой, используя данные ряда исследований современных психологов.

Благодаря своему оригинальному дизайну, компьютер, изображ╦нный на рис. 1, становится "невидимкой" для окружающих, полностью вписываясь в интерьер комнаты. Подобное решение может прийтись по вкусу человеку, превыше всего ставящему домашний уют и предпочитающему не иметь перед глазами предметов, напоминающих о работе и техническом прогрессе, но, в то же время, и не расположенному отказываться от благ цивилизации.

Рисунок 1. "Маскирующий" дизайн компьютера

Как отмечалось ранее, основными качествами ЭП являются многофункцио-нальность, над╦жность и удобство использования. Именно эти качества зачастую определяют специфику технологии и становятся ведущими факторами в создании геометрической формы готового изделия. В связи с прямоугольной формой, присущей большинству микросхем, а, следовательно, и печатных плат, внешние очертания готового изделия, как правило, имеют такой же вид (квадрата или прямоугольника). Одним из направлений современной микроэлектроники может стать создание микросхем нетрадиционных форм (круглых, овальных, треугольных). Известно, что при минимальной площади поверхности шар имеет максимальный объ╦м, что может быть использовано в связи с некоторыми специфическими требованиями заказчика микросхем. Новые формы электронных компонентов позволят внести разнообразие в традиционные конструкции ЭП и сделают их не просто более эстетичными, но и возможно более удобными, поскольку разнообразие геометрических форм может быть адаптировано к пространственной специфике жилых помещений. Таким образом, преобразование формы ЭП может положительно повлиять на удобство его использования и гармоничное сочетание с интерьером дома или офиса. Например, компьютер округлой формы удачно вписался бы в сферическую стенную нишу, что могло бы придать помещению не только оригинальный внешний вид, но и сэкономить больше жизненного пространства.

Кроме технологической специфики, важным фактором, определяющим развитие эстетических качеств ЭП, являются приоритеты общественного сознания. Треугольный телефон или круглый телевизор могут стать предметами, создаваемыми исключительно по индивидуальному заказу, но возможно это лишь в том случае, если общественное сознание имеет ч╦ткую ориентацию на человеческую индивидуальность, а именно такая тенденция и наблюдается с середины 80-х годов. В советское время перед дизайнерами (если они тогда существовали) не ставилась задача разнообразить внешность ЭП и не только потому, что любые товары продавались независимо от своих эстетических качеств, но и по причине ориентации общественного сознания на всеобщую унификацию. Любой ЭП имел определ╦нную эстетическую ценность, поскольку был похож на множество других и являлся частью стандартного бытового набора. Именно стандартность и похожесть окружающих человека предметов становились основной потребительской мотивацией, а тип мышления "у меня есть то же, что у соседа" - основой выбора товара.

Мониторы iMac от компании Apple (рис. 2) являют собой пример нестандартного подхода к оформлению ЭП. Такой монитор приобретается не только как функционально необходимая вещь, но и как украшение интерьера. Покупатель сможет подобрать цвет как по принципу сочетания с другими предметами обстановки, так и в соответствии со своим характером и настроением.

Рисунок 2. Дизайн мониторов iMac

В постсоветский период люди начали осознавать свою личностную самоценность и неповторимость, ощущать потребность в самовыражении. Это стало приводить к новым тенденциям в создании бытовых и рабочих интерьеров. Электронная аппаратура, как неотъемлемая часть любого интерьера, также пережила ряд трансформаций в сво╦м внешнем оформлении. На западе отход от прямоугольных форм начался значительно раньше. Магнитолы с плавными очертаниями, телевизоры в своей основе прямоугольные, но зрительно тяготеющие к скруглению (смягчению) углов, стали типичным явлением на прилавках наших магазинов. Можно предположить, что дальнейшее развитие индивидуализации сознания привед╦т к заказам у отечественных производителей ЭП нетрадиционных геометрических форм.

