В помощь начинающим, ч.1



Данной публикацией мы открываем цикл статей о дополнительных услугах в сотовой связи. А конкретнее – в GSM, самом распространенном и наиболее продвинутом на сегодняшний день стандарте.

Статистика утверждает, что в последнее время компании-операторы сотовой связи все больше внимания уделяют дополнительным услугам. И это понятно: когда конкуренты находятся примерно в равном положении (приблизительно одинаковая зона покрытия), удержать абонентов одними только низкими тарифами практически невозможно: на следующий же день соперник снизит цены, и клиенты переметнутся к нему. Удержать абонента можно тем, чего нет у конкурента: качеством обслуживания, удобством пользования, новыми услугами и т. д. Но мало предложить – нужно еще и убедить абонента, что это действительно удобно и что этим можно и нужно пользоваться в повседневной жизни. В этом смысле сотовая связь не слишком отличается, например, от продажи товаров повседневного спроса. Многие западные операторы весьма преуспели в продвижении новых услуг и значительную долю прибыли получают именно благодаря им (взять хотя бы массовое распространение SMS-технологии).

Попробуем сориентироваться во всем многообразии дополнительных услуг, которые предлагают операторы. И начнем с базовых услуг GSM.

По-английски эти услуги называются Supplementary Services. Компания-оператор сотовой связи может предоставлять их сразу же после постройки сети – как только появляется возможность звонить с мобильного телефона. Никакого дополнительного оборудования, кроме уже существующего, оператору закупать не нужно – нужно просто, чтобы оно было соответствующим образом сконфигурировано.

Для того чтобы воспользоваться данными услугами, абоненту необходимо подключить их в основной базе данных сети GSM – в так называемом Home Location Register (HLR). А подключиться можно разными способами:

  • При заключении контракта. Правда, в этот момент на вас вываливается такое количество информации о тарифах и моделях телефонов, что предложение еще каких-то услуг может быть воспринято как «впаривание».
  • При звонке или при обращении в абонентскую службу. Вы уже наигрались со своей новой трубкой, вам хочется узнать, на что же она еще способна, и тут вам в руки попадает рекламный буклет с необходимой информацией…
  • При использовании каких-то других схем, например Beeoffice в «Би Лайне»: вы звоните по бесплатному номеру, слышите: «Ваша заявка принята» – и через некоторое время услуга уже подключена.

Обычно за подобные услуги взимается ежемесячная абонентская плата: она будет включаться в ваши счета, если вы обычный абонент, или вычитаться из вашего баланса, если вы используете предоплатную схему типа «Би+».

После того как услуга подключена в HLR, ее нужно активировать с телефона. Обычно структура меню телефона устроена таким образом, чтобы ту или иную функцию можно было найти интуитивно, в любом случае всегда можно обратиться к инструкции, прилагаемой к телефону, или позвонить в абонентскую службу компании-оператора.

Итак, что же это за услуги?

Начнем с «Переадресации вызова» (Call forwarding, Call divert, рис. 1). Если подключить эту услугу, входящие звонки будут приходить не на ваш номер, а на любой другой. И, например, возвратившись домой, вы сможете переадресовать все входящие звонки на домашний номер. Или на время совещания переадресовать все вызовы секретарю. При этом ваш мобильник может быть включен, или с него можно делать исходящие звонки.

Рис. 1. Переадресация вызова

Переадресация может быть:

  • безусловной (unconditional, all calls): это переадресация в любом случае;
  • если абонент занят (if busy): если вы уже разговариваете по мобильному, второй входящий звонок будет переадресован;
  • если нет ответа (if no reply): если вы не снимаете трубку в течение определенного времени (промежуток времени тоже устанавливаете вы: 5, 10, 15, 20, 25 или 30 секунд), входящий звонок будет переадресован;
  • если абонент недоступен (when unreachable): вы находитесь вне зоны действия сети или телефон выключен.

Наибольшей популярностью пользуется переадресация на номер голосовой почты (об этой услуге мы расскажем в одной из следующих статей) – в том случае, если абонент недоступен. Вы можете быть абсолютно уверены: ни один входящий звонок не будет пропущен.

