В помощь начинающим, ч.2



В статье «В помощь начинающим» мы говорили о тех дополнительных услугах сотовой связи, которые реализуются базовым сетевым оборудованием, то есть которые предлагаются (или должны предлагаться) любой компанией-оператором. Есть, однако, еще, по крайней мере, две дополнительные системы, которые покупаются операторами в самом начале наравне с базовым оборудованием, ибо без услуг, реализуемых при помощи этих систем, мы уже не представляем себе сотовую связь. Речь идет о коротких сообщениях и голосовой почте.

Что касается услуг, объединенных словом «Messaging» (передача сообщений), то это отдельная тема для разговора, поскольку здесь можно проследить определенную эволюцию. Корни восходят к пейджингу, некогда очень популярному сервису. SMS (Short Message Service, сервис коротких сообщений), первенец семейства, подобно пейджингу, позволяет принимать и отображать на дисплее терминала текстовые сообщения. Как и пейджер, телефон при приеме сообщения подает сигнал. Но на этом сходство заканчивается. Во-первых, SMS позволяет еще и посылать сообщения с телефона на телефон или на приложения. Во-вторых, SMS – это гарантированная доставка сообщений. То есть если вы находитесь вне зоны действия сети, сообщение, посланное вам, будет вас дожидаться в базе данных оборудования, ответственного за SMS. Оборудование это называется SMS-центром и представляет собой сервер или несколько серверов, интегрированных с коммутационным оборудованием и другими системами. Как только сеть снова обнаружит вас, она даст знать об этом SMS-центру, и тот сразу же доставит сообщение на ваш телефон. Правда, сообщение может вас и не дождаться, если истечет срок его действия (например, ваш телефон будет выключен в течение двух недель). Этот срок или указывается в параметрах сообщения посылающей стороной, или берется тот, который используется в SMS-центре по умолчанию.

Есть, правда, и свои недостатки у SMS по сравнению с пейджингом. Например, это небольшая длина сообщений – 160 символов текста или 140 байт бинарного сообщения. Длина сообщения зависит еще от языка, на котором вы его набираете. Если ваш аппарат поддерживает кириллицу (так называемую кириллическую кодировку UCS2) на отображение и ввод символов, то вы можете, соответственно, читать и посылать сообщения по-русски. При этом максимальная длина сообщения сокращается до 70 символов из-за того, что на каждый символ этой кодировки требуется 2 байта. Поскольку не все телефоны поддерживают русские SMS-сообщения, многие пользователи обмениваются сообщениями, написанными на транслитерации, то есть по-русски, но латинскими буквами. Поначалу ничего не понятно, а потом привыкаешь.

Итак, один человек может послать другому SMS-сообщение с какой-то информацией. Зачем, если можно позвонить? Во-первых, передача SMS-сообщений дешевле, чем голосовой трафик, так как занимается меньше ресурсов сети. Во-вторых, сложную для запоминания информацию, такую, как адреса, номера телефонов и т. д., легче посылать именно таким образом, а не диктовать по телефону. Все равно под диктовку придется куда-то записывать, а это не всегда удобно, особенно в дороге, и при этом еще можно ошибиться. В-третьих, это удобное средство общения, когда разговор по телефону нежелателен, например, на совещаниях, лекциях и т. д. В-четвертых, если абонент, с которым вы пытаетесь связаться, недоступен, вы можете послать ему сообщение, зная, что он получит его, как только включит телефон или выйдет из метро. Кстати, можно общаться одновременно с несколькими людьми при помощи SMS-сообщений, если ваши телефоны поддерживают функцию SMS-чат. Кто видел, как работают чаты в интернете, может представить себе нечто подобное на экране мобильника.

Теперь о том, как эти самые сообщения посылать. Обычно в телефонах коротким сообщениям посвящен отдельный раздел меню. Необходимый и достаточный набор пунктов меню для этого сервиса следующий: «Создать новое сообщение», «Входящие», «Отправленные» и «Параметры» (в разных телефонах названия могут различаться). Все остальное производители телефонов добавляют для большего удобства пользователя. В пункте «Параметры» задается адрес вашего SMS-центра, через который вы посылаете сообщения. Кроме того, здесь вы можете включить функцию уведомления о доставке, благодаря которой, как только принимающий телефон получит ваше сообщение, вы сразу об этом узнаете. Названия «Входящие» и «Отправленные» говорят сами за себя, а вот о том, как создать новое сообщение, стоит поговорить.