Принято считать, что любая геометрическая форма нес╦т в себе определ╦нное значение. Так, ч╦ткая прямоугольная конструкция обладает семантикой раздел╦нности с окружающим миром. Каждый угол, каждая прямая линия разделяет пространство на внутреннюю и внешнюю плоскости, не оставляя при этом возможности взаимодействия. В системе Фэн-Шуй, описывающей древнейшие правила обустройства человеком окружающего пространства, говорится о том, что любой угол есть место разрыва пространства, место накопления отрицательных энергий и смыслов. Древние старались избавить себя от воздействия излишних пересечений, и тем самым делали окружающее пространство более экологичным. Они понимали, что сглаженные, скругленные формы взаимодействуют с окружающей реальностью более корректно (мягко), не рассекают е╦, не создают центров накопления отрицательной семантики, а имеют тенденцию к взаимодействию и взаимопроникновению. То есть внутреннее пространство округлого предмета за сч╦т своей обтекаемой сглаженной формы "перетекает" во внешнее, сливается с ним, созда╦т единство внутреннего и внешнего, которое благоприятно влияет на человека. Эти принципы геометрического экологизма вполне применимы и в наши дни.

Мы находимся в контакте с ЭП достаточно много времени: слушаем музыкальный центр, работаем за компьютером, разговариваем по телефону. Следовательно, все они в той или иной степени влияют на нас. До сих пор точно не установлено, насколько вредно для здоровья излучение сотовых телефонов и микроволновых печей, но сам факт излучения различной интенсивности никто не отрицает. Некоторые исследователи допускают, что это излучение отрицательно сказываются на соматическом и психическом состоянии человека. Вполне можно предположить, что внешняя форма, которой обладает ЭП, может усилить или, наоборот, уменьшить это отрицательное влияние. Тщательно разработанная форма, сделанная по индивидуальному заказу и отвечающая внутреннему состоянию человека, будет являться фактором гармонизации психических процессов, стабилизацией психического состояния, а значит и фактором повышения защитных сил организма, способом нейтрализации части излучения радиоприборов.

Компьютеры будущего (рис. 3) удовлетворят желания самого взыскательного потребителя.

Рисунок 3. Возможно, будет и такое!

Цвет важен в дизайне ЭП не менее, чем форма. Во-первых, все цвета спектра (хроматические и ахроматические) обладают собственной семантикой, во-вторых, взаимодействие человека и цветовой гаммы, расположенной в поле его зрения, определяется как значением цветов, так и психологическим портретом человека. Семантика цвета означает, что каждый цвет обладает ярко выраженным смысловым значением, и может символизировать некие явления и состояния человека и окружающего его мира. Рассмотрим некоторые цветовые значения более подробно, основываясь на цветовом тесте М. Люшера [1]. Исходные данные для выделения цветовых смыслов получены исследователем в результате тщательного анализа большого количества работ по философии и психологии, из наблюдений над поведением множества испытуемых. Результаты исследований таковы: красный цвет понимается как цвет агрессии, сильных эмоций, любви или ненависти, целенаправленного движения впер╦д; оранжевый - как цвет бесцельного возбуждения, рассеянной активности; ж╦лтый - как излучающий свет и тепло, дающий человеку возможность рассеяться, рассредоточиться, он нес╦т в себе семантику изменения, разрядки, динамическую тенденцию; зел╦ный - цвет воли и самоутверждения, внутренней силы; синий - воплощение мудрости, бесконечности и постоянства; голубой - тишины и покоя; коричневый цвет выражает телесночувственное начало жизни, инстинктивную составляющую в человеке. Серый - цвет нейтралитета, не имеющий значения ни внешних, ни внутренних состояний, черта, разделяющая противоположности; белый цвет - разрешение яркости, символизирует растворение и бегство, освобождение от всякого сопротивления; ч╦рный - конечный пункт темноты, отрицание цветов, отказ от живого.

Среди личностных факторов, определяющих значения цвета в эксперименте, ряд уч╦ных выделяют такие, как возраст, социальный статус и территориальную обусловленность респондента [3]. Следует отметить, что вопрос об использовании смыслового значения цвета во всех областях цветового дизайна - новая актуальная тема, активно развивающаяся в наши дни. Семантика цвета способна усиливать личностные переживания индивида, интенсифицировать или ослаблять те или иные психические процессы.

