О некоторых ошибках в публикациях по истории отечественного ТВ вещания

За 70 лет отечественное регулярное ТВ вещание прошло огромный путь от малострочного механического до многострочного электронного телевидения. Наши ученые и специалисты в области техники ТВ были и являются авторами многих научных исследований, изобретений и разработок, значительная часть которых по праву может быть отнесена к выдающимся.

История отечественной техники телевидения отражена в большем числе публикаций. К сожалению, в ряде из них допущены неточности и ошибки, хотя многие авторы этих публикаций — известные специалисты, немало сделавшие для развития ТВ. Как отмечалось в [1], допущенные ошибки, вследствие известности авторов статей, “тиражируются” в последующих публикациях других авторов.

В данной статье делается попытка скорректировать ряд фактов и дополнить историю отечественного ТВ событиями, не получившими отражение в целом ряде опубликованных статей и книг. Авторы этой статьи излагают свой материал в хронологической последовательности.

Механическое ТВ вещание. В начальный период регулярного опытного ТВ вещания из Москвы передача телевизионного изображения далеко не всегда шла со звуковым сопровождением. Назвать число ТВ передач из студии без звукового сопровождения не представляется возможным, так как архивы тех лет не сохранились. Однако, на то, что это имело место даже спустя несколько месяцев после начала регулярного опытного вещания, указывает короткое сообщение в газете “Вечерняя Москва” от 11 января 1932 г.: “С 1 января передача изображений по радио производится 2 раза в пятидневку (по третьим и пятым числам) с 12 до 0.30 ночи через станцию МОСПС и с 0.30 до 1.00 — через Опытный передатчик НКПиТ”. Как видим, здесь ничего не говорится о звуковом сопровождении ТВ передач и как его принимать. В ряде же более поздних публикаций ошибочно указывается, что звуковое сопровождение передавалось с самого начала механического ТВ вещания [2, 3].

Чем же можно объяснить сказанное, если конструкторы для улучшения качества звука специально не разместили телепередатчик (ТВ камеру) в студии, чтобы не было наводок на микрофоны от шума электродвигателя диска Нипкова. Представляется, объяснением этому могут быть специфические условия работы исполнителей в студии, которая была затемнена для получения более высокого качества изображения. Затемнение студии создавало непривычные условия для работы дикторов и актеров, которые на радио выступали при нормальном освещении, при необходимости использовали заранее заготовленные тексты. Конечно, затемнение студии не мешало передаче музыкальных программ.

После ввода в эксплуатацию телепередатчика прямого видения (до этого использовался ТВ передатчик бегущего луча) некомфортные условия для исполнителей исчезли, так как нормальная работа с таким передатчиком потребовала увеличить освещенность в студии до 3…4 тыс. лк. Следовательно, начало регулярных студийных передач со звуком непосредственно связано с датой ввода в эксплуатацию телепередатчика новой системы. К сожалению, по этому поводу во многих публикациях имеются противоречивые данные. Так, в книгах известных летописцев истории радио и ТВ вещания В. А. Бурлянда [2] и М. С. Глейзера [4] этой датой называют 16 ноября 1934 г., а в справочно-информационном сборнике Гостелерадио [5] — 15 ноября 1934 г. В статье главного идеолога разработки первой отечественной передающей системы механического ТВ В. И. Архангельского [6] сообщается, что в ноябре проводились пробные передачи из студии одновременно изображения и звука, а регулярные — с 16 декабря 1934 г. [7]. Кстати, в упомянутой выше работе М. С. Глейзера 16 декабря 1939 г. отмечается как дата пятой годовщины “первой телепрограммы”, хотя в той же публикации указывается о “начале регулярных работ” с 16 ноября 1934 г. Авторы настоящей статьи считают датой начала регулярных студийных передач изображения со звуком 16 декабря 1934 г.

Электронное малокадровое ТВ. В монографии известных специалистов в области космического ТВ П. Ф. Брацлавца, И. А. Росселевича, Л. И. Хромова [8] сообщается, что идея передачи высококачественного изображения методом малокадрового ТВ была впервые предложена в 1934 г. С. И. Катаевым. Применение этого способа имело сенсационный успех в 1959 г. — при передаче на Землю фотоснимков обратной стороны Луны. В редакционной статье “Памяти С. И. Катаева” [9] это предложение С. И. Катаева также отнесено к 1934 г. Спустя четыре года в статье С. В. Новаковского [10] подтверждается год события — 1934 г. Фактическая сторона дела выглядит иначе: впервые С. И. Катаев предложил такой метод в январе 1936 г. на 1-й Всесоюзной конференции по технике радиовещания, а публикация о нем появилась в 1937 г. [11].