Если у вас, кроме вашего основного голосового номера, есть номера для передачи данных и факсов, соответствующие входящие звонки можно переадресовывать на факс или на модем.

Переадресацию можно активировать и набрав определенную последовательность из звездочек, цифр и решеток. Запомнить эти коды, конечно, трудно, зато они одинаковы для всех GSM-телефонов (по крайней мере, должны работать одинаково, в противном случае можно предъявлять претензии производителю телефона). Например, для того чтобы установить переадресацию входящих голосовых звонков на какой-то номер в случае вашей недоступности, нужно набрать последовательность **62*номер*11# и нажать клавишу «Send» (зеленая трубка). Полный список всех кодов можно найти на в разделе «Специальные услуги связи».

Иногда хочется, чтобы вам не докучали звонками, но в то же время можно было бы делать исходящие звонки. Или вы отдали телефон теще и хотите, чтобы она могла только принимать входящие вызовы, но не могла звонить сама. В этой и подобных ситуациях вам, безусловно, пригодится услуга «Запрещение вызовов» (Call barring, Call restriction, рис. 2). Более того, вы сможете выбрать наиболее подходящий вам тип запрещения:

Рис. 2. Запрещение вызова

  • всех входящих вызовов (incoming calls);
  • входящих при роуминге, то есть когда вы зарегистрированы в GSM-сети в другом городе или стране (incoming calls when roaming);
  • всех исходящих вызовов (outgoing calls);
  • всех исходящих международных вызовов (international calls);
  • всех исходящих международных вызовов за исключением тех, которые адресованы в свою страну при роуминге (international calls except to home country).

При активации данной услуги необходимо ввести пароль, состоящий из четырех цифр. Установленный производителем пароль – 0000 – в дальнейшем можно изменить.


Функцию запрещения вызова обычно используют сами компании-операторы – чтобы блокировать украденные или утерянные телефоны, а также абонентов, исчерпавших свой баланс. Иными словами, абонентам, как правило, не позволяется самостоятельно устанавливать запрет на вызовы.

«Ожидание вызова» (Call waiting) и «Удержание вызова» (Call holding, рис. 3). Обычно эти базовые услуги «живут и работают» в паре под общим именем «Ожидание вызова», хотя, в принципе, отвечают за разные вещи. Непосредственно услуга «Ожидание вызова» позволяет во время разговора по мобильному телефону увидеть и услышать (на дисплее высвечивается соответствующая информация и раздается звуковой сигнал), что вам еще кто-то звонит. Если у вас активирована услуга «Удержание вызова», вы сможете переключиться на этого второго звонящего, оставив первого в «подвешенном состоянии» (его будет развлекать автоответчик или музыка – до тех пор, пока вы снова не переключитесь на него). Закончив разговор со вторым, вы сможете снова переключиться на первого. Кроме того, эта услуга позволит во время разговора с одним собеседником набрать номер другого и последовательно переключаться между ними. Подсказки меню телефона позволят вам не запутаться во всех этих перемещениях-переключениях. Ну а если вы не захотите откликаться на второй входящий звонок, то звонящему будет казаться, что вы просто не берете трубку.

Рис. 3. Ожидание вызова

На дисплее аппарата можно посмотреть текущий статус каждой описанной услуги («Переадресация вызова», «Запрещение вызова» и «Ожидание вызова») в HLR и деактивировать каждую конкретную услугу при помощи меню или специальных символов.

С «Определителем номера» (Calling Line Identity Presentation, рис. 4) все более или менее ясно: эта услуга аналогична той, что доступна и в стационарных сетях. На дисплее мобильного телефона высвечивается номер звонящего, при этом, если номер забит в записной книжке вашего телефона или в записной книжке SIM-карты, появляется еще фамилия или имя звонящего.

