Интернациональная психогеография: от сидения к ходьбе с помпой



Причудливый паблик-арт шагает по планете. Не семимильными шагами, слава богу (фото JooYoun Paek).

Что происходило в Нью-Йорке 11 сентября? Нет, не в 2001-м, в этом году? Очередной международный фестиваль современной психогеографии, вот что. Психогеографы – пёстрая публика: художники, музыканты, писатели и просто авантюристы. Они в течение четырёх дней изучают городскую среду и одновременно исследуют поведение горожан, ставя на них разные эксперименты и тем самым обретая новое понимание природы и законов города. Приведём пару примеров.

Фестиваль, который в нынешнем сентябре проводился уже в пятый раз, именуется Conflux, что можно перевести как "Пересечение" или "Слияние". На этот раз слились и пересеклись больше сотни психогеографов (Psychogeography). Они открывали выставки, смотрели кино, слушали музыку, устраивали друг для друга семинары, попутно превращая улицы Нью-Йорка в лабораторию, а публику – в подопытных кроликов. Теперь наше внимание привлекли два проекта, которые, пожалуй, достаточно объёмно представляют дух мероприятия и его участников.

Первым номером пусть будут ребята из Флориды, Пола Можика (Paola Mojica) и Дэниел Клэпп (Daniel Clapp). Тема их проекта – сидение и сиденье (Sit Projects). Инсталляция дуэта очень проста, что нисколько не умаляет достоинства работы. Всё как раз наоборот. Пола и Дэниел пошарили по барахолкам и свалкам, раздобыли энное количество старых стульев и кресел, привели те в порядок (подлатали да подкрасили пульверизаторами, чтобы вид был вызывающим и необычным) и взялись за дело.

Заручившись разрешением властей Нью-Йорка, которые и сами поддерживают фестиваль, Клэпп и Можика демонтировали скамейки на нескольких остановках общественного транспорта вблизи штаб-квартиры Conflux. Затем они установили вместо лавок свои самые разнообразные кресла и стулья, любых размеров и цветов. И стали наблюдать за народом. Чего они рассчитывали добиться?


Видимо, автобус только что ушёл (фото Paola Mojica, Daniel Clapp).

"Устанавливая наши нетипичные сиденья, мы призываем людей остановиться, присесть, задуматься о своих целях, возможно, пообщаться с сидящими рядом, обсудить с ними, в каком любопытном положении они вместе оказались", – отвечают инициаторы Sit Projects на своей шумной страничке на MySpace.

Хочется дополнить это скупое объяснение. Те из вас, кто хоть раз переезжал с квартиры на квартиру, наверняка присаживался на перетаскиваемый предмет мебели прямо на улице. Нёс кресло, устал, плюхнулся в него отдохнуть. В комфортное домашнее кресло – и во дворе. Интересное ощущение само по себе.


Самое время определиться, какое сиденье выбрали бы вы (фото Paola Mojica, Daniel Clapp).

А в Sit Projects получается даже занятнее. Мало того что сиденья чужие и общие, так ещё рядом с тобой незнакомые люди располагаются. Причём ты можешь торчать на низеньком деревянном стульчике, а рядом – человек на розовом троне. Или на высоченном стуле, прибывшем прямиком от барной стойки. Есть над чем задуматься, о справедливости и равноправии, к примеру. Или о том, как в глазах прохожих выглядят все эти сидящие на чём попало люди. Психогеография в чистом виде.


В ход шли не только стулья и кресла, но и скамеечки (фото Paola Mojica, Daniel Clapp).

Движемся дальше. Её зовут JooYoun Paek. Рискнём транскрибировать это как Чооён Пэк. Ведь родилась она в Сеуле, а работает в Нью-Йорке. Вряд ли американцы обращаются к ней как к Чооёоун или Джоюн, хотя всё возможно. Прежде чем показать её проект для последнего Conflux, оценим кое-какие работы из портфолио Пэк. Там чудеса, там леший бродит. Взять, например, творения из серии Spoetry, демонстрирующей слияние/пересечение спорта (Sports) и поэзии (Poetry). Настоящий Conflux, художница любит создавать удивительные пары.


Своё творчество Пэк определяет как "создание интерактивных объектов и инсталляций, отражающих поведение человека, технологии и социальные преобразования" (фото JooYoun Paek).

На фестивале Пэк представила полиэтиленовое платье, из которого аккурат под пятой точкой надувается подобие кресла (Self-Sustainable Chair). Работает это так: к подошвам обуви приделаны насосы-помпы, когда человек идёт, сзади него "вырастает горб", в определённый момент способный выдержать вес тела. Тут-то носитель Self-Sustainable Chair и присаживается на "пузырь" отдохнуть.


Между прочим, мы повидали много чего надувного: приятеля, бетон, парламент, автомобиль,самолёт, крыс и так далее (фото JooYoun Paek).

Под весом пользователя "кресло" сдувается (кстати, довольно быстро), и платье принимает первоначальный, ненакачанный вид. Таким образом, человек волей-неволей "переключается" между ходьбой и сидением, поддерживается некий баланс между упражнением и отдыхом.


Жаль, неизвестно, что в этом проекте послужило источником вдохновения (фото JooYoun Paek).

Что же касается цели этого проекта, то, по словам Пэк, это "превращение скучной ходьбы в интерактивную забаву", только и всего. Глядя на неуклюже идущую в насосах Чооён, не скажешь, что ей сильно весело.

На Conflux Пэк дала мастер-класс: сделать надувное платье своими руками мог любой желающий. Не у многих получилось – усидчивости сидельцам потенциальным не хватило, рвался полиэтилен, надувались щёки. Ещё бы, не каждому дано быть психогеографом. Нужно проделать определённый путь. Присядем на дорожку?






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.