Вертятся телефонные диски

70 лет назад корпорация Oki Electric предложила потребителям новый тип телефонного аппарата

В марте 1935 года японское правительство издало специальное распоряжение, согласно которому сфера телефонных и телеграфных коммуникаций должна была считаться приоритетной. Поводом для подобного решения послужили сразу два важных события в социально-политической жизни страны. Во-первых, Токио взял курс на тотальную милитаризацию экономики, учитывая состояние международных отношений. Во-вторых, двумя годами ранее была основана Телефонно-телеграфная компания Манчжурии, призванная обеспечить надежные коммуникации между метрополией и континентальным форпостом Японии. Кроме того, как индивидуальные, так и корпоративные потребители внутри страны демонстрировали растущий интерес к различным приложениям в сфере дальней связи.

Разумеется, корпорация Oki Electric, только что отпраздновавшая свой полувековой юбилей, была активно вовлечена в процесс модернизации отрасли. Следует отметить, что в середине 1930-х годов на отраслевом рынке конкурировало несколько крупных фирм, стремившихся получить выгодные государственные контракты. Скажем, небезызвестная корпорация "Фуджи Электрик" уже располагала прочными деловыми связями со знаменитым европейским концерном Siemens, особенно в секторе АТС. (Как известно, первая АТС японского изготовления была запущена в серийное производство только в 1930 году, когда компания "Вестерн Электрик" предложила перспективную модификацию данного устройства, основанную на эксплуатации так называемых линейных искателей.) Чрезвычайно прочными в этом секторе были и позиции корпорации "Ниппон Электрик".

Разработка "Вестерн Электрик" почиталась специалистами наиболее экономичной и универсальной, однако руководство корпорации наотрез отказалось уступить патенты конкурирующим фирмам. Соответственно, в Oki были вынуждены бросить все силы на создание оригинальной версии автоматического коммутатора. К счастью, уже в 1936 году менеджерам Oki удалось заключить масштабный государственный контракт, предусматривавший не только поставки широкого ассортимента телефонной аппаратуры и сопутствующих принадлежностей, но и, что особенно важно, таких высокотехнологичных для довоенного периода изделий, как электрические часы.

Благодаря этому в Oki смогли перераспределить средства с целью максимально увеличить инвестиции в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Современники вспоминали, что результаты не заставили себя ждать. После того как в конструкторском бюро Oki появилась принципиально новая разработка – АТС линейного типа емкостью до 600 абонентских номеров, инженеры провинциальных телефонных компаний специально приезжали в Токио, чтобы только посмотреть на работу чудо-устройства. Уместно напомнить, что в 1934 году специалисты Oki участвовали в тендере на разработку крупной городской АТС для столицы Таиланда. В конечном счете конкурсное состязание было выиграно европейцами – инженерами фирмы "Эрикссон", однако предложение Oki практически не уступало по качественным показателям проекту победителей и, по неофициальной оценке, даже превосходило модель АТС, предложенную "Сименсом", чьи представители тоже участвовали в тендере.

Конечно, чтобы удержать лидирующие позиции на японском рынке телефонных коммуникаций, Oki требовалось также регулярно участвовать в модернизации не только АТС, но и конечного оборудования. До Второй мировой войны повышенным спросом пользовался телефонный аппарат для автоматической связи от "Сименс". Реализацией японской версии этой новинки занимались в "Фуджи Электрик". Чтобы предложить соперникам конкурентоспособную модель, инженеры Oki решили доработать опытный образец аппарата – модификацию i-661 (изначально ее предполагалось использовать в местных АТС первого поколения). Официально работы по внедрению новой модели телефонного аппарата, получившего название Туре-3, завершились в 1934 году; тогда же Министерство связи Японии сертифицировало устройство в качестве базового аппарата для всех правительственных учреждений и структур. После запуска в серию было реализовано свыше 600 тысяч единиц Туре-3. Модель считалась чрезвычайно простой в обслуживании и отличалась современным дизайном.

На волне коммерческого успеха руководство Oki приняло решение диверсифицировать все структуры корпорации, относящиеся к сфере НИОКР. С 1935 года внутри корпорации началось жесткое разделение функций конструкторского бюро и технического отдела, причем специалисты последнего несли полную ответственность и за разработку дизайна новых изделий, и за планирование новых стандартов связи.

Достижения Oki на ниве производства устройств, предназначенных для потребительского сектора, были по достоинству оценены такими мощными заказчиками, как военное и военно-морское ведомства. В первую очередь необходимо упомянуть получение корпорацией масштабного заказа на поставку ВМФ мощных коротко- и средневолновых приемников, а также их последующее техническое сопровождение. Успех Туре-3 не был случаен, о чем свидетельствует и последующее соглашение с отраслевым монополистом – компанией "Токио Электрик", предусматривающее совместное изготовление дефицитных вакуумных радиоламп. В 1936 году производственные мощности корпорации были заняты выпуском двух 500-ваттных передатчиков для Японской вещательной корпорации. В следующем году Oki начинает работы по изготовлению ряда электроакустических устройств для ВМФ, в частности гидрофонов для подводных лодок. (Японские военные получили тогда доступ к разработкам германских кригсмарин и были крайне заинтересованы в модернизации собственного технологического арсенала.)