Рис. 4. Определитель номера

Конечно, если звонящий c мобильника активизировал услугу «Антиопределитель номера» (Calling Line Identity Restriction, рис. 5), или телефон звонящего из сети общего пользования оснащен функцией «Анти-АОН», номер определить не удастся. Вы не сможете определить, кто вам звонит (пока не начнете с ним разговаривать), и в том случае, если городская АТС звонящего не передает нужную служебную информацию (если АТС старая или не имеет соответствующего оборудования).

Рис. 5. Антиопределитель номера

Если вам частенько приходится одновременно разговаривать с несколькими людьми, находящимися в разных концах города, рекомендуем активировать услугу «Конференц-связь» (Multi Party, рис. 6). Вы будете разговаривать со всей честной компанией, как будто находитесь в одной комнате. Увы, лиц собеседников вы видеть не сможете. Конечно, это не очень важно при телефонном разговоре с одним человеком (вы настраиваетесь на определенный тембр голоса и стиль разговора), но, например, пять галдящих приятелей могут создать некоторую неразбериху. Впрочем, со временем можно к этому привыкнуть.

Рис. 6. Конференц-связь

Управляться с конференц-связью несложно: звоните первому собеседнику и во время разговора нажимаете «2» и «Send» – и все: первый «подвешен». Набираете номер второго, и после установления соединения нажимаете «3» и «Send» – и вот уже вы втроем можете обсуждать место встречи.

Мобильный телефон позволяет передавать данные и факсы, но об этой услуге мы поговорим в статье, посвященной передаче данных.

Особняком стоит и другая базовая функция GSM (язык не поворачивается назвать ее услугой) – «Автоматический роуминг» (roaming). О нем известно каждому, кто посещал другой город или страну. Если в этом городе есть сеть GSM, а у местного оператора – роуминговое соглашение с вашей компанией-оператором, то при включении мобильного телефона вы зарегистрируетесь в этой новой сети и будете пользоваться своим телефоном так же, как у себя дома. За исключением того, что в этой сети могут быть другие правила набора и коды выхода на междугородную и международную связь могут отличаться от тех, к которым вы привыкли.

Чтобы не запутаться, в любой сети можно использовать международные правила набора: +<код страны> <код сети> <номер>. Например, если вы звоните в Москву по номеру: 123 4567, набирайте: +7 095 1234567, этот алгоритм работает везде, даже при звонке из Москвы. А если вы звоните, например, на федеральный номер «Би Лайна»: 8 903 234 5678, соответственно набирайте: +7 903 2345678.

Входящая связь никаких дополнительных неудобств при роуминге не доставляет. Человек, звонящий вам по вашему обычному, например московскому, номеру, может и не заметить, что вы находитесь в другой стране. Если только ваш телефон не оказался выключен и у вас не установлена переадресация на голосовую почту. В этом случае звонящий услышит автоответчик на непонятном (или понятном, если он им владеет) языке. Учтите, что в роуминге входящие звонки будут считаться для вас международными и будут тарифицироваться по международным тарифам вашего оператора для страны, в которой вы находитесь (вот тут бы очень пригодилось запрещение входящих вызовов при роуминге!).

Остается только посоветовать: перед тем как заказать услугу роуминга у своего оператора, не сочтите за труд узнать тарифы местного оператора на международную связь, чтобы избежать неприятных финансовых сюрпризов. Если вы едете в город, где больше одного GSM-оператора, можно будет выбрать ту сеть, в которой вы хотели бы зарегистрироваться (где выгоднее тарифы). Пункт меню, где можно произвести соответствующие настройки, обычно называется Network selection («Выбор сети»). Установите ручной режим поиска вместо автоматического, и через некоторое время на дисплее появятся названия всех доступных в данном месте сетей, из которых и можно будет выбрать самую оптимальную. Более подробно о роуминге можно прочитать в Mobile News №5 (24), 2002.

Для того чтобы предоставлять другие услуги, Value Added Services (услуги с добавлением стоимости), компаниям-операторам приходится обзаводиться специальным оборудованием (плюс к коммутационному). Но о них мы поговорим в следующих статьях.

Евгений Емельянов






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.