Самый умный искусственный интелект


Про него говорят, что он написал больше музыки, чем любой из композиторов мира.Что он изобрёл зубную щётку Oral-B CrossAction и устройства, которые ищут в Сетисообщения от террористов. Что он открыл субстанции твёрже алмазов, выдумал 1,5миллиона новых английских слов и обучил роботов-тараканов. А сам он утверждает:всё это сделала машина.

 Зовут этого человека Стивен Талер (Stephen Thaler), онвозглавляет американскую компанию Imagination EnginesInc. (IEI). Талер говорит, что реальный изобретатель — этокомпьютерная программа, названная "Творческой машиной" (Creativity Machine). Или креативной, если угодно (помните "робота-учёного"? — фото).

Однако на сайте IEI можнопрочесть, что Талер является "самым плодовитым в мире изобретателем передовыхсистем искусственного интеллекта", а сама компания оказывает диапазон услуг,связанных с нейронными сетями, таким клиентам, как Gillette, Boeing, Raytheon,General Electric и многим другим.

Машину Талера его фанаты называют"Томасом Эдисоном в коробке". Так считает, например, Расти Миллер (RustyMiller), правительственный подрядчик компании General Dynamics:

"Свой первый патент он получил на устройство дляавтономной генерации полезной информации. Её официальное название —"Творческая машина". Второй патент был получен на самообучающийся объектнейронной сети (Self-Training Artificial Neural NetworkObjects — STANNO). Вдумайтесь: патент номер два был изобретёнпатентом номер один!"


Доктор Стивен Талерполучил около двух десятков патентов (фотоimagination-engines.com).

В общем, люди, настроенные к Талерудружественно, говорят, что его технология — лучшее моделирование того, чтопроисходит в человеческом мозге, первая действительно думающая машина. Другиеполагают, что это — зловещий предвестник появления "терминаторов",обладающих самосознанием машин, которые могут завоевать мир.

"Интеллектуальная" машина Талера родилась в ходе изучения околосмертельного опыта "умирающих" компьютерных программ.

Было это в 1980-х. Днём Стивен работал физиком в корпорации McDonnellDouglas, где мощным лазером обрабатывал алмазы и занимался компьютерныммоделированием нейронных сетей. Ночью же он мог проводить собственныеэксперименты.

В те времена тема околосмертельного опыта (отделения "души"от тела в результате клинической смерти) была очень популярна. Имея под рукойнейронные сети, Талер подумал: "А что получится, если убить одну из них?" Такимобразом, с помощью модели он решил выяснить, что случается с мозгом, когдаумирает его хозяин. Но для этого нейронная сеть должна была быть точной копиейбиологической системы.

Так появился искусственный эквивалент мёртвыхнейронов, программа, которую Талер назвал Grim Reaper ("Смерть"; "Старуха скосой", но мужского рода). В 1989 году Талер собрал тексты любимыхрождественских песенок, заложил их в нейронную сеть, которая "помнила" этулирику. Затем он запустил в сеть "Смерть". Программа начала своё чёрное дело, исеть начала галлюцинировать.

То, что можно было бы назвать повреждениемпамяти, Талер признал новыми идеями. В агонии программа выдумывала новые песни,складывая куплеты из разрушенных "воспоминаний".

Экспериментатора поразило, насколько шумным и творческим оказался процесс смерти, и он решилдействовать помягче — не разрушать сеть, а только слегка потревожить её.

Он создал другую нейронную сеть и обучил её распознавать структуруалмазов и некоторых других супертвёрдых материалов. Потом Талер построил вторуюсеть, чтобы она контролировала действия первой.


Вот так шум заставляет нейронную сеть мыслитьтворчески (иллюстрацияimagination-engines.com).

Закончив с этим, исследователь стал"щекотать" некоторые из связей сети. "Щекотка", похожая на прилив адреналина илиэлектрический импульс, направленный в мозг, произвела шум. Но не в звуковомсмысле, а в виде случайной деятельности. В сети стали происходить изменения.

Результатом были новые идеи. Компьютер начал выдумывать ультратвёрдыематериалы. Некоторые из них были уже известны людям, но сети не "знали" об ихсуществовании.

Другие материалы были полностью новыми — ни люди, никомпьютеры прежде о них не слыхали. Вот, что значит "Творческая машина".

Талер чётко осознал — и другие учёные с ним согласны — чтоискусственный интеллект не должен быть "замороженным" в жёсткости логикитрадиционных технологий, которые только сдерживают творческий потенциал. Мозгчеловека — довольно "шумное место", его синтетический эквивалент такженуждается в некотором количестве шума.

Впрочем, ряд экспертов считает,что шум нужен мозгу не для случайной — читай, творческой —деятельности, а чтобы функционировать должным образом. Шум обеспечиваетизменчивость, которая позволяет приспосабливаться к новым ситуациям.

В ответ на это Талер обнаружил специальный вид шума — математическийэквивалент мимолётных сигналов, которые воздействуют на нейроны. И "Креативнаямашина" получила своих собственных критиков — внутри себя.

Ониотбирают лучшие идеи, произведённые шумными сетями, и вознаграждают их захорошую работу. Обратная связь помогает сети рождать идеи ещё лучше.

По словам создателя, "Творческие машины" могут решить почти любую проблему в любойобласти. Так, во время работы над проектом зубной щётки, машина использовала двенейронных сети. В результате мозгового штурма между ними родилась идея пересечьщетинки для оптимальной очистки — Oral-B CrossAction.


Самообучающаяся нейронная сеть STANNO можетидентифицировать настроение по выражению лица (иллюстрацияimagination-engines.com).

В другой раз машина получила данные о личномхит-параде Талера — 10 хитов за последние три десятилетия. Поработав сэтими песнями, машина написала 11 тысяч новых. Некоторые, на взгляд Талера,хороши. Другие же — "музыкальный эквивалент живописи собак, играющих впокер".

Проблема? Просто люди-наставники с хорошим вкусом должны обучитьвнутрисетевого критика сортировке песен, чтобы машина наказывала себя за плохиемелодии и награждала за гармоничные.

Ну, а чтобы получить больше миллионановых английских слов, Талер загрузил в сеть список существующих слов вместе справилами правописания и произношения. В итоге машина произвела новые слова, неимеющие, по понятным причинам, смысла.

В частности, она придумаланазвание для одной из компаний Талера — Synaptrix. Создатель считает, что идругие компании могли бы использовать неологизмы для названий своей продукции.

Хотя потенциал имеется экстраординарный, к повсеместному применению иширокому коммерческому использованию технологии всё же не готовы. Ещё и потому,что сами люди не хотят их получить. В них им видится угроза потерять, например,работу.

Разумеется, вспоминают и самое страшное: разумные машины могутрешить, что не нуждаются в людях вообще, и покончить с ними. Сам Талер в это неверит, потому как убеждён — у людей и машин разные интересы: то, чтонеобходимо человеку — пища, земля, супруг и тому подобное — машине непонадобится никогда. С этим можно поспорить.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.