Телефон вместо денег



Потенциал сотовых телефонов гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И cамое интересное - области их применения непредсказуемы. Еще в 2001 г. мало кто верил, что с помощью мобильников можно будет совершать покупки, а уже в начале 2002 г. у британского оператора Vodafone появилась новая платежная система, позволяющая 12,8 млн абонентов использовать трубку наравне с бумажником.

Схема, которая "оживила" данное направление, очень проста и элегантна: все покупки оплачиваются с сотового счета пользователя. Есть две ее разновидности: абонент оплачивает покупки с одного счета или у оператора открываются два счета (один для оплаты товаров, другой - для услуг мобильной связи). Преимущества очевидны. Во-первых, обеспечен четкий контроль расхода финансовых средств: можно заказать распечатку по всем параметрам платежей за определенный временной промежуток. Во-вторых, легко пополнить баланс. К услугам пользователя и карты предоплаты, и пункты пополнения счета в магазинах города, где действует сотовый оператор, и перевод по безналичной форме расчетов или с банковских карт. В-третьих, это достаточно безопасно. Для фирм, решивших продавать товары клиентам конкретного оператора, предусмотрена процедура регистрации и открытия специального счета, на который будут переводиться деньги. Во избежание проблем с поставками товара при регистрации выясняются все координаты организации. В-четвертых, для конечного пользователя все элементарно: чтобы заказать товар, надо лишь позвонить по определенному номеру, подтвердить свое желание сделать ту или иную покупку и рассказать или написать, по какому адресу ее следует доставить, а списание денег производится автоматически. В-пятых, услуга "мобильный кошелек" оживляет рынок микроплатежей размером до $5. Это самые массовые и вместе с тем самые болезненные платежи для любой организации. Ведь на проверку оспоренного платежа в $1-3 фирме придется потратить $35-40. А в случае с "мобильными кошельками" все решается несложным переводом денег с сотового счета на счет фирмы. Происходит все в зоне финансовой ответственности оператора связи и под управлением единого отдела финансового контроля. Только по истечению месяца и при отсутствии претензий деньги переводятся поставщику. В-шестых, приведенная система расчетов очень быстрая. Ко всему прочему она помогает развивать рынок электронных товаров, которые могут быть доставлены немедленно прямо на сотовый телефон, скажем, через SMS - мелодии, логотипы, полезная информация. В-седьмых, провайдеры контента с энтузиазмом относятся к микроплатежам из-за их простоты и возможности охватить новую группу потребителей - тинэйджеров. Они - одни из самых активных пользователей Сети, но до сих пор им не были доступны никакие средства оплаты онлайновых покупок. Так что системы электронных расчетов через "мобильный кошелек" - шаг к созданию условий для участия детей и подростков в совершении онлайновых покупок.

Яркий пример успешного применения данной технологии продемонстрировали в США. Американский провайдер мобильных телекоммуникационных услуг Wirca объединился с компанией Pepsi для организации продаж прохладительных напитков через торговые автоматы при помощи сотовых трубок. Каждый торговый автомат имеет собственный телефонный номер, на который с вашего счета при покупке, допустим баночки Pepsi, будет списана ее стоимость. Wirca также активно разрабатывает приложения для Palm, поддерживающие беспроводные транзакции. "Электронный кошелек" позволяет пользователям привлекать средства либо со своего банковского счета, либо с виртуального счета Wirca. Проведение транзакции занимает в среднем 8-10 секунд. Руководство Wirca считает, что в Соединенных Штатах, несмотря на невысокую скорость внедрения "электронных кошельков", потребители уже готовы использовать новую технологию: сегодня в США зарегистрировано около 140 млн мобильных телефонов и 19 млн устройств типа Palm.

Интересные решения есть и в России. В конце 2001 г. компании Центр финансовых технологий, система "Город", платежная система "Золотая Корона", Gemplus и "Cибирские сотовые системы-900" подписали соглашение об интеграции технологий для построения системы выполнения платежных транзакций с использованием сотового телефона. Планируется создать глобальную систему платежей через сети GSM. Она позволит абонентам оплачивать широкий спектр услуг (коммунальные, ISP, сотовой связи) непосредственно с мобильника.