Поскольку клавиатура мобильного телефона сделана таким образом, что каждой кнопке соответствует несколько символов, это вызывает определенные трудности при наборе сообщения. Для того чтобы набрать, например, символ F, нужно нажать на одну кнопку 3 раза. Чтобы помочь пользователю, производители предлагают различные решения: полную клавиатуру на телефоне, если позволяют размеры и дизайн, как, например, на Nokia 5510, или выносную клавиатуру, пристыковываемую к телефонам Ericsson. Из программных средств предлагаются системы интеллектуального ввода текста, из которых наиболее известна система T9. Она позволяет нажимать один раз на одну кнопку, содержащую нужный вам символ. Чтобы, например, набрать слово «Home», нужно по порядку нажать кнопки 4 (GHI), 6 (MNO), 6 (MNO), 3(DEF). После этого система предложит варианты, соответствующие этой последовательности кнопок и содержащиеся в ее словаре: «Good», «Gone», «Home» и др., а вы должны будете просто выбрать нужное слово.

Англоязычные пользователи для облегчения набора сообщений активно используют специальный сленг, позволяющий сокращать слова. Например, 4u означает for you, 2u – to you и т.д. Экономия в 3 раза, главное, чтобы сленг был понятен обеим сторонам. Более того, в сообщениях можно выражать эмоции при помощи так называемых смайликов, обозначающих наклоненные рожицы. Например, :-) означает радость или шутку, а :-( – грусть.

Во многих моделях телефонов есть также возможность создавать шаблоны сообщений. Это удобно, если вам приходится периодически посылать сообщения сходного содержания: «Перезвони» или «Где ты?» и т. д. Вот, например, писали, что в одной из мусульманских стран уже используют короткие сообщение для уведомления о разводе. А если жена не одна, а десять? В этом случае как раз пригодятся шаблоны :-)

Ну а если уж совсем лень набирать сообщение, многие операторы предоставляют услугу SMS-пейджинга (родные корни все-таки), сотрудничая с какой-нибудь пейджинговой компанией. Вы звоните по определенному номеру и диктуете девушке-оператору номер получателя и свое сообщение, которое благодаря шлюзу между этой компанией и вашим SMS-центром при помощи нехитрых манипуляций преобразуется в обычное SMS-сообщение.

Вы наверняка уже знаете, что сообщения могут приходить вам не только с других телефонов, но и, например, от компании-оператора с информацией о каких-то новых маркетинговых акциях или тарифных планах. В роли посылающего источника при этом выступает некая программа, работающая на сервере, подключенном к SMS-центру.

В последнее время все большее распространение получает рассылка информационно-развлекательной информации в коротких сообщениях. Для этого создаются специальные SMS-порталы, как, например, «БиОнЛайн» (), также подключенные к SMS-центрам оператора и предлагающие довольно обширный набор сервисов. Идея такова: вы заходите на Web-сайт портала, регистрируетесь на нем, выбираете интересующие вас темы, и вам с определенной периодичностью (ежедневно, еженедельно и т. д.) начинают приходить короткие сообщения с анекдотами, гороскопом, новостями футбола, котировками акций или еще какой-то информацией. За это оператор берет с вас, например, ежемесячную абонентскую плату. Портал, в свою очередь, взаимодействует с поставщиками информации, так называемыми контент-провайдерами, которые поставляют ему необходимую информацию в структурированном виде, скомпонованную таким образом, чтобы она помещалась в одно короткое сообщение.

То, что описано выше, можно назвать информационными сервисами SMS-push (от англ. push – толкать), т. е. по сути это рассылка. Такого рода сообщения могут рассылаться не только периодически, но и по мере наступления определенного события. Например, многие порталы предлагают зарегистрировать у них электронный почтовый ящик, чтобы в случае прихода для вас нового электронного письма на ваш телефон приходило короткое сообщение, содержащее адрес отправителя, тему и начало письма.

Кроме того, существуют сервисы SMS-pull (от англ. pull – тянуть), позволяющие получать информацию по запросу пользователя. Нет необходимости каждый день узнавать сумму остатка на вашем банковском счете или ближайшую аптеку в районе метро «Савеловская». Такого рода информацию удобно получать именно в тот момент, когда вам нужно, т. е. для рассылки она не пригодна. Для того чтобы воспользоваться сервисом SMS-pull, нужно послать короткое сообщение с кодовым словом на виртуальный номер портала. Портал обработает ваше сообщение и пришлет ответ, также в виде короткого сообщения. Недостатком этого подхода является то, что необходимо запоминать кодовые слова и номера портала, если вы не носите с собой постоянно рекламную листовку с описанием услуг. Как избегают этого недостатка, мы расскажем в дальнейшем, когда пойдет речь о SIM Application Toolkit.

Помимо описанных сервисов порталы часто предлагают еше такие, как интерактивные SMS-игры (хоть и без графики, но тоже довольно увлекательные), посылка сообщений с телефона на электронную почту и др.