Московский телевизионный центр (МТЦ) на стандарт изображения 343 строки, как известно, был построен на Шаболовке, д. 53 рядом со знаменитой башней Шухова высотой 150 м, на вершине которой смонтировали передающую антенну УКВ передатчиков изображения и звука [12]. Основное ТВ оборудование для МТЦ закупили у фирмы RCA (США). Телецентр располагал одной студией площадью 300 м2 с одной ТВ камерой. Для передачи кинофильмов использовались две телекинокамеры. Первая пробная передача из студии состоялась 9 марта 1938г. В эксплуатацию МТЦ приняли 31 декабря 1938 г. Регулярное вещание (четыре раза в неделю) началось 10 марта 1939 г. Первыми руководителями МТЦ были Л. С. Блинов (начальник) и А. Д. Фортушенко (главный инженер). В публикациях [13, 14] ошибочно указано, что первыми были начальник Ф. И. Большаков и главный инженер С. В. Новаковский.

В 1944 г. советские специалисты разработали проект ТВ стандарта с разложением изображения на 625 строк — на 100 строк больше самого высокого в те годы американского стандарта (525 строк). Одним из ведущих разработчиков стандарта был Ю. И. Казначеев — автор обоснования выбора стандарта для СССР [15].

В октябре 1945 г. правительство СССР приняло постановление о реконструкции МТЦ на стандарт 625 строк. По временной схеме эту реконструкцию осуществили сотрудники Специального конструкторского бюро (начальник бюро А. А. Федоров), которое находилось в подмосковном поселке Фрязино, совместно с немецкими специалистами. В разработке активное участие принял начальник аппаратно-студийного блока МТЦ  М.И. Кривошеев. Первая передача в эфир состоялась 3 сентября 1948 г., а с 4 ноября 1948 г. начались регулярные опытные передачи из временной аппаратной. В ходе реконструкции МТЦ не прекращал вещание. Однако в книге С. В. Новаковского, В. Б. Ренарда “Показывает Москва” [16] допущена досадная оплошность (авторов или редакции издательства), что последняя передача МТЦ в стандарте 343 строки состоялась 17 сентября 1948 г. При этом получается, что полтора месяца (до 4 ноября) в Москве не велось телевизионное вещание (!?). Такая ошибка, по видимому, произошла потому, что после слова “последняя” пропущено слово “студийная”. Действительно, на последнем этапе работ, связанных с переходом на стандарт 625 строк, велась реконструкция студии, но по телевидению показывались кинофильмы. Эта досадная оплошность в последующие годы была протиражирована Г. В. Брауде [17], М. С. Глейзером [18] и Л. Е. Чирковым [19].

На начальном периоде вещания МТЦ в новом стандарте использовалась временная ТВ аппаратура. Всесоюзным научно-исследовательский институтом телевидения (ВНИИТ) разрабатывался промышленный образец оборудования для МТЦ. Звуковое оборудование создал Институт радиоприема и акустики (ИРПА). Комплекс этой аппаратуры был принят в эксплуатацию 16 июня 1949 г. После реконструкции МТЦ располагал пятью студийными камерами и четырьмя телекинокамерами.

Создание первого в мире телецентра со стандартом разложения изображения на 625 строк стало выдающимся достижением советской науки и техники. Группа ведущих специалистов ВНИИТ (руководитель работ В. Л. Крейцер) и ряда других организаций была удостоена Государственной премии СССР первой степени (1950 г.). Поэтому вызывает удивление информация в книге “Очерки по истории российского телевидения” [20], где в главе “От первых опытов — к регулярному телевещанию. 1905-1957” (А. Юровский) на с. 39-40 сообщается: “Московский телецентр… в октябре 1948 г. остановлен на реконструкцию. Для него было закуплено лучшее по тому времени оборудование у американской фирмы Ар-си-эй, однако из-за введенного правительством США эмбарго оно поступило не полностью. Тем не менее Московский телецентр после реконструкции возобновил 16 июня 1949 г. вещание по новому стандарту развертки 625 строк”. Практически такая же дезинформация появилась в статье зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ  В.Г. Кузнецова [21].

