МТС vs «ВымпелКом» - главная интрига на сотовом рынке России



Объявление квартальных результатов двух крупнейших компаний мобильной связи уже стало для участников фондового рынка и аналитиков событием настолько же будничным, насколько обычным для жителей российских мегаполисов стало использование сотовых телефонов. Компании похоже отказались от проведения театрализованных шоу по поводу привлечения очередного миллионного абонента, банкетов для прессы и перерезаний ленточек в здании очередного регионального филиала. И «ВымпелКом» и МТС теперь просто сообщают скупые факты о своих достижениях в привлечении новых абонентов, о росте доходов и расширении сети в регионах. МТС вообще отказалась от проведения каких-либо пресс-конференций и, как это делает большинство солидных транснациональных корпораций, ограничилась распространением пресс-релиза для журналистов и конференц-звонком для специалистов и аналитиков. Между тем, интрига на сотовом рынке России не только не пропала, а становится все более захватывающей.

Тарифные войны и тактическая борьба за привлечение новых абонентов на московском рынке уступают место более сложным маневрам стратегического характера. "ВымпелКом" решил осваивать регионы самостоятельно – строить сети с нуля там, где у компании есть лицензии. МТС смело приобретает уже функционирующие региональные сети с сотнями тысяч абонентов, вкладывает средства в их дальнейшее развитие, «переводит» их под свою торговую марку. Обеим компаниям не удается финансировать региональную экспансию исключительно из собственной операционной прибыли и для реализации своих стратегических планов необходимо привлекать заемные средства. Хватит ли у "Вымпелкома" и МТС средств для того, чтобы заполучить рынок? Успеют ли они построить свои сети и привлечь абонентов пока конкуренты не успели развернуться и пока рынок не начал «заполняться» как это произошло в Москве? Кто из них «сойдет с дистанции»?

Сравнительная таблица результатов

Наименование

МТС

ВымпелКом2Q022Q02Чистая выручка, MUSD326,2173,4Прибыль до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений (EBITDA), MUSD162,071,8Маржа прибыли до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений (EBITDA)49,7%41,4%Чистая прибыль, MUSD66,821,9Общее число абонентов, миллионов4,373,28Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), USD25,718,9Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты16794,7Коэффициент оттока абонентов, %7,76,9Затраты в расчете на одного абонента, USD3931,3

Пока в этой стратегической борьбе предпочтительным выглядит положение МТС. У МТС значительно более солидный собственный инвестиционный потенциал, а это может оказаться решающим фактором если инвесторы, напуганные банкротствами крупнейших мировых телекоммуникационных компаний, «отвернутся» от этой отрасли и привлечение заемных средств для российских сотовых операторов станет весьма сложным делом. При том, что компания осуществляет капитальные инвестиции на сумму более 350 миллионов долларов, она «зарабатывает» около 500 миллионов в год самостоятельно и таким образом может приобретать некоторые новые региональные активы и одновременно развивать сеть и без привлечения средств на стороне.

Несмотря на то, что "ВымпелКом" отстает от МТС по основным финансовым показателям, компания реализовала очень важную для себя задачу – получила и удерживает лидирующую позицию на московском рынке. Доля рынка "ВымпелКома" в общем объеме абонентской базы в Москве в конце августа 2002 года составила 53%. МТС не удалось переломить ситуацию в свою пользу даже за счет резкой активизации рекламной компании и увеличения более чем на 50% рекламного бюджета. Тем не менее, МТС значительно отрывается от остальных операторов федерального масштаба по числу абонентов за пределами Московской лицензионной зоны.

Распределение абонентов по регионам

 МоскваС.ПетербургРегионыМТС2,570,501,30"ВымпелКом"2,85-0,40"МегаФон"0,121,150,70

Пожалуй самым интересным результатом деятельности операторов сотовой связи является то обстоятельство, что при продолжающемся росте абонентской базы они сохраняют достаточно высокие показатели доходности и рентабельности. МТС, например, демонстрирует рост среднего абонентского счета в московской лицензионной зоне и очень незначительное снижение доходности по сети в целом. По мнению аналитика агентства Advanced Communications Media Антона Погребинского улучшение финансовых показателей связано прежде всего с сезонными факторами и активизацией трафика в сетях в период дачно-отпускного сезона. При этом, как отмечает Погребинский: «введенный в начале лета МТС специальный тарифный план не привел к резкому сокращению выручки МТС в расчете на одну минуту эфирного времени». При резком существенном росте трафика в московской лицензионной зоне в расчете на одного абонента это привело к некоторому увеличению среднего счета.

Хотя это и не стало неожиданностью для большинства наблюдателей на рынке, весьма позитивным результатом является то, что не исчерпаным до конца является потенциал даже самого продвинутого – Московского рынка. Охват услугой сотовой связи в московской лицензионной зоне уже достиг 38%, а "ВымпелКому" по прежнему удается «продавать» около 200,000 контрактов в месяц и привлекать около 130,000 новых абонентов с учетом оттока. Вероятно, уровень «насыщения» рынка находится несколько выше чем ожидало большинство экспертов. Доля МТС в объеме московских продаж в среднем за второй квартал и полугодие несколько меньше, но в июле МТС практически удалось восстановить паритет с "ВымпелКомом" по числу новых абонентов в московской лицензионной зоне.

Приятной новостью для участников рынка было и то обстоятельство, что МТС удалось выйти на уровень положительной рентабельности в Санкт-Петербурге. Аналитик Объединенной Финансовой Группы Алексей Яковицкий отмечает, «что достижение уровня рентабельности МТС в Санкт-Петербурге является наилучшим подтверждением справедливости агрессивной стратегии приобретения доли рынка за счет некоторого снижения доходности на первоначальном этапе развития сети». Успех МТС в известной степени придает уверенности всем операторам сотовой связи, которые вышли на региональные рынки помогает им преодолеть скептицизм некоторых финансистов в отношении потенциала региональных сетей.

Цыплят, как гласит народная мудрость считают по окончании теплого сезона... Эта мудрость вполне применима и к абонентам сотовых сетей, а значит и к остальным показателям их деятельности. Осенью и МТС и "ВымпелКом" вероятно столкнутся с отткоком «дачных» абонентов и многие из положительных тенденций первой половины могут быть несколько снивилированы. Ну а пока... российские сотовые операторы являются самыми динамичными в Восточной Европе компаниями (а МТС, вдобавок, и самой крупной) и сохраняют завидные показатели рентабельности.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.