Короткие сообщения, приходящие вам и отправляемые вами, хранятся на SIM-карте. Благодаря этому вы можете переставить SIM-карту в другой телефон, и вам все равно будут доступны все ваши сообщения. Количество ячеек под сообщения на SIM-карте ограничено, например, их может быть десять. Если все ячейки заняты, а вам посылают одиннадцатое сообщение, то оно доставиться не сможет (телефон вам об этом сообщит) до тех пор, пока вы не освободите место. Сообщения также могут быть перезаписываемыми. Это может использоваться, когда периодически посылаются сообщения от одного источника (т. е. от одного номера), но вас интересует только последнее по времени. Например, это касается сообщений от голосовой почты или сообщений о вашем текущем балансе.

Кроме текстовых, существуют также так называемые бинарные сообщения, которые не попадают во «Входящие» и которые, соответственно, нельзя прочитать. Они обрабатываются либо SIM-картой, либо телефоном в зависимости от того, какую служебную функцию выполняют и для какого устройства предназначены. На этом принципе построен довольно популярный сервис – загрузка с портала на телефон логотипов (картинок, размещенных на дисплее телефона) и рингтонов (мелодий, воспроизводимых при входящем звонке). На Web-сайте портала обычно их можно предварительно посмотреть и послушать. Если логотип или рингтон не умещается в одно сообщение, портал при отправке разбивает его на несколько сообщений, а телефон в свою очередь собирает вместе (конкатенирует). Телефон при доставке понимает, какого типа эти сообщения, и предлагает пользователю загрузить, прослушать, стереть или выполнить еще какие-то действия.

Теперь об услуге голосовой почты (Voicemail System, VMS). Это также не новое изобретение сотовой связи, данная функция давно уже используется производителями стационарных телефонов. Вам звонят, слышат автоответчик, потому что вас нет дома, и вам оставляют голосовое сообщение. Когда вы возвращаетесь, то можете это сообщение прослушать.

Мобильная связь отличается тем, что ваш телефон путешествует вместе с вами, поэтому сообщение можно оставить только в некоем почтовом ящике, из которого вы его потом заберете. Работает это следующим образом. Вы ставите переадресацию (о ней мы говорили в статье «Базовые услуги GSM»), допустим, по недоступности на номер голосовой почты. В «Би Лайне», например, это номер 600. После этого, как только вы вошли в метро, или у вас села батарейка, или ваш телефон попал под поезд, т. е. сотовая сеть потеряла вас из виду, любой позвонивший вам услышит автоответчик, предлагающий оставить для вас сообщение после сигнала. Если позвонивший последует совету, то, когда вы снова появитесь в зоне действия сети, вам придет SMS-сообщение, в котором будет написано, что у вас есть новое сообщение в вашем персональном голосовом почтовом ящике. Возможно, там будет также написано время, когда данное сообщение оставлено, и номер, с которого звонили (если система смогла его определить – смотри раздел «Определитель номера» в статье «В помощь начинающим»).

После этого вы радостно звоните по номеру голосовой почты, система определяет ваш номер и просит ввести ваш персональный цифровой пароль для доступа к ящику. Пароль может быть или первоначально одинаковым для всех абонентов (например, 0000), или вам его дадут в конверте при покупке контракта, или при первом обращении к голосовой почте вас попросит завести его интерактивная голосовая система (IVR, Interactive Voice Response). IVR – это технология голосового меню, которая используется многими услугами. Во время звонка вам перечисляют несколько вариантов действий и соответствующие им кнопки телефона, например: «Чтобы попасть туда-то, нажмите "1"». Цифры, соответствующие нажатым вами кнопкам, будут передаваться в систему в процессе разговора в тональном режиме DTMF (Dual Tone Multiple Frequency). Нажав определенную кнопку, вы можете попасть на следующий уровень меню и т. д., в зависимости от разветвленности дерева меню. Таким образом, выполнив необходимые действия, вы сможете прочитать оставленные для вас в системе голосовой почты сообщения, а кроме того, записать свой собственный автоответчик или поменять пароль.

Компании-операторы могут предоставлять еще отдельный городской номер, позвонив на который, вы попадаете в систему голосовой почты. Вас просят ввести свой сотовый номер, а дальше та же последовательность: пароль – голосовое меню.

Напоследок хочу привести реальную историю, которую рассказывали когда-то в абонентской службе одной из компаний-операторов. Звонит абонент и жалуется, что механическая женщина говорит ему по телефону, дескать, у него в почтовом ящике есть одно сообщение. «Я бегу к своему почтовому ящику, а там ничего нет…»

Евгений Емельянов






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.