Разработчики первого внестудийного суперортикона. История создания суперортиконов неразрывно связана с именем Г. В. Брауде, который изобрел главный узел этого прибора — двустороннюю полупроводниковую мишень (1938 г.). Первая отечественная внестудийная трубка типа суперортикон ЛИ-17 разработана в 1952 г. главным конструктором Е. М. Пономаревой под научным руководством начальника лаборатории вакуумного отдела ВНИИТ  Б. В. Круссера. В статье С. В. Новаковского [22] сообщается, что создателями передающих трубок для ПТС МТЦ были Б. В. Круссер и Н. М. Дубинина, хотя известный специалист Н. М. Дубинина разработкой такой трубки не занималась — она была одним из ведущих специалистов в области студийных трубок типа супериконоскоп.

Первые междугородные передачи ТВ. История междугородных ТВ передач берет начало с подачи ТВ программ из Москвы в Калинин (ныне Тверь) по магистральному коаксиальному кабелю. Аппаратуру разработал и ввел в эксплуатацию Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС) в конце 1953 г. [23]. Однако в ряде публикаций были допущены ошибки: в статье С. И. Катаева, С. В. Новаковского [24] это событие отнесено к 1951 г.; в книгах В. А. Бурлянда [25 ] и В. А. Урвалова [3] — к 1952 г.

Самолетная ретрансляция ТВ программ. С целью расширения территории охвата ТВ программами в начале 50-х годов использовались в основном кабельные и радиорелейные линии связи. До появления ИСЗ с ретрансляционным ТВ оборудованием перспективным казался самолетный способ подачи программ, хотя он обладал существенными недостатками (низкой экономичностью системы, невысокой стабильностью приема сигналов). Однако исторически в технике ТВ вещания он сыграл свое значение, в частности, успешно применялся в 1957 г. для трансляции программ VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов из Москвы в Смоленск, Минск, Киев и Ленинград.

Идея применения самолетной ретрансляции была предложена П. В. Шмаковым в начале 1937 г. в Ленинграде на расширенном совещании специалистов ВНИИТ [26]. Однако в статье В. А. Ходака [27] со ссылкой на обзор В. А. Быховского [28] указывается, что приоритет самолетной ретрансляции принадлежит американцам; при этом в том же обзоре сообщается об использовании самолетной ретрансляции в США в 1961-1967 гг., т. е. на четыре года позже, чем в нашей стране.

О главном разработчике системы цветного ТВ — НИИР. Решению принять систему SECAM для отечественного вещания предшествовали длительные дискуссии специалистов и многочисленные сравнительные испытания систем PAL и SECAM. На завершающем этапе испытывалась также советская система разработки Научно-исследовательского института Радио (НИИР). В ней удачно сочетались преимущества систем PAL и SECAM. Система НИИР получила высокую оценку ведущих специалистов. В главе В. Г. Маковеева [29] приводится личная точка зрения автора: “Убежден, причем не только по патриотическим соображениям, эта система была потенциально лучше двух других”. Однако, по целому ряду причин (макетное исполнение советской системы при готовности французской к серийному изготовлению, а также политические соображения) был сделан выбор в пользу системы SECAM. В связи с этим представляется, что в публикациях по истории выбора для СССР системы цветного ТВ [29, 30], наряду с указанными фамилиями главных идеологов упомянутых зарубежных систем следовало бы назвать ведущего разработчика системы НИИР к.т.н. В. Е.Теслера.

Заключение. Авторы статьи полагают, что большинство перечисленных неточностей и ошибок стало возможным потому, что, во-первых, информация о событиях многолетней давности приводится во многих случаях по памяти авторов, без привлечения документов тех лет. Во-вторых, недостаточной требовательностью редакций к рукописям хорошо известных специалистов, чьи материалы подчас публикуются без рецензирования.

