Двухслойные обмотки

Выпускаемые промышленностью машины общего применения с двухслойными обмотками имеют обычно шаг y = (0,8...0,856)τ, т. е. подавляются пятая — седьмая и кратные им гармонические.

Рис. 4.21. Схема концентрической обмотки (а) при 2p = 4, q = 2, z = 24 и расположение ее лобовых частей (б): 1 — сердечник статора; 2 — нажимная шайба; 3, 4 — катушки

 

На рис. 4.22, а показано расположение проводников в пазах статора четырехполосной машины с двухслойной обмоткой при тех же параметрах обмотки (2р = 4; q = 2; z = 24), что и в машине с однослойной обмоткой (см. рис. 4.19). Шаг обмотки по пазам принят равным y = 0,8τ.

В каждом пазу проводники располагают в два слоя, причем проводники верхнего и нижнего слоев, принадлежащие одной фазе, сдвинуты относительно друг друга на один паз. Проводники соединяют между собой в катушки так, чтобы индуцированные в них ЭДС складывались. В соответствии с направлением ЭДС (рис. 4.22, а) фаза АХ в этом случае имеет восемь катушек, образованных проводниками, которые находятся в пазах 1 — 6, 2 — 7, 7 — 12,8 — 13, 13 — 18, 14 — 19, 19 — 24, 20 — 1. Одна сторона этих катушек состоит из проводников, расположенных в верхнем слое пазов 1, 2, 7 и 8 и т. д., а вторая — из проводников, расположенных в нижнем слое пазов 6, 7, 12, 13 и т. д.

В схеме двухслойной обмотки (рис. 4.22, б) все проводники, лежащие в каждом слое паза (каждая сторона катушки), изображены в виде линии. Проводники верхних слоев показаны сплошными линиями; нижних слоев — штриховыми линиями. Направление ЭДС в проводниках показано стрелками в соответствии с направлением, указанным на рис. 4.22, а. Лобовые части обмоток располагают, как показано на рис. 4.22, в. Общее число катушек при двухслойной обмотке вдвое больше, чем при однослойной, что несколько усложняет конструкцию и стоимость обмотки. Однако такая обмотка дает некоторую экономию обмоточного провода. Кроме того, все катушки совершенно одинаковы (см. рис. 4.7, б), что позволяет механизировать их изготовление.

В схемах, приведенных на рис. 4.20, а; 4.21, а; 4.22, б, все катушки одной фазы соединены последовательно. Такое соединение характерно для машин сравнительно небольшой мощности. В машинах большой мощности для уменьшения сечения отдельных проводников катушки соединяют так, чтобы образовались параллельные ветви, содержащие равное количество катушек. В этом отношении двухслойные обмотки имеют преимущество перед однослойными, так как из-за большого числа катушек облегчается распределение их по параллельным ветвям.

 

Рис. 4.22. Схема расположения катушек двухслойной обмотки на статоре трёхфазной машины (а) и их соединение между собой(б); устройство лобовых частей (в); 1 – сердечник статора; 2 – нажимная шайба, 3 – катушки

 

 






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.