Современные производители ЭП должны ясно осознавать истоки покупательских мотивов в приобретении своей продукции и исследовать влияние цветового дизайна радиоаппаратуры на усиление или понижение покупательского спроса. При выполнении индивидуальных заказов на ЭП цвет, наряду с формой, может стать важным фактором в создании внешнего вида, максимально отвечающего личностным потребностям индивида.

Рассмотрим более подробно некоторые аспекты взаимоотношений личности и цветового дизайна ЭП. Обратившись к этой проблеме, мы сразу сталкиваемся с обыденным вопросом. Почему телевизор ч╦рный, а компьютер белый? Можно, конечно, ответить, что это традиционно сложившееся цветовое решение данных приборов, но нам интересны истоки такого решения. С одной стороны, телевизор - более раннее изобретение, предназначенное быть предметом домашнего интерьера. Во времена начала телевизионной эры все предметы человеческого быта определяли тенденции к одинаковой и неяркой цветовой гамме. Телевизор должен был соответствовать т╦мным цветам стенных шкафов, диванов, что, возможно, и определило его цветовую судьбу.

Компьютеры-чемоданы (рис. 4) удобны в перемещении, обладают плавными линиями, смягчающими прямоугольными формами и строгим, хотя и нетрадиционным цветовым решением. Такой дизайн делает их универсальными в плане соответствия практически любому интерьеру, что прекрасно соотносится с их "подвижным характером".

Рисунок 4. Компьютеры- чемоданы

Компьютер был создан в более поздние времена и изначально должен был стать частью научной лаборатории. Его светлая цветовая гамма воспринимается как наиболее приемлемая для интерьеров такого типа. Можно предположить и другой вариант ответа на этот вопрос: телевизор является прибором, создающим для человека иную реальность, отличную от окружающей, позволяющей индивиду перемещаться по времени и пространству, создавая у себя различные эмоции, соответствующие вкусу и желанию. Просмотр новостей, фильмов, тематических передач и шоу является способом проведения досуга, а возникшее в 80-е годы слово "телемания" свидетельствует о том, что подобный способ организации свободного времени претендует на полную подмену реальной жизни. Существование в "особом" телевизионном мире является бегством от действительности, что полностью реализует семантику ч╦рного цвета. В смысловом пространстве ч╦рного телевизионного корпуса, отрицающем все цвета, развивается многоплановая, многоцветная жизнь, находящаяся по ту сторону экрана, в ином понятии реальности, находящемся за границей отрицания реальной действительности. Человек, покупающий телевизор, по сути дела приобретает "ч╦рный ящик" - сундук фокусника, который после ряда манипуляций (включение в сеть, нажатие кнопок) начн╦т реализовывать его желания. Подобная реализация желаний обладает большой эмоциональной силой, способной оказывать большое влияние на внутренний мир человека. Телевизор способен продуцировать различные положительные и отрицательные эмоции, вызывать сильные переживания и ощущения, а также приносить чувство облегчения и разрядки. А благодаря эффекту 25-го кадра, может осуществлять воздействие на подсознание, меняющее структурную характеристику личности. Вс╦ это говорит о том, что реальность, возникающая внутри "ч╦рного ящика", превозмогает собой семантику отказа и отрицания и может подчас претендовать на полное замещение реальной действительности.

Другое дело компьютер - он сразу стал инструментом, позволяющим, с одной стороны, более активно исследовать реальность, а с другой - способом организации особого виртуального пространства. Светлый цвет корпуса можно понимать и как объединение и свечение всей спектральной гаммы, освобождение, выход за рамки, и как возможность перехода в другую, виртуальную реальность. Компьютер, на наш взгляд, является и средством отрицания, ухода от реальной действительности и одновременно становится е╦ продолжением, совершенствованием и раскрытием. Так, семантики белого и ч╦рного становятся подобными и в каких-то моментах повторяют друг друга.

Оригинальная модель сотового телефона, изображ╦нная на рис. 5, пришлась бы по вкусу многим экстравагантным женщинам, но каждая, вероятно, предпочла бы свою, эксклюзивную модель, полностью соответствующую е╦ вкусам и темпераменту.