Литература

  • Лейтес Л. С. К историческим событиям и фактам отечественного ТВ-вещания. // Техника кино и телевидения. — 2000. — № 2. — с. 91-93.
  • Бурлянд В. А., Володарская  В. Е., Яроцкий  А. В. Советская радиотехника и электросвязь в датах. — М.: Связь. — 1975. — 189 с.
  • Урвалов В. А. Очерки истории телевидения. — М.: Наука. — 1990. — 211 с.
  • Глейзер М. С. Радио и телевидение в СССР. 1917-1986 (Даты и факты). — М.: Искусство. — 1989. — 42 с.
  • Телевидение и радиовещание СССР. — М.: Искусство. — 1979. — 295 с.
  • Архангельский В. И. Телевидение. — М.: Госэнергоиздат. — 1936. — 240 с.
  • Архангельский В. И. Передатчик прямого видения. // Радиофронт. — 1935. — № 5. — с. 43-44.
  • Брацлавец П. Ф., Росселевич  И. А., Хромов  Л. И. Космическое телевидение (Некоторые вопросы теории и практики построения систем космического телевидения). — М. : Связь. — 1967. — 135 с.
  • Памяти С. И. Катаева // Техника кино и телевидения. — 1991. № 9. — с. 48.
  • Новаковский С. В. 95 лет со дня рождения профессора С. И. Катаева. // Техника кино и телевидения. — 1991. — № 9 — с. 96.
  • Катаев С. И. Возможность передачи телевизионной картины с помощью узкой полосы частот. // Радиотехника. 1937. № 2. — с. 71-80.
  • Корчмар А. И. Московский телевизионный центр. // Техника связи. -1938. — № 9-10. — с. 6-10.
  • Юрин А. В., Миндлин  И. Г. Первый начальник Московского телецентра на Шаболовке. // История телевидения (Телевидение вчера, сегодня, завтра). — 2000. — № 3. — с. 67-70.
  • Храмова Е. А. День рождения телевидения. // История телевидения (Телевидение вчера, сегодня, завтра). — 2000. — № 3. — с. 95-96.
  • Казначеев Ю. И. Обоснование проекта телевизионного стандарта СССР (рукопись). — М.: 1944. — 64 с.
  • Новаковский С. В., Ренард  В. Б. Показывает Москва. — М.: Связьиздат. — 1954. — 96 с.
  • Брауде В. Г. К 25-летию электронного телевизионного вещания в СССР. // Техника кино и телевидения. — 2000. — № 9. — с. 63-68.
  • Глейзер М. С. Радио и телевидение в СССР. 1917-1963 (Даты и факты). — М.: Госкомитет СМ СССР по радиовещанию и телевидению. — 1965. — 230 с.
  • Чирков Л. Е. Мировой системе телевизионного разложения 50 лет. // 625. — 1998. — № 7. — с. 96-102.
  • Юровский А. Я. От первых опытов — к регулярному телевещанию. 1905-1957 (гл. 1 из книги “Очерки по истории российского телевидения”). Телевидение и радиовещание. — М.: Воскресенье. — 1999. — с. 17-66.
  • Кузнецов В. Г. Борис Розинг и Владимир Зворыкин — русские изобретатели телевидения. // Broadcasting. — 2000. — № 3. — с. 35-37.
  • Новаковский С. В. 50 лет отечественному стандарту на телевизионное вещание на 625 строк и его эволюция. // Техника кино и телевидения. — 1994. — № 4. — с. 50-57
  • Давыдов Г. Б. О первой междугородной передаче телевидения. // Электросвязь. — 1991. — № 10. — 22 с.
  • Катаев С. И., Новаковский  С. В. Техника отечественного телевизионного вещания к 60-летию советского государства. // Радиотехника. — 1977. — № 11. — с. 31-43.
  • Бурлянд В. А. Отечественная радиотехника в датах (краткая хронология). — М.: Центральное бюро научно-технической информации по радиоэлектронике. — 1957. — 125 с..
  • Кириллов П., Литвак  И. Самолетная ретрансляция. // Радио. — 1957. — № П. — с. 38-39.
  • Ходак В. А. Телевидение и гражданская авиация (исторический экскурс). // История телевидения (Телевидение вчера, сегодня, завтра). — 2000. — № 3. — с. 19-41.
  • Быховский В. А. Телевизионное вещание с летательных аппаратов. Обзор по материалам зарубежной печати // Зарубежная радиоэлектроника. — 1975. — № 9. — с. 61-70.
  • Маковеев В. Г. От черно-белого телевидения к киберпространству (гл. V из книги “Очерки по истории российского телевидения”.) — М.: Воскресенье. — 1999. — с. 319-355.
  • Чирков Л. Е. Юбилей главного телецентра страны и регулярного цветного вещания. // 625. — 1997. — № 8. — с. 70-78.
  • Статья опубликована в журнале “Электросвязь” № 2, 2002 г., стр. 48.
    Перепечатывается с разрешения редакции.






    Рекомендуемый контент




    Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.