Вышеописанная деятельность показывает, что руководство Oki весьма предусмотрительно распределяло силы для деятельности практически во всех секторах сферы коммуникаций. В самом деле, если на рубеже 1920-х и 1930-х годов сектор телефонии и сопутствующих устройств явно доминировал на рынке, выпуская в отдельные годы до 70% отраслевой продукции, то ближе к концу десятилетия структура рынка заметно усложнилась. И Oki вынуждена была рисковать, организуя производства в сопредельных секторах, например, налаживая выпуск кабельной продукции.

Небезынтересно, что довоенная японская промышленность во многом зависела от традиционных правил ведения бизнеса. Так, существовал неписаный закон: одна отрасль – одна компания. Другими словами, корпорация, претендующая на доминирование в отрасли, должна перманентно инициировать создание дочерних фирм. Иногда подобные управленческие решения приводили к чрезмерному размыванию производственных мощностей. В случае с Oki пришлось пожертвовать рядом возможностей для развития головного предприятия и основать несколько подконтрольных структур, ориентированных на обслуживание телефонно-телеграфной инфраструктуры Манчжурии.

В годы Второй мировой войны Oki, как и другие отраслевые компании, была вынуждена подчинить интересы своего бизнеса потребностям обороны. В технологическом отношении это означало выпуск локаторов и полевых радиостанций, в деловом – постоянное соблюдение положений "Акта о производстве военного снаряжения" (Munitions Company Act). Последним из них декларировалось, что исполнители военных заказов могут самостоятельно определять основные параметры производства.

К концу войны в структуре Oki Electric существовало 28 производственных подразделений, в том числе две мощные площадки непосредственно в Токио, включая крупнейшую – Шибара. Всего в корпорации работало 27 тыс. человек.

Реструктуризация Oki, начавшаяся тотчас после капитуляции Японии, была обусловлена не только требованиями Контрольного комитета союзников, но и объективными потребностями рынка. (В некоторых городах в результате военных действий было уничтожено или пришло в негодность от 80 до 90% всей коммуникационной инфраструктуры). Поэтому новое руководство корпорации приняло революционное решение: не только в кратчайшие сроки восстановить довоенный потенциал производства, но и преобразовать ряд подразделений. Так, в числе мероприятий Oki, позже признанных классическими примерами отраслевого менеджмента, специалисты уверенно называют разделение производства на два отраслевых направления: собственно АТС и радиооборудования – в перспективе предприятия второго направления должны были выполнять заказы, не связанные с нуждами индивидуальных потребителей. Кроме того, из-за низкой рентабельности прекратился выпуск радиоламп, производства беспроводного оборудования и радиовещательной техники были интегрированы в профильные секторы корпорации. Неотложной представлялась и полная реорганизация собственного керамического производства Oki – это должно было снизить зависимость корпорации от поставщиков.

В течение нескольких послевоенных лет Oki не только успешно выполняла заказы вновь созданной Всеяпонской телеграфной и телефонной общественной корпорации, но и подготавливала модернизацию собственной продукции. В 1949 году появился символ японского технического возрождения – телефонный аппарат марки Туре-4. Дизайн и рабочие параметры этого чрезвычайно популярного устройства были спроектированы столь дальновидно, что оставались неизменными на протяжении нескольких десятилетий. Право на производство аппаратов массового назначения Oki выиграла благодаря победе в государственном конкурсе, в котором участвовали как старые, так и новые конкуренты корпорации – например, "Фуджи" и "Хитачи". Уже в следующем году заводы Oki оказались в состоянии производить абсолютно все комплектующие для сборки новинки. Вплоть до 1963 года, когда линейка телефонных аппаратов подверглась обновлению, на заводе Шибара было выпущено свыше 2,3 млн телефонов Туре-4. Следует учесть, что серийное производство этих аппаратов стартовало в условиях жесткой экономии материалов, однако практически по всем параметрам модели Oki неизменно превосходили аналогичную продукцию и японских, и зарубежных конкурентов.

В начале 1950-х инженеры Oki в числе первых сумели реализовать идею производства оборудования для автоматической передачи телеграмм. Это позволило подготовить базу для выпуска совершенно нового устройства – так называемого телетайпера (приемо-передающего телеграфного аппарата, пригодного для работы с обычной бумагой). В это же время специалисты Oki разрешили и другую, прежде считавшуюся невыполнимой техническую задачу, а именно адаптировали свою новинку для китайского иероглифического письма. Таким образом, был подведен итог многолетней плодотворной деятельности, в результате которой появилось два типа настольного телефонного аппарата, работающего в среде дальней автоматической связи.

Статья опубликована в газете It News, №5, 2005 г., стр. 20.
Перепечатывается с разрешения редакции.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.