Рисунок 5. Главное - оригинальность!

Необходимо сказать и о взаимодействии человека и цвета на рабочем месте. Цветовые склонности и пристрастия, выраженные в пожеланиях к дизайну ЭП, могут стать тестовой основой для формирования наиболее спаянного коллектива, создания оптимального психологического комфорта на предприятии. Вполне возможно, что заказ на сотовый телефон с индивидуальной расцветкой даст возможность максимальной реализации своему владельцу и поможет при налаживании каких-либо межличностных контактов, так как цвет даст информацию о сво╦м обладателе.

Можно выделить ряд цветовых пристрастий, соответствующих разным типам человеческих темпераментов. Холерик отдаст предпочтение всевозможным оттенкам красного цвета, которые смогут передать его целенаправленность, возбудимость, энергичность и скорость принятия решения. Флегматик предпочт╦т зел╦ные и голубые оттенки, первые из которых будут свидетельством силы и психической устойчивости, а вторые - выражением тенденции к покою и размышлению. Возможно, что оттенки ж╦лтого станут способом самовыражения сангвиника, а серая и ч╦рная гамма станет выбором меланхолика. Но в случае взаимодействия личности и цветовой характеристики не вс╦ так просто. Вероятно, скоро прид╦т время, когда кардиолог будет советовать пациенту, деятельность которого является достаточно интенсивной, заказать мобильный телефон зел╦ного цвета в терапевтических целях для достижения более устойчивого состояния центральной нервной системы и снижения артериального давления. Возможно также, что руководители предприятий, условия труда которых связаны с повышенной вредностью, заинтересуются терапевтическим воздействием цветовой гаммы и используют цветовое решение различных инструментов для улучшения условий труда и охраны здоровья своих сотрудников.

Идея создания ЭП, ориентированных на индивидуального покупателя, может иметь свои "pro et contra". Безусловным плюсом подобного подхода является его направленность на каждого отдельного человека, а не на потребительскую массу в целом, возможность творческого взгляда на создание самых обычных, ставших привычными в быту ЭП, а также осознанная необходимость дифференцированного подхода к каждому покупателю. В этом случае радиоаппаратура становится в какой-то мере произведением дизайнерского искусства, точкой созидательного взаимодействия. Человек, сделавший заказ на индивидуальный ЭП определ╦нной формы и цвета, и человек, выполнивший этот заказ, заняты одним делом - они создают комфортные условия личностного существования, представляют собой творческий союз, что немаловажно в условиях современности, учитывая тотальную раздел╦нность современного общества, высокий уровень его агрессивности и негативизма.

Отметим ряд аспектов, которые являются необходимыми для создания базы производства ЭП с индивидуальным дизайном и касаются специфики самой потребительской аудитории. Во-первых, необходимо учитывать возрастные рамки потенциальных покупателей, естественно, что более пожилая часть потребительской массы будет более консервативна. Во-вторых, немаловажную роль сыграет момент финансового благосостояния - человек, ориентированный поменять ЭП через три√четыре месяца, будет более свободнее в сво╦м выборе, чем тот, кто совершает покупку, рассчитанную на длительный период эксплуатации.

Безусловным минусом описанного подхода является невозможность массового производства ЭП, отмеченных неординарным дизайнерским решением, кроме того, каждая эксклюзивная вещь может стать предметом подражания и таким образом потерять свою первоначальную ценность. И уж конечно далеко не каждый покупатель сможет обратиться к услугам личного дизайнера, поэтому кроме индивидуального подхода при создании неповторимых штучных ЭП нужны дополнительные меры, позволяющие превращать серийную электронную аппаратуру в предмет, обладающий абсолютной эстетической ценностью. Таким образом, новизна дизайнерских решений ЭП может стать сейчас особенно актуальной и не зависящей от индивидуального или массового принципов производства радиоаппаратуры.

Литература

Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1996. Выгодский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное Слово, 1998. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Минск: Харвест, 1999.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2018 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.