Серый рынок мобильных телефонов или эпоха спада



Как-то недавно сидели мы с приятелями, и зашел разговор о серых телефонах, потом перекинулся на такую же бытовую технику и снова вернулся к телефонам. Пришли к выводу, что потребитель стал умнее, выбирает качественный товар и не клюет на скидку при покупке серого аппарата. Продажи серых поставщиков падают, да и товар приобретать стало все труднее. А ведь эта область еще несколько лет назад была сверхприбыльной, да и сейчас чего греха таить еще приносит ощутимый доход тем, кто смог "выжить" в изменившихся условиях. Как с неофициальными мобильными телефонами обстоит дело сейчас, вы узнаете в сегодняшней статье. О том, как это было раньше можно поинтересоваться в другом материале, написанном более 2 лет назад. С этой старой статьей связанно много интересного. Во-первых, ее опубликовали в еженедельнике Деньги, это был первый материал на эту тематику, модной тема стала уже значительно позднее. Во-вторых, ваш покорный слуга совершенно неожиданно познакомился с людьми, занимающимися серым рынком, в частности, привозом телефонов сюда. Из историй рассказанных ими можно составить не самый плохой роман. Рекомендую предаться ностальгии и почитать как это было, весьма познавательно. Для остальных же прелагается сегодняшний материал.

Еще лет пять назад ничто не предвещало заката рынка серых телефонов, везли их много и отовсюду. Процент официальных продаж был тогда не сравним с объемами компаний, занимающихся добыванием оборудования самостоятельно. Зачастую речь шла даже не просто о крупных прибылях, а о сверхприбылях, когда навар с одного аппарата составлял как минимум 2-3 его цены. Позднее условия немного изменились, стали возникать иногда проблемы на таможне, закупочная цена поднялась, но прибыльность оставалась достаточно высокой. В это время появляются первые компании, стремящиеся торговать чистым или, как его еще называют, белым оборудованием. Первое время на них смотрели весьма специфично, ну посудите сами, кто же в здравом уме откажется от денег, благо риск невелик. Сегодня же можно уверенно говорить, что эти компании не промахнулись и сделали верную ставку в этой большой игре, а тому было несколько причин. Давайте попытаемся охватить взглядом основные факторы, влиявшие еще вчера на ценообразование и принимаемые в расчет сегодня.

Представим себе идеальную ситуацию, когда каждый отдельно взятый производитель проводит одинаковую ценовую политику во всех странах и для всех оптовых покупателей. При этом одни и те же модели телефонов отличаются локализацией под требования каждой конкретной страны, в остальном их характеристики совпадают. Нарисованная нами картина идеальна, в нашем мире этого произойти не может в силу различных причин. С ходу можно назвать разное географическое положение стран и их удаленность от заводов, как следствие, разные расходы на транспортировку и хранение товара. Стоит принимать во внимание и различия в местном законодательстве, которое подчас требует кардинальных изменений упаковки, различной комплектации телефонов. Но все эти факторы заставляют оптовую стоимость телефона увеличиваться не более чем на 5 процентов, столь малое изменение можно практически не принимать во внимание. Ведь действительно, вы как крупный торговец телефонами не поедете в Германию за аппаратами Siemens, которые в оптовой партии от дистрибьютора будут стоить на 5 процентов дешевле.

Стоит оговориться, что компании производители в большинстве случаев четко выдерживают свое же территориальное деление, никто не будет отгружать в Германии телефоны для России, вас попросят оформить заказ в своей стране и дальше уже он пойдет по наработанной схеме. Производителю не выгодно ломать устоявшиеся бизнес схемы даже для относительно крупных заказов в сотни тысяч штук, более того, оптовая цена от производителя будет примерно одинакова во многих странах. Безусловно, сказываются таможенные сборы и транспортировка, но выиграть кардинально на закупках у производителя в другой стране не удастся. Это ставит нас перед фактом, что покупки будут возможны лишь у крупного дистрибьютора, который с одной стороны обеспечит количество аппаратов, а с другой стороны сможет предложить приемлемую цену. Теперь снова плюсуем расходы на дорогу, таможню, а также на локализацию аппаратов (меню и инструкция), ведь ее не было. Нехитрые подсчеты показывают, что цена вырастет намного больше, чем на 5 или даже 10 процентов, в дополнение привезенное оборудование не будет иметь сертификатов для продажи в России, т.е. будет нелегальным.

