Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE 91 для 90-

В далекие 30-е годы американская публика в кинотеатрах впервые познакомилась с широкополосным звуковоспроизведением. Впоследствии приемники и проигрыватели на 78 об/м стали общедоступными, и первоначальное изумление от «говорящих ящиков» сошло на нет. Вероятно, радиоприемники тех лет звучали вполне сносно, но именно кинотеатр стал приютом первых настоящих аудиосистем.
Тогда звукотехника была на переднем крае инженерии, и ведущие компании вкладывали значительные средства в исследование и развитие этой молодой и доход¬ной отрасли. В результате кинотеатр стал ареной жесткой конкуренции среди ведущих представителей электронной промышленности, ведь оснащение Голливуда и десятков тысяч кинотеатров в стране и за ее пределами сулило большие прибыли.
Фундаментальные исследова¬ния, произведенные американски¬ми корпорациями, подарили нам большинство базовых знаний о зву¬ке и его восприятии. Результаты, достигнутые хорошо оплачи¬ваемыми учеными, использова¬лись не только в технике кино, но и при усовершенствовании систем связи и всей информационной ин¬дустрии вообще.
Двумя основными силами на рынке звукового кино в 30-е годы стали фирмы RCA (система Photo-phone) и Western Electric (система Mirrophonic). Обе корпорации разработали полные системы записи и воспроизведения звука — от микрофонов в студии до громкоговорителей на сцене. Логотипы этих фирм часто можно увидеть в титрах фильмов того периода...
В наше время поклонники старого аудио во всем мире высоко ценят оборудование кинотеатров «золотого века кино» и в «частности» Western Electric Mirrophonic. Полный комплект усилителей и громкоговорителей WE стоит при¬мерно столько же, сколько и новый автомобиль - если, конечно, вы найдете этот комплект. Высокая цена аппаратуры Mirrophonic частично объясняется тем, что система считается редкой, коллекционной. Она, без сомнения, оказала огромное влияние на техническое развитие и общественный статус аудиотехники. Эта система пользуется популярностью как за способность обеспечивать ошеломляющее звучание, так и за свою репутацию музейной редкости.
Типовые системы для кинотеатров того периода оснащались весьма маломощными, по современным представлениям, усилителями и исключительно чувствительными акустическими системами. Зачастую в этих АС использовались электродинамические головки , так как магнитная катушка была способна создать более сильное магнитное поле в зазоре, чем постоянные магниты тех лет.
Для приличной громкости в помещении крупного кинотеатра хватало десятка ватт выходной мощности усилителя.
В системе WE Mirrophonic применялись два типа усилителей: модель 86 и модель 91. Модель 86 - двухтактный полностью триодный усилитель; в нем использовались три лампы WE262 для усиления напряжения. Межкаскадный трансформатор связывал драйвер с выходным двухтактным каскадом на паре триодов 300В. Выходная мощность - 15 Вт.
Модель 91 - однотактный, с вдвое меньшей выходной мощностью. На выходе - один триод 300В; в каскадах усиления напряжения использовались пентоды WE310A (2 шт.). Обе модели усилителей обеспечивали значительное (>95 дБ)усиление,требуемое для работы со слабыми сигналами от фотоэлемента кинопроектора. Эти усилители являлись специализированными аппаратами, предназначенными для использования в системе звукового кино Mirrophonic, и обладали исключительными производственными показателями.
91-й может рассматриваться как экономичная модель усилителя системы Mirrophonic. В нем применено минимальное количество моточных изделий (нет переходного трансформатора и дросселей), что существенно снижает себестоимость. Кстати, WE не продавал это оборудование, а сдавал в аренду кинотеатрам, как Ma Bell обычно сдавал в аренду телефон. К 1992 г. цены на модели 86 и 91 существенно сблизились. Поиск недорогого аудио следовало организовывать, когда WE сходил с арены озвучивания кино. Говорят, что демонтированная система продавалась владельцу кинотеатра всего за 1$ только для того, чтобы закрыть договор аренды.
Заявленные технические данные на 91-й по сегодняшним меркам не особо впечатляют. В паспорте на модель диапазон частот составляет 50Гц-8000Гц при выходной мощности 8 Вт и нелинейных искажениях в несколько процентов. Весьма скромные параметры, которые несложно превзойти в усилителях на микросхеме LM383 за пару долларов. Но, как это часто бывает, параметры не скажут вам всей правды. При работе с соответствующими АС звучание 91-го просто дух захватывает. Плавный, детальный, естественный, гармонически правильный звук, богатый, но не вялый - величественное и привлекательное представление. Ну, а микросхема выдаст вам звучание, приемлемое лишь для автомобильного приемника АМ/ЧМ...