В Испании формируется система Mobipay Espana, с помощью которой абоненты смогут осуществлять платежи с любого GSM-аппарата. Причем нет необходимости вносить какие-либо технические изменения в трубку или модифировать SIM-карту. Система Mobipay Espana - результат интеграции платежных систем компаний BBVA/Telefonica и BSCH/Airtel. Чтобы создать универсальную телефонную платформу для совершения мобильных транзакций, Mobipay Espana будет совмещена с конкурирующей Visa Movil компании Visa Espana.

В Японии мобильная коммерция охватывает продажу товаров по каталогам и через традиционные магазины и позволяет расплачиваться при помощи кредитных карточек по голосовым каналам связи. Некоторые банки, такие как Japan Net Bank и eBANK, собираются предложить услуги по мобильной оплате для тинэйджеров. Ведь они являются основным маркетинговым сегментом, однако еще слишком молоды, чтобы получить кредитную карту. А японская фирма V-Sync представила абсолютно новую систему электронных расчетов. По мнению многих специалистов, она может завоевать доверие потребителей и прижиться по крайней мере на японском рынке. Работает она так. Специальное устройство CoCyph размером со спичечный коробок крепится к батарее мобильного телефона, имеющего выход в Интернет. Для оплаты покупки владельцу такой трубки надо лишь поднести CoCyph к приобретенному товару и ждать, пока "электронный кошелек" проделает остальное сам. Затраты на внедрение системы минимальны. Все, что необходимо кассиру для получения оплаты за покупку, - это простенькое устройство с калькулятор. Стоит оно порядка $200, в то время как машинка для считывания информации с пластиковых карт обходится в 10 раз дороже. CoCyph, по словам специалистов V-Sync, обеспечивает полную защиту средств пользователя. В отличие от оплаты пластиковыми картами обладателю CoCyph не надо разглашать персональную информацию о своем электронном счете. Напротив, он пользуется данными, предоставленными продавцом. Если же CoCyph утерян, то можно мгновенно заблокировать счет. CoCyph удобнее и изящнее, чем звенящая в кармане мелочь или многочисленные кредитки.

Крупнейшие австралийские операторы сотовой связи готовятся к проведению тестов системы микроплатежей, которая будет первым пилотным проектом по интеграции мобильных платежей в парковочные автоматы с функциями оплаты и штрафа. Данная технология создавалась австралийской компанией Soprano совместно с европейскими фирмами SkiData и Hectronic, а также гонконгской Wilson Equipment Services. Программа уже была установлена в более чем 400 парковочных автоматов в пригороде Сиднея. Работает система следующим образом: сигнал о том, что оплаченное время стоянки подходит к концу, посылается на сотовый телефон абонента. Он может пополнить баланс счета через мобильник либо наличными, если находится недалеко от автомата. Полицейские, следящие за соблюдением правил и времени парковки, сумеют с помощью сотовых трубок постоянно контролировать ситуацию и предпринимать соответствующие меры. Таким образом, австралийские провайдеры мобильной связи, высказавшие свою заинтересованность в проекте, могут скоро стать сборщиками платы за парковку для муниципалитета.

Компаниям, которые намерены развивать свою деятельность на рынке мобильной коммерции, стоит всерьез задуматься о торговле по предоплате, поскольку в 2005 г. практически половина всех абонентов в мире будет пользоваться этим способом оплаты телефонных разговоров, что дает возможность удобно проводить микроплатежи. Во многих европейских странах уровень проникновения предоплаты за сотовую связь достигает 80% и практически 100% среди новых клиентов.

Вместе с тем не следует забывать об обеспечении защиты данных. Системы расчетов через мобильный телефон должны быть надежнее обычных вкладов в банке. Агентство Evans Data опубликовало весьма интересные сведения о безопасности баз данных американских банков и финансовых организаций. Согласно опросу, проведенному среди 750 разработчиков баз данных, проблемы с защитой информации в 2001 г. испытывали около 12% компаний США и Канады, причем для банковского сектора этот показатель достиг рекордной отметки в 27%. Причина - привлекательность финансовых баз данных для хакеров, которые могут получить доступ к счетам или информации о них.

Максим Букин






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.