Но вы вправе возразить, что все написанное выше - ерунда, ведь серый рынок как был, так и существует. Его размеры достаточно велики, а значит, где-то телефоны можно взять по стоимости более низкой, чем у производителя. Да, действительно, дешевые телефоны есть у операторов, которые до недавнего времени субсидировали их продажи. На практике это выглядело таким образом, что часть стоимости за телефон вместо вас платил оператор, но при этом по договору вы не могли продать телефон и были должны использовать его в течение определенного времени. Дорогие имиджевые модели, не говоря уж о бюджетных, стоили копейки, если вообще что-то стоили, а не отдавались бесплатно в приложение к контракту. Существовало несколько способов приобретения больших количеств таких аппаратов, в большинстве случаев они были нелегальными и ущемляли интересы операторов. Единственный, честный способ приобретения телефонов заключался в покупке у операторов аппаратов, которые использовались для test drive, но их количество было не слишком велико. Операторы, идя на субсидирование аппаратов, стремились к одной цели, привлечь клиента в свою сеть, при этом они брали в расчет неизбежные издержки и потери. Реальность оказалась более суровой, чем самые пессимистичные расчеты, телефоны стали уходить в другие страны и больше в сети оператора никогда не появлялись.

Настал момент, когда нужно было либо отказываться от субсидирования вообще, либо как-то защищать терминалы, был выбран второй путь. Производители по просьбе операторов привязывали телефоны к работе только в сети этого оператора, при этом стоимость таких аппаратов была меньше, нежели у обычных, подчас весьма значительно. На короткий период времени казалось, что решение найдено, но вскоре все вернулось на круги своя. Серые поставщики стали доплачивать дополнительные деньги за разблокировку аппаратов, которая была весьма проста, как и сами телефоны на тот момент. Процесс разблокировки для аппаратов 1998-2000 года выпуска можно было осуществить с обычного ПК при наличии кабеля и специального программного обеспечения. Появилось множество людей, которые стали предлагать свои услуги в этом сегменте рынка, в большинстве своем не профессиональные, но это уже тема для отдельного материала.

Новые поколения аппаратов имеют улучшенные функции защиты, в них изменен процесс перепрошивки программного обеспечения. Телефоны теперь на порядок сложнее, прошивка стала состоять из нескольких частей и неквалифицированная замена одной из них приводит к частичной неработоспособности аппарата в целом. Если раньше можно было говорить лишь о том, что после разблокирования аппараты часто теряют сеть, уменьшается время их работы (сбой настроек трансивера при перепрошивке), то сейчас число возможных ошибок значительно увеличилось. Об этом косвенно говорит и тот факт, что иногда и в сертифицированных СЦ, имеющих доступ ко всей информации и оборудованию, умудряются не вылечить телефон с первого раза. За усложнением программного обеспечения не стоит усматривать злой умысел производителей, мы наблюдаем эволюционное развитие техники, она усложняется. Более того, сейчас операторы могут заказывать у производителей наличие той или иной функции в телефоне, в зависимости от этого будет изменяться и его цена.

Вывод, который можно сделать из того, что телефоны стали сложнее очевиден, их разблокировка также стала более трудоемкой, а значит, за нее берут уже другие деньги. Но и это не основной фактор на сегодня, первую скрипку все-таки играет отказ операторов от масштабного субсидирования, в Европе просто не осталось множества дешевых или если называть вещи своими именами бесплатных аппаратов. Этот процесс начался около года назад и постепенно набирал силу.

Основным препятствием для прекращения субсидирования вообще стал спад продаж в Европе, наметившаяся стагнация привела к тому, что на рынке появилось множество невостребованных аппаратов. Планы компаний производителей по реализации продукции стали трещать по швам, поэтому зачастую операторы получали весьма выгодные предложения по ценам очень близким к себестоимости продукции. Но как только спад прекратился и начался пусть небольшой, но рост, условия игры изменились. Производители хотят окупить свои затраты в предыдущий период, как ни странно, но с ними в этом желании солидарны и операторы. Как следствие, дотация, как явление практически исчезло совсем и обрело не столь массовый характер. Не в последнюю очередь в происходящих событиях играет роль усиление экономики объединенной Европы, именно оно стимулирует оживление продаж мобильных телефонов.