На самом деле далеко не все оборудование WE являлось столь желанным для аудиофилов. Некоторые аппараты проектировались под уровень для озвучивания залов «бинго» - и звучали соответственно. Другие же модели усилителей и громкоговорителей «общего назначения» пользовались повсеместным успехом - от радиостанций и студий до школьных радиовещательных систем. Одно время я в своей домашней системе использовал усилители 124-й мо¬дели (12 Вт, двухтактный на лампах 6L6) из обувного магазина в Мичигане и громкоговорители 755А из Кембриджа. Все это было достаточно сложно объяснить моим клиентам, приходившим в магазин Excalibur Audio, где продавались кабели за 1000$. Забавно, но на мой взгляд, домашняя система звучала лучше, чем большинство аппаратов в магазине.
Об аппаратуре WE я впервые услышал от знакомых аудиофилов, увлеченных звуком с начала 50-х. В тот период WE был вынужден уйти из сферы торговли звуковой техникой из-за антимонопольных судебных решений. И выброшенные на рынок нереализованные громкоговорители с постоянными магнитами по сходной цене раскупили различные типы с «золотыми ушами». Эти громкоговорители можно встретить на Harvey Radio с начала 50-х. Электродинамические громкоговорители WECO высоко ценились в кругах первых разработчиков Hi-Fi. Компрессионные драйверы WE были применены в первых Klichhorn в 1948/49 гг. Электродинамические громкоговорители WE у себя дома применял Avery Fisher, а он, бесспорно, мог позволить себе самое лучшее...
WE достойно занимает почетное место в среде аудиофилов. И одна из наиболее интригующих и хорошо звучащих разработок WE — это, несомненно, модель 91. Если вас привлекают однотактные три-одные усилители - как историческая реликвия либо как современная концепция хорошего звука, - приглядитесь к 91-му, ведь он определяет этот стиль.

УСИЛИТЕЛЬ НА 300В Очарование однотактных триодных усилителей покоряет сердца аудиофилов во многих странах. Эти усилители, конечно, не представляют собой основного направления в мире аудио, но их многочисленные модели можно найти и в Японии, и в Европе как в виде наборов DIY , так и вышедших из употребления аппаратов. Рекламу усилителей на 300В можно найти в любом японском или европейском аудиожурнале.
Уже многие годы триод 300В окружен неким ореолом загадоч¬ности. Он создан в 1935 г. в лабораториях Bell La Record в варианте ЗООА. Вариант ЗООВ отличается от А только тем, что направляющий штырек на боку цоколя развернут на несколько градусов. ЗООА/В разрабатывались для замены больших модуляторных триодов в изделиях звуковой техники, позволяя получать боль¬шую выходную мощность при меньших напряжениях анода и накала.
Прямой замены этому триоду с катодом прямого накала нет. По характеристикам, за исключением напряжения накала, он сходен с ранними RCA50, но существенно лучше последних по механической прочности и надежности - настоящая «рабочая машина».
Первоначально лампы ЗООВ предназначались для звуковой аппаратуры, но зачастую их можно встретить в регулируемых источниках питания (какое расточительство!). В усилителях WE эти лампы применяются только в моделях 86, 91, 92 и части 46-х. Единственным коммерческим усилителем на ЗООВ, по моим данным, была модель Brook 10C, накальный трансформатор которой кроме 5В (для ламп ЗООВ), имел отводы на 2,5В (для ламп 2АЗ).
С тех пор, как повсеместно запасы WECO91 были исчерпаны и их стало сложно достать, схемы усилителей на ЗООВ превратились в любимый объект для самодельщиков. Трансформаторы для выходного каскада на ЗООВ сегодня производятся Сагу Audio, Partridge, Tango, Tamura и другими компаниями. Этими изделиями заполнилась небольшая экономическая ниша производства ламповой техники.
Кажется, что после шести десятков лет с момента появления на свет усилители на ЗООВ возвращаются в родные края, и различные варианты их производятся Сагу Audio, a Mike La Fevre на Magne Quest/Peerle воспроизводит старые разработки и проектирует новые варианты применения этой легендарной лампы. Идея построения усилителя с выходной мощностью в пределах десятка ватт неожиданно стала захватывающим делом для некоторых решительных аудиофилов.
Возможно, что эта тенденция есть дальнейшее распространение идеи «возрождения триода» в нынешнем американском high end, наблюдаемой на примерах VTL, ARC и других фирм, производящих триодные усилители. Выпуск № 79 Aolute Sound отметил усилители Ongaku на 211-х триодах стоимостью 67000$. Кто следующий?
С начала 50-х годов и до недавнего времени ассортимент триодных усилителей был представлен в основном лишь моделями Brook 10С, Fisher 50A и Craftsmen 500. Даже в прежние времена выходные каскады на триодах считались диковинкой. Лишь усилители Brook использовали настоящие трехэлектродные лампы 2АЗ или 300В, а такие модели как Bell 2145, Sun Radio CR-1O и Goodall ATB-3, раз¬работанные под триоды 6В4 G (октальный вариант 2АЗ с накалом 6,3 V) использовали и триоды, и лучевые тетроды 6L6.