Складывается ситуация, когда в Европе неоткуда взять дешевые аппараты, а отличия азиатских версий от европейских у всех производителей слишком сильны, чтобы привозить их. Это основная причина, по которой сейчас мы наблюдаем спад серого рынка. Несколько компаний, поставлявших серые аппараты на наш рынок, уже изыскивают возможности для того, чтобы стать официальными дистрибьюторами, они не смогли спланировать свое долговременное развитие и сейчас спешно пытаются исправить ситуацию.

Если экономическая ситуация в Европе ухудшится, то мы не увидим роста этого рынка, так как в таких условиях никто, ни операторы, ни производители не пойдут на субсидирование аппаратов.

Родные пенаты

Еще недавно доля серого рынка в России превышала половину объема всего рынка, сейчас она составляет по разным оценкам от 30 до 50 процентов и продолжает сокращаться. Безусловно, корни этого процессора нужно искать в экономической ситуации, сложившейся в мире, об этом говорит, например, Александр Углов, менеджер по продуктам компании Siemens. “Можно считать, что кризис перепроизводства мобильных телефонов преодолен, и предложение практически адекватно спросу, прекратились незапланированные снижения цен рядом производителей. Операторы прекратили проводить политику дотаций, что также сказалось на рынке. Если говорить о России, то здесь важную роль играет укрупнение розничных сетей, которые уделяют большое внимание “качеству закупок”. С другой стороны, за несколько последних лет и потребитель стал более образованным, он сознательно платит до 5 процентов от цены за оригинальное оборудование”.

Наибольшая доля серых аппаратов приходится на недорогие телефоны, в среднем и высоком ценовом классе официальные поставки превышают неофициальные. Если 5 лет назад в большинстве салонов связи стояли на витринах серые аппараты, то сейчас ситуация обратная, и компании, специализирующиеся исключительно на таком оборудовании можно пересчитать по пальцам. Любопытно, что в периоды, когда на рынке не хватает той или иной модели, дистрибьюторы могут закупить ее по серым каналам. При этом закупается оборудование того производителя, с которым не налажены официальные отношения, ведь в ином случае продавец способен потерять свой сертификат. В реальности крупные розничные сети уже не поставляют подобное оборудование (исключение составляет лишь одна подобная сеть), им проще и действеннее продавать официальное оборудование. Вот как характеризует эту ситуацию Андрей Быченко менеджер по продуктам компании Motorola.

“Соблазн поставить “серый” телефоны может возникнуть и у официальных дистрибьюторов, но, как правило, только в период сезонных распродаж, например, под праздники и распродажи, когда на рынке возникает дефицит телефонных аппаратов от производителей. Но официальным дистрибуторам заниматься “серым” импортом крайне невыгодно не только из-за того, что это грозит им лишением сертификата дистрибьютора, но и потому что это им политически неоправданно, так как они позиционируют себя и свой бизнес как легальный и заботятся о своем брэнде.

Тему нелегального “серого” импорта, который наносит ущерб российскому потребителю, мы затронули 1,5 года назад. С помощью правильной информационной политики мы смогли снизить объем серых поставок на 10% в 2001 году. Это достаточно серьезное достижение, которое мы могли представить только в очень оптимистичном прогнозе”.

Напоследок хочется добавить, что искоренить серый рынок вообще нельзя, всегда будет небольшой процент аппаратов, которые будут привозиться в другую страну небольшими партиями. Пример вполне благополучных европейских стран показывает это со всей ясностью, даже в Великобритании, на территории которой практически безраздельно властвует Vodafone, есть серый рынок. А ведь именно из этой страны еще несколько лет назад везли множество дешевых аппаратов в страны Восточной Европы. Осмелюсь предположить, что в нашей стране серый рынок будет держаться в ближайший год за счет регионов, затем последует его уменьшение. В конечном итоге серые аппараты будут занимать до 15 процентов в общей структуре продаж, не более того.

Эльдар Муртазин






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.