Большинство же «триодных» усилителей как раньше, так и сейчас, для того, чтобы получить несколько дополнительных ватт выходной мощности, использовали КТ66, EL37 или подобные лучевые тетроды в триодном включении. Зачастую в пентодных усилителях есть функция создания «триодной» схемы выходного каскада путем присоединения экранной сетки к аноду через резистор в 100 Ом.
Увы, но триодные усилители, несмотря на все свои технические и звуковые достоинства, не обеспечивают высокого соотношения мощность/стоимость, а ведь легче всего продавать именно мощность. По сравнению с триодом, пентод при одинаковых затратах отдает двойную мощность. В тридцатые годы триоды были вытеснены с рынка пентодами, как впоследствии, в шестидесятые, лампы - транзисторами. Однотактные усилители пали первыми жертвами войн технологий и мощностей.
Лучшие технические характеристики (или большая мощность) за те же деньги стали смертным приговором старой технологии, а субъективные оценки, существенные лишь для «чудаков», не могли повлиять на общую картину.
Современное high-end аудио в некоторой степени раздвигает строгие экономические рамки, но все равно и эта отрасль должна действовать в контексте увеличения предложения и прибыли, который весьма чувствителен к изме¬нениям на потребительском рынке. Например, в 60-е годы вы могли купить лампы 6550 едва ли не в ближайшей аптеке, а выходной трансформатор в нескольких мага¬зинах города. А кто станет утверждать, что лампы и другие детали сегодня лучше, чем в те годы, когда в ламповую технологию вкладывали миллионы? В уходящей ламповой технологии был достигнут уровень искусства, и качество аппаратов может поставить рамки возможного в современной ламповой технике.
Сборка усилителей на 300В нигде в мире не бывает дешевой, хотя детали для них общедоступны у поставщиков электронных элементов. Сегодня цены на триоды 300В до 200$ за штуку, а комплект посредственных трансформаторов современного производства обойдется еще в пару сотен долларов. Изготовление стереокомплекта усилителей высшего качества обойдется вам в сумму немногим более 1000$. Правда, это не мно¬гие тысячи, за которые только и можно купить «родной» WE91. Хорошо еще, что в усилителе всего лишь по одной дорогой лампе на канал.
Забудьте про ценник, умеренный по современным понятиям high-end, если только вы не исходите при покупке из соотношения количества ватт на выходе к доллару. Цену за 300В сложно уместить в пределы среднего достатка, а выходная мощность вполне достаточна для одной лампы. Зато вы сможете стать обладателем лучшего 8-ваттного усилителя в городе по цене скромного набора аппаратуры hi-fi.
По нескольким причинам усилитель на 300В является прекрасной конструкцией для начинающих: во-первых, это простая схема с небольшим количеством элементов; во-вторых, нет необходимости в подборе ламп и деталей, настройке и балансировке. Стоит только измерить напряжения в контрольных точках - и все готово. Я знаю нескольких любителей, прежде никогда ничего не делавших, но с успехом собравших описываемый усилитель. Увлечение 300В - великая сила, которая превращает слепых последователей «Списка рекомендуемых компонентов» в бесстрашных экспериментаторов.
На мой взгляд, главное заключается в том, что если вы хотите услышать усилитель на 300В, то вы просто обязаны собрать его своими руками - и именно поэтому я также собирал его сам. Фактор увлеченности отсутствует при сборке двухтактного пентодного варианта. Я убежден, что в течение трех недель напряженного труда по сборке Stereo 70* проявится значи¬тельно меньше энтузиазма.
* Dynaco Stereo 70 - один из ти¬повых двухтактных пентодных усилителей с глубокой ООС.



R1 - 50К 25 Вт проволочный R2 - 270К 2 Вт R3 - 20К 2 Вт R4 - 0,88К 50 Вт проволочн. R5 - 220К 2 Вт R6 - 1,2К 2 Вт R7 - ЗОК 5 Вт проволочный R8 - 75К 5 Вт проволочный R9 - 91К 2 Вт R10 - 390К 2 Вт R11 - 27К 10 Вт проволочн. Все 2 Вт резисторы Композитные (угольные), 5% или по вашему усмотрению. С1 - С2 - 15 мкФ х 1000 В, мас-лонаполненныйСЗ - 50 мкФ х 100 в, эл-лит С4 - С5 - 16 мкФ маслонаполненный или пленочный (>75 В) С6 - 8 мкФ х 200 В, маслонаполненный или пленочный С7 - 0,1 мкФ х 600 В С8 - 15 мкФ х 1000 В толь¬ко маслонаполненный Т1 - 375-0-375 В / 125 мА 5 В / 2 А Т2 - 10 В / 500 мА ТЗ - 5 В / 1,2 А L1 - 10 Гн / 